Андрей Белый
Время
в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.
Михаил
Чехов.
Мне Вечность -
родственна.
Андрей
Белый.
Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев
(14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в
семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая
Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и
мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как
бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой
жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете
Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны
Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание
Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом
Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир
Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич
Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский,
Гиппиус... Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые
литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву
сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный
цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый
цвет Владимира Соловьева ).
В 1900 году Бугаев
окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех
его "симфоний" - "Северная" или "Героическая".
Писатель впоследствии
признавался, что называя свои первые прозаические опыты
"симфониями", он и сам толком не знал, что это такое.
"Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония"
было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения"
-одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.
Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть
выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым
повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во
второй "симфонии" с темой "вечного возврата" борется тема
жизнеутверждения.
Во второй
"симфонии" на первой же странице возникает образ солнца - зловещий
"глаз", уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки
"металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого
"Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет почти что языческого поклонения :
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в
золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце" посвящено
К.Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". Также в этом
сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном
цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в символическое
иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия .
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения
раздела "Золото в лазури". В будущее , которое - согласно логике
"возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :
-
"прежнего счастья"
- "старины" :
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас
мировым , старина,
окружившая нас,
водопадом летит голубым.
"Вечный зов"
- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и
теперь" ) : Блестящие ходят персоны,
повсюду фаянс и фарфор,
расписаны нежно плафоны,
музыка приветствует с хор.
"Опала"
1905 год - начало
нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый
влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство,
перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906
года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего
напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все
обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о
самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно
отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательства.Из Петербурга он
сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от
перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.
В эти годы Белый начинают
видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается
сборник стихотворений "Пепел" (1908) Стихотворения сборника
тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В него не
вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник
"Урна"(1909)
Идея
"Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :
"Пепел"-книга
самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты
дальнего, чтоб найти их в ближнем".Сборник выстроен по линии все
большего и большего просветления "горизонта" (недаром один из последних
разделов сборника называется "Просветы").
Пространство "Пепла" - это система
вписанных друг в друга кругов сжимающихся по мере приближения к
"центру" . Первый "круг" самый большой, - почти что
безграничные,"пустые","страшные", голодные пространства
России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и
пьянством народ :
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
"Из окна вагона"
Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно
акцентирована в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом
- первобытное чувство священного ужаса.Это чувство выражено в образах :
- "неизвестности"
- "оторопи" :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом...
"Отчаянье"
- смерти :
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье на
Руси"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" -
"Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно уже не пусто, а
насыщено предметами подчеркнуто обыденными. В контексте общего замысла
сборника и высунутый "красный язык" висельника, и стаи то черных,
то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" символы
безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном пространстве смерти :
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела "Город"
еще конкретнее : Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска
Смерти перенесена в "Городе" с открытых пространств России в
замкнутый мирок квартир :
...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья,щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
"Маскарад"
Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.
"Прохождение"
Особое значение мотивы жертвенности и крестного
страдания приобретают в разделе "Безумие" :
- венок из "колючей крапивы" :
Над простором плету,неподвижен,
Из колючей крапивы венок ...
"В полях"
-
приложенный к "челу пучок колючего
чертополоха"
-
бегущая с чела кровавая струя :
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится ...
"Успокоение"
Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо
забрезжит в последнем стихотворении раздела - "Друзьям", - зато
укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" :
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет
идти,
Чтобы в день безветренный над
жатвою
Жертвенною кровью изойти ?
"Жизнь"
"Пепел"
является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.
Следующий его сборник
-"Урна"(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство
стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в "Урне"
содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь
лелея, млели...
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
Уйду,сокрытый мглой ночной,
В ночное ,в
ледяное поле...
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора"
"Урна" -
последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908
гг. )
В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В
конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернувшись из
этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет "Путевые
заметки" - самое светлое произведение из всех им написанных.В марте
1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в
Россию.
В сентябре 1916 Белый
возвращается на родину.Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое
трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это написанное в
августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего
передает отношение поэта к свержению царизма.
В Духов день 20 июня 1921
года он начинает писать поэму "Первое свидание" - реквием по
сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской
культуре.
"Первое
свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается
"путь нисхождения".
В сентябре 1925 года был
завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы
искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами
творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",признавался
Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо
его человеческой и писательской натуры.
Последние годы жизни
Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все новые
формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с
путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами
по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами,
обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в 1934
году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было
очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве
многих, способствовала появлению так называемой "орнаментальной прозы".
Литература :
Андрей Белый.Сочинения.
Андрей Белый.Стихотворения и
поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.
В. Пискунов ."Сквозь
огонь диссонанса".