История Боснии и Герцеговины
История
Боснии и Герцеговины
Содержание
1. Босния в Средние века
2. Босния и Герцеговина в Новое время
Список использованных источников
1.
Босния в
Средние века
Возникновение и
развитие Боснийского государства в ХII -ХIV вв. История боснийского государства
начинается с ХII в. В раннем средневековье боснийские земли (Рама) не имели
своей политической самостоятельности. Термин «Босния» впервые появился в X в. в
сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении
империей». Автор упоминал Боснию в составе сербских земель (район верхнего
течения р. Босна), которая до середины ХII в. являлась частью Дуклянского
королевства и составляла отдельную жупанию во главе с жупаном. В IХ—Х вв. в
Боснии священниками из Константинополя распространялось христианство.
После распада Дуклянского
государства Босния стала самостоятельной, но не смогла сохранить свою
независимость. Усилившееся в это время Венгерское королевство, объединенное с
Хорватией, стремилось подчинить и прилегавшую к хорватским землям Боснию. С
20-х гг. ХII в. в Боснии правили местные владетели — баны, аналогичные сербским
жупанам. Так, венгерские короли Бела II и Гейза именовали себя королями
Венгрии, Далмации, Хорватии. В 50-е гг. баном Боснии вместо представителя
местной знати был поставлен славонский феодал Борич — вассал венгерского
короля.
В результате
византийско-венгерской войны 1150—1167 гг. Босния попала на 13 лет в вассальную
зависимость от Византии, но в 1180 г. она вновь оказалась под властью Венгрии.
С тех пор и до турецкого завоевания Босния находилась в сфере венгерского
влияния. Венгерский король получил титул «Ramae rex» (король Рамы, т. е.
Боснии) и назначил банов (наместников короля) для управления провинцией.
Степень зависимости от
Венгрии не всегда была одинаковой и часто носила номинальный характер.
Известно, что боснийский бан Кулин (ок. 1168—1204) проводил довольно
самостоятельную политику. Так, в 1189 г. он заключил торговый договор с
Дубровником, согласно которому город получал монопольное и беспошлинное право
на вывоз из Боснии сельскохозяйственного сырья и продуктов, добычу серебра и железной
руды и других товаров. Боснийский бан поощрял переселение в страну
ремесленников, рудокопов и мастеров из прибрежных городов Хорватии, стараясь
развить экономику страны.
История Боснийского
государства в период средневековья самым тесным образом связана с особенностями
сложившихся в ней церковных отношений. Первые сведения о церковной организации
в боснийских землях относятся к концу ХI в., когда она подчинялась
архиепископии в г. Баре. В конце ХII в. бан Кулин добился подчинения церкви Дубровницкой
архиепископии. К этому времени относятся первые сведения о распространении в
стране ереси богомилов. Католическая церковь обвинила бана Кулина в
пособничестве еретикам. В это же время было установлено что в Далмации и Дукле
церковная служба проходит по восточному обряду, на славянском языке и
сохраняются многие обычаи принятые в восточной церкви. Таким образом, формально
боснийские земли в церковном отношении подчинялись католическим епархиям, но
богослужение проводилось по восточному обряду.
В 1203 г. папский легат обязал Кулина и старейшин монастырских общин, называвшихся просто «крстяни»
(христиане), отказаться от ереси и признать главенство Римско-католической
церкви. Венгрия предприняла ряд крестовых походов против «боснийских еретиков»
и заставила банов вновь подчиниться ей. Однако боснийский бан Нинослав,
преемник Кулина, являясь ярым сторонником богомилов, упорно отстаивал церковную
независимость. В итоге римская курия потерпела поражение и католический епископ
был изгнан из Боснии. В результате сформировалась боснийская церковь, которая
боролась против влияния западной и восточной церквей. Ее приверженцы называли
себя «добрыми людьми» и проповедовали дуалистическое представление о мире. Они
отрицали церковные обряды и имели особое богослужение, близкое к богослужению
богомилов. В то же время они признавали христианские праздники, некоторые
обряды, святых и т. д. Служба велась на славянском языке, а духовенство
состояло из местных людей. Особенностью боснийской церкви являлось то, что она
не собирала десятины и не имела земельных владений с феодально-зависимыми
крестьянами. Приверженцами боснийской церкви был не только простой народ, но и
многие знатные светские феодалы и даже некоторые баны. Вместе с тем отсутствие
крупных земельных владений у духовенства способствовало экономическому и
политическому росту могущества светских феодалов. Боснийская церковь не стала
опорой государственной власти в ее борьбе против сепаратизма удельных феодалов.
Напротив, она всячески препятствовала укреплению единой власти бана в
государстве. В то же время, борясь против католичества, боснийская церковь
отстаивала политическую независимость Боснии от притязаний венгерских королей.
Особенность церковной
организации в Боснии была причиной постоянной борьбы внутри страны и длительных
внешнеполитических конфликтов. Боснийская ересь давала повод католическому миру
для вмешательства во внутриполитическую жизнь государства. История Боснии ХIII
в. наполнена постоянными феодальными междоусобицами, в которых самое активное
участие принимала церковь.
К концу ХIII в.
политическое положение боснийских земель еще больше ухудшилось. В
Венгеро-Хорватском государстве усилилась власть некоторых хорватских магнатов,
среди которых наиболее сильным оказался Павел Шубич из князей Брибирских. В 1298 г. он стал именовать себя «баном всей Хорватии», а в следующем году принял титул « бан Хорватии,
Далмации и господин Боснии». Власть Шубичей в Боснии характеризовалась активной
прокатолической политикой и преследованием приверженцев местной церкви, что
вызывало упорное сопротивление местных феодалов.
В период правления
представителя уже боснийской династии — Степана II Котроманича (1322—1353) —
произошло значительное расширение и укрепление Боснийского государства. Являясь
католиком, он стремился поддерживать хорошие отношения с «еретиками-патаренами»
и пользовался доверием у венгерского короля. Степан II выгодно использовал
династические войны в Сербии и присоединил к Боснии область Хум. В результате
все Адриатическое побережье от Дубровника до Омиша оказалось в его руках.
Приобретение этих территорий имело очень большое значение для экономического
развития Боснии и расширения ее торговых связей.
Степану Котроманичу
наследовал его племянник Твртко. Бан Твртко I Котроманич (1353—1391) начал свое
правление как бан и вассал Венгрии, которая к этому времени старалась прочно
укрепиться в подвластных ей землях. Вместе с тем он стал энергично бороться за
укрепление своей власти, изгоняя непокорных феодалов из страны. Твртко I очень
умело использовал междоусобные неурядицы в Сербии и Хорватии, отвоевав у
сербского короля Уроша Травунию, Зету и заняв часть Далмации. В 1377 г. он провозгласил себя королем.
Экономический расцвет
усилил политические амбиции боснийского короля и аристократов. Во второй
половине XIV в. Твртко расширил территорию Боснии, которая фактически
оставалась последним, независимым средневековым государством южных славян.
Внешняя экспансия привела к увеличению населения страны, главным образом за
счет хорватов, а после приобретения Герцеговины (Захлумье ,или Захлумская
земля) страна получила выход к Адриатическому морю. Твртко стал называться
«краль Рашки, Босны, Далмации, Хорватии и Приморья». Внешнеполитические успехи
Твртко были результатом не только его умелой политики, а скорее являлись
следствием слабости Венгрии и бессилия Сербии. После смерти Твртко государство
стало приходить в упадок. Венгрия вновь захватила центральную и северную части
Далмации.
Социально-экономическое
развитие и государственное устройство. Охарактеризовать полный процесс развития феодальных
отношений в Боснии в ХII не позволяет отсутствие источников. Немного лучше
известны социально-экономические отношения в ХIV—ХV вв., когда феодализм
находился в полном расцвете.
В Боснии к концу ХIV в.
сложилась феодальная иерархия, в которой высшее место принадлежало великим
воеводам, нижнюю группу составляли властеличи. Все феодалы без различий в
рангах назывались кнезами, феодально-зависимые крестьяне-земледельцы — «людьми»
или «кметами». Кроме них в южной части Боснии существовало много скотоводческих
поселений влахов, которые также постепенно попадали в зависимость от феодалов.
На протяжении ХII—ХV вв.
в Боснии развивалось ремесло и торговля. Запасы таких полезных ископаемых как ,
серебро, свинец, медь, золото, железо , стимулировали становление городов:
Остружница, Хвойница, Олово Серебреница. Развитие горного дела обогащало банов,
которые являлись верховными владельцами всех боснийских земель, в том числе и
горных разработок. В развитии боснийского горного производства важное место
занимали иностранцы — сасы и дубровчане. Боснийские феодалы приглашали из
Дубровника искусных ремесленников, которым разрешалось открывать свои
мастерские. Известны целые колонии дубровчан, которые способствовали
совершенствованию местного ремесла.
В период своего
политического расцвета центральная власть в Боснии оставалась весьма слабой,
твердого порядка наследования власти не существовало. Бан, позднее король, не
был полновластным правителем, сабор, или «збор», влиятельных воевод ограничивал
его власть, а духовенство, как католическое, так и патарены, вообще не
принимало в них участие. На «зборах» обсуждали важнейшие вопросы государства,
выбирали бана , решали вопросы войны и мира и т. д
Упадок Боснийского
государства в ХV в. и завоевание Боснии турками. В конце ХIV в. королевская власть в
Боснии была совершенно бессильна как перед притязаниями венгерских королей, так
и перед собственными феодалами. Некоторые из них фактически вели
самостоятельную внешнюю политику. Так, воевода Сандаль Хранич Косач установил
новую пошлину с торговцев, шедших в Дубровник и Котор.
В начале ХV в. венгерское
влияние в Боснии еще больше усилилось в связи с организацией венгерским королем
Сигизмундом крестовых походов. В это же время началось и активное вмешательство
Турции во внутренние дела Боснии. Турки всячески разжигали борьбу между
феодалами — союзниками венгерского короля и его противниками — патаренами.
Фактически Босния стала ареной политической борьбы между Турцией и Венгрией.
Некоторые боснийские феодалы (Павловичи, Сандаль Хранич) открыто переходили на
сторону турок и всячески им помогали. Последователи боснийской церкви
предпочитали покориться туркам, чем идти на соглашение с католической Венгрией.
Король Твртко II
(1421—1443) пытался противостоять туркам , ориентируясь на Венгрию, однако
протурецкая оппозиция была настолько сильна, что вскоре он был вынужден начать
выплату дани султану. Его преемник Степан Томаш (1443—1461) в период своего
правления начал самым жестоким образом расправляться с патаренами, надеясь
найти опору в папской курии Венгрии.
В этот же период в
середине ХV в. южная часть боснийских земель (Захлумье), вошедшая в состав
Боснийского государства еще в 1383 г. при Степане Твртко и отданная во владения
воеводам Храничам, лишь формально признавала власть боснийских королей. В 1448 г. Степан Вукчич Косач племянник Сандаля Хранича , разорвал вассальную зависимость от
боснийского короля, и признал себя ленником немецкого короля Фридриха III, за
что получил от последнего титул герцога. Область Захлумье стала называться Герцеговиной.
Пытаясь вести самостоятельную внешнюю политику, Степан Косач воевал с
Дубровником и Венецией, однако неудачно.
Последний боснийский
король Степан Томашевич (1461—1463) почти не владел ситуацией в стране. Он не
смог уплатить османам дань, размером в 25 тыс. золотых монет, что дало
турецкому султану Мехмеду II Фатиху официальный повод для вторжения в Боснию в 1463 г. За полтора месяца подавляющая часть Боснии была занята турками. Большинство боснийских
крепостей сдались без сопротивления. Король с сановниками попали в плен и были
казнены. Северные земли Боснии, куда не дошли турки, в этом же году были
захвачены венгерским королем Матвеем Корвиным (Матьяш Хуньяди).
В Герцеговине в этот
период шла феодальная война между Степаном Косачем и его сыном Владиславом.
Пользуясь их враждой, к 1482 г. турки овладели всей Герцеговиной.
2. Босния и
Герцеговина в Новое время
Боснийские земли под
османской властью в ХVI—ХVIII вв. Северная Босния, насчитывавшая свыше 30 городов оставалась
под властью венгерского короля Матвея Корвина. И лишь в 1527 г., после нескольких десятилетий набегов, угона людей, опустошения земель все боснийские земли
оказались под властью турок. Установление османского феодального режима и
османо-тюркская колонизация Боснии были самым тесным образом связаны с
географическим положением и стратегической значимостью этих территорий. На
длительный период боснийские земли стали пограничной провинцией Османской
империи. Многочисленные укрепления, размещение здесь гарнизонов и войсковых
частей, необъявленные, но частые пограничные конфликты, особенно в районах
Северной и Северо-Вocтoчной Боснии, peзкo отличaли их жизнь от жизни внутренних
областей Румелии.
После завоевания Боснии османы
стали перестраивать административное управление этими землями в соответствии с
существующей системой управления в Османской империи. Первоначально эти области
являлись санджаками Румелийского эялета, но в конце XVI в. был образован
Боснийский эялeт (I580) (позднее — пашалык), который включал в себя собственно
Боснию, Крайну, Герцеговину с Рашкой, Зетскую и Требиньскую области. Во главе
администрации провинции был поставлен визирь, который сосредоточивал в своих
руках гражданскую власть и военное руководство войсками в эялете. При визире
существовал штат чиновников, а судебная власть находилась в руках независимых
от пашей судей — кадиев. Аналогичным образом управлялись и более мелкие
административные единицы — санджаки и нахии.
Окраинное положение Боснийского
эялета в системе европейских турецких владений заставляло Порту проводить там
осторожную политику, идти на уступки местным феодалам. Лишь постепенно турки
стали вводить в Боснии и Герцеговине свою феодальную систему, сохраняя в первое
время, особенно в Герцеговине, большое число местных феодалов-христиан, которые
лишь постепенно переходили в ислам. Вместе с тем военно-политическая роль
феодалов-потурченцев в боснийских землях неуклонно росла. Это было связано с
тем, что для обороны от военных нападений европейских государств в пограничных
с владениями Габсбургов районах Боснии во второй половине ХVI в. стали
основываться так называемые капетании — округа. Центрами этих капетаний были
укрепленные города, где сосредоточивались наемные войска, а также военные
отряды из местного населения. Порта создавала здесь прочную систему обороны,
опираясь главным образом на местных крупных феодалов. Во главе таких капетаний
стояли выходцы из самых богатых феодальных семей — капетаны. Власть их очень
быстро стала наследственной. Капетании просуществовали вплоть до 30-х гг. XIX
в., когда визирь Мехмет — паша Веджихи стал проводить административные реформы
и наконец ликвидировал их.
В конце ХVII в., когда
Порта вела беспрерывные войны с Австрией и Венецией, Боснийский эялет
фактически обходился собственными военными силами. А местные феодалы-беги и
янычары добились фактического самоуправления и нередко вообще не подчинялись
власти визиря и даже вступали с ним в военные конфликты.
После Карловицкого мира 1699 г. Боснийский пашалык, являясь пограничной областью, испытывал главный натиск со стороны
Австрии. В результате австро-турецкой войны 17I6—17I8 гг. боснийские земли по
правобережью Савы временно отошли Габсбургам. Стало очевидно, что Порта не в
состоянии предоставить средства и войско для защиты Боснии от все нараставшей
внешней опасности. Поэтому боснийские феодалы стали самостоятельно
организовывать оборону. В Боснии были построены укрепления и крепости, основано
много новых капетаний не только в пограничных районах, но и на стратегических
путях, и во внутренних частях страны. Упадок центральной власти в Турции
побуждал наиболее сильных боснийских феодалов добиваться полной
самостоятельности во внутренних делах. Феодальная знать — аяны, проживавшая в
городах и входившая в «веча аянов», сумела сохранить в своих руках управление
городами и округами. Капетаны постепенно приобрели не только военную, но и
гражданскую власть и не подчинялись эялетским властям. Эта должность стала
переходить по наследству. Янычарская верхушка хозяйничала в ремесленных цехах,
скупала земли, владела крестьянами. Янычары, спахии, капетаны отказывались выполнять
свои военные обязанности по отношению к Турции. Иногда в Боснии наступали
длительные периоды полной анархии.
Местные феодалы Боснии и
Герцеговины — аяны в конце ХVIII — начале ХIХ в. фактически владели
земельными наделами, на которых работали как крестьяне-мусульмане, так и
крестьяне-христиане. Этнических турок в провинции было очень мало, они, как
правило, присылались для занятия административных должностей и враждебно
воспринимались местной боснийско-герцеговинской знатью. Уже к середине XIX в. в
ходе ликвидации спахийского землевладения старую родовую знать — -аянов
начинают теснить владельцы земельных наделов, полученных по воле чиновников из
центра или боснийского визиря. Эта новая знать, часто пришлая, именуемая по
титулам янычарских военноначальников агами и бегами, образовала новый класс
собственников феодального общества. Капетаны и аяны, аги, беги составлявшие так
называемый беговат, являлись решающей политической силой в Боснии и Герцеговине
в течение всего ХVIII и первого десятилетия ХІХ в. Мусульманские традиции и их
культура получили широкое развитие через сеть духовных училищ и школ.
Христианская церковь и
культура в Боснии и Герцеговине в конце ХVIII — начале XIX в. занимали весьма
слабые позиции. Особенно это касалось православной церкви, где иерархи, по
большей части греки, назначались Вселенским патриархом и чаще всего сотрудничали
с властями. Католическая церковь была представлена орденом францисканцев. Они
очень активно открывали монастыри, католические школы при них, поддерживали
самые тесные контакты с католиками Хорватии и Славонии, а также Далмации — известного
центра католической культуры Средиземноморья.
Ослабление власти Порты,
а вместе с тем и боснийско-герцеговинского визиря, сопровождалось усилением
позиций крупных феодальных владельцев, появлением сепаратистских тенденций.
Политика турецкого правительства, направленная на государственную
централизацию, укрепление своей власти на местах , вызывала резко негативную
реакцию со стороны беговата. В Боснийском эялете наряду со сложными религиозными
противоречиями существовали серьезные проблемы между крупными землевладельцами
и зависимым от них крестьянством (кметами).
Босния и Герцеговина в
составе Османской Турции (конец XVIII в. — 1878 г.). В первые десятилетия XIX в.
власть султанского правительства настолько ослабла, что фактически Босния и
Герцеговина существовала как административно-политическая автономия, хотя и не
оформленная юридически. Реформы, которые пытался проводить Селим III, вызывали
активное сопротивление. Местные феодалы, в подавляющем своем большинстве
мусульмане, усматривали в них ущемление своих прав и своего влияния в административно-политических
делах. Кроме того, реформы расценивались ими как уступки христианскому населению.
Этот аргумент использовался для вовлечения в борьбу против султанского
правительства широких слоев мусульманского населения. На протяжении десяти лет
в Боснии и Герцеговине фактически не удалось провести ни одной реформы. Центром
оппозиции был город Сараево, главной движущей силой — янычары, которые
периодически поднимали восстания. Воспользовавшись противоречиями в среде самих
янычар, султан в 1826 г. распустил янычарский корпус. Но во главе
оппозиции стали крупные боснийско-герцеговинские феодалы. В 1831 г. вспыхнуло крупное восстание, возглавляемое Хусейн-капетаном Градашчевичем — градачацким
капетаном, одним из самых богатых феодалов эялета. К движению примкнула большая
часть боснийских капетанов и бегов, аянов, улемов, бывших янычар. Лозунгом
восставших стала борьба за автономию Боснийского эялета по примеру других
земель империи — Египта, Сербии, Греции. Повстанцы требовали: остановить
проведение в провинции военной реформы, чтобы не служить в регулярной турецкой
армии; сохранить прежнее общественное устройство; предоставить им право
выбирать боснийского визиря из своей среды; верховную власть Порты низвести до
получения ежегодной дани. Для обеспечения успеха восстания повстанцы связались
с албанским правителем Мустафой-пашой Бушати, заручились поддержкой сербского
князя Милоша и черногорского владыки Петра II Негоша. Против султанских войск
Хусейн выступил в союзе с албанским правителем Бушати, разбил противника и был
провозглашен боснийским визирем. Турки вынуждены были признать Хусейна
верховным правителем Боснийского эялета. Однако в среде повстанцев начались
разногласия, (Герцеговина отказалась присоединиться к восставшим), и Порта сумела
подавить восстание и восстановить султанскую власть. Сам Хусейн Градашчевич
бежал в Австрию.
Боснийское восстание
начала 30-х гг. XIX в. было типичным для движения феодалов вплоть до 50-х гг.
Борьба за автономию не имела здесь характера освободительного движения.
Движущей силой были консервативные слои общества, защищавшие свои политические
и экономические привилегии. Суть этих выступлений заключалась в неприятии
какого бы то ни было реформирования строя. Прогрессивной чертой движения
боснийского беговата была его антиосманская направленность.
С разгромом восстания
Хусейна сопротивление реформам в Боснии и Герцеговине не прекратилось. Местные
феодалы, опасавшиеся за свои права и земельные владения, ощущали настоятельную
необходимость продолжать борьбу за сохранение своих политических и
экономических привилегий. Особое недовольство беговата вызывало уменьшение его
политической роли и влияния в местных диванах и меджлисах в связи с введением в
систему управления института чиновников, назначавшихся Портой. Все это обусловило
дальнейшее выступление против реформаторской деятельности турецкого правительства
и порождало стремление добиться официального признания Портой широкой автономии
пашалыка. В этот период в среде феодалов появились идеи об автономии Боснии и
Герцеговины по образцу Египта или Сирии и перехода всей полноты власти в
провинции в руки беговата.
Подавление восстания и
восстановление власти султана повлекло за собой ряд перемен. В целях ослабления
боснийских феодалов Герцеговина была выделена в особый округ. Столицей
Боснийского эялета стал город Сараево — крупный торговый и ремесленный центр.
Серьезным ударом по беговату со стороны султанской власти была ликвидация капетаний.
Их заменили муселимлуки, административные и полицейские функции в которых
вверялись государственным служащим — муселимам. Янычарский корпус был
распущен, но создать регулярную армию султану не удалось.
Экономические отношения в
боснийских землях не были затронуты реформами, что в конечном счете привело к
резкому социальному обострению в деревне. Слабая центральная власть не могла
защитить крестьян от самовластия землевладельцев. И это, в свою очередь,
вызывало бесконечные жалобы местного населения, протесты разных форм, в том
числе и вооруженные восстания крестьян. В Боснийском эялете эффективность
реформ была крайне низкой, их проведение раждало упорное сопротивление, бунты и
восстания феодалов.
Окончательно сломить
противоборство боснийско-герцеговинских феодалов султану удалось лишь в начале
50-х гг., прибегнув к самым решительным мерам. В Боснию была направлена большая
регулярная армия во главе с Омер-пашою Латасом. Вооруженные отряды бегов были
разгромлены. В 1851 г. в Боснии и Герцеговине утвердилась власть центрального
правительства. Энергичный политик Омер-паша в 1851 г. окончательно ликвидировал спахийскую систему и в последующие годы осуществил ряд
административных преобразований.
Зарождение национального
движения. Еще в
начале XIX в. в Боснии и Герцеговине появились первые симптомы зарождения
национально-освободительного движения христианского населения, на которое
оказывала заметное влияние борьба за освобождение от турецкой власти в
Черногории и Сербии. Активную роль в этом движении играли представители
местного православного духовенства, пытавшиеся найти поддержку в России. Так, в
1803 г. архимандрит Арсений Гагович, прибыв в Петербург, говорил о том, что
«народ герцеговинский» стремится войти в состав России. Эти заявления были
увязаны с политическими замыслами черногорского митрополита Петра 1 Негоша и
некоторых сербских деятелей. Заметное влияние на боснийско-герцеговинское
население оказало и Первое сербское восстание.
В 30—40-е гг. XIX в. в
национальном движении появилось течение, представленное И. Ф. Юкичем, который
выдвинул идею «бошняства». Он утверждал, что в Боснии и Герцеговине один народ
— «бошняки», который является составной частью иллирийского народа. В 40-е гг.
заметное влияние на национально-освободительное движение Боснии и Герцеговины
стала оказывать пропаганда идей государственного объединения югославянских
народов, начатая правящими кругами Сербского княжества и направляемая И. Гарашаниным.
В связи с этим возникло несколько тайных организаций, просуществовавших до
начала 70-х гг., которые ставили своей задачей реализацию планов И. Гарашанина.
На протяжении 50—60-х гг.
XIX в. периодически вспыхивали восстания христианского населения. Особенно
упорными были волнения в Герцеговине под руководством Луки Вукаловича. Другим
очагом нараставшего освободительного движения была северо-западная окраина
Боснии — Боснийская Крайна, где восстание началось в 1858 г. Во всех движениях выдвигались требования в основном аграрного характера, а также утверждавшие
равенство мусульман и христиан в религиозных, имущественных и судебных правах.
В адресах и меморандумах выработанных в ходе восстаний, была сформирована идея
о необходимости введения административной автономии в пашалыке и присоединения
Герцеговины к Черногории. Особенно остро этот вопрос был поставлен Вукаловичем
во время восстания 1861—1862 гг. Другой лидер, Мичо Любибратич пытался поднять
вооруженный мятеж под лозунгом совместной борьбы христиан и мусульман за социальное
освобождение и автономию Боснии, однако оно потерпело поражение.
Босния и Герцеговина в
планах Сербии и Черногории. Проблема политического будущего Боснии и Герцеговины в это время
становится все более актуальной не только из-за расширения национально-освободительного
движения, но и ввиду усилившегося стремления соседних государств — Сербии,
Черногории и империи Габсбургов присоединить к своим владениям эту турецкую
провинцию или хотя бы часть ее. Для Австрии, владевшей Адриатическим
побережьем, продвижение таким образом в глубь Балкан было заветным желанием.
Черногорцы откровенно стремились к присоединению части территории Герцеговины.
Политические деятели молодого сербского государства своей внешнеполитической задачей
также ставили присоединение этих территорий.
Так, судьба Боснии и
Герцеговины стала спорной при заключении в 1866 г. союзнического договора между Сербией и Черногорией. Проект последней предполагал
присоединение Боснии и части Старой Сербии к Сербскому княжеству, а Герцеговины
и остальной части Старой Сербии — к Черногории. Но правящие сербские круги
отвергли подобный вариант и открыто потребовали согласия Черногории на
включение в состав Сербского княжества и Боснии и Герцеговины. Таким образом,
складывалась ситуация, когда идеологи национально-освободительного движения
должны были выбирать: или добиваться широкой административно-политической
автономии под верховной властью султана, или идти на присоединение к другим государствам.
При этом как Сербия, так и Черногория активно вмешивались и влияли на развитие
этих двух альтернатив для Боснии и Герцеговины.
В южных и юго-восточных
областях Герцеговины, где сохранилась система общинного самоуправления , начали
создаваться местные органы власти под непосредственным влиянием черногорской
государственной системы. Черногорский сенат стал для герцеговинцев пограничных
областей высшим судебным и административным органом. В 1858 г. князь Данила присвоил Луке Вукаловичу титул воеводы. Несмотря на то, что Порте удалось
подавить восстание в Черногории, часть территорий (Грахово, часть Банян,
Дробняка и др.) вошли в состав фактически независимого Черногорского
государства.
В 1867—1868 гг. в ходе
подготовки и создания Балканского союза в Боснии и Герцеговине стала активизироваться
сербская пропаганда, прилагались большие материальные и политические усилия для
организации антитурецкого восстания в эялете. Массовое вооруженное восстание
началось летом 1875 г. в Герцеговине, а затем охватило северные и юго-западные
области Боснии, послужив причиной возникновения в международных отношениях
Европы Восточного кризиса 1875—1878 гг.
В восстании приняло
участие в основном христианское население — крестьяне, торговцы, учителя,
священники. В целом восстание имело антифеодальную направленность, основу его
программных требований составляли аграрные преобразования. В то же время, чтобы
обеспечить поддержку со стороны феодалов-мусульман, некоторые из организаторов
восстания в Боснии заявили о гарантии сохранения их земельной собственности. В
ходе восстания получила свое развитие идея автономии Боснии и Герцеговины. Хотя
в программных требованиях 1875—1876 гг. слово «автономия» как таковое
отсутствовало, но их основной смысл заключался во введении самостоятельного
административного устройства. Революционно-демократическое крыло идеологов
восстания возглавлял В. Пелагич. Он и его соратники выдвигали идею автономии
Боснии и Герцеговины и совместное выступление против Порты всех угнетенных
народов независимо от их религиозной принадлежности, а также ратовали за полное
уничтожение феодальных отношений.
Таким образом, они
выступали за объединение сербов, мусульман, хорватов в борьбе против османов.
В. Пелагич разработал специальный проект политического устройства,
предусматривавший фактическое включение Боснии и Герцеговины в будущую
федерацию демократических республик.
В ходе восстания были
оформлены органы новой власти. В октябре 1876 г. состоялась скупщина, избравшая боснийское правительство в составе 14 человек. Правительство издало обращение, в
котором подчеркивалось, что целью восстания является освобождение от власти
Османской империи и объединение с сербскими землями. В то же время в процессе
восстания ярко проявились расхождения и противоречия по вопросу будущего
административно-правового и политического устройства Боснии и Герцеговины.
Освободительная борьба
балканских народов, в том числе Боснии и Герцеговины, в период Восточного
кризиса 1875—1878 гг. находила живейший отклик и помощь различных общественных
кругов России. Выражением сочувствия и поддержки освободительной борьбы в
Боснии и Герцеговине явилось также участие в нем многочисленных добровольцев из
Италии, югославянских стран — Хорватии, Далмации, Сербии, Черногории, а также
из России. Летом 1875 г. в рядах герцеговинских повстанцев сражались представители
русского революционного народничества — участник Парижской Коммуны
М. П. Сажин, известный писатель С. Степняк-Кравчинский, революционеры
из Могилева О. Габель и В. П. Лепешинский и многие другие. Официальная
российская политика поддерживала идею автономии Боснии и Герцеговины, ее внешнеполитические
задачи на этом этапе совпадали с освободительными устремлениями народов
Балканского полуострова. На Берлинскую встречу в 1876 г. министров иностранных дел России, Австро-Венгрии и Германии А. М. Горчаков привез
предложения об автономии для Боснии и Герцеговины. Но его предложения натолкнулись
на непреодолимое препятствие со стороны Австро-Венгрии и ее министра иностранных
дел Д. Андраша. В итоге в 1877 г. между Россией и Австро-Венгрией была
подписана секретная конвенция, по которой Россия соглашалась на оккупацию
Боснии и Герцеговины в обмен на нейтралитет Австро-Венгрии в предстоящей
русско-турецкой войне. Российский посол в Константинополе Н. П. Игнатьев
предпринял попытку добиться решения об автономии Боснии и Герцеговины на
Константинопольской конференции, однако и она не удалась вследствие позиции,
занятой западными державами и Турцией.
Согласно решениям
Берлинского трактата, осенью 1878 г. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и
Герцеговину. Таким образом, в последующие сорок лет они являлись частью империи
Габсбургов.
Босния и Герцеговина в
1878—1914 гг.
Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878—1908) имела двоякие последствия.
С одной стороны, широкий прилив австрийского и венгерского капитала,
строительство необходимых путей сообщения способствовали росту промышленности.
Вовлечение Боснии и Герцеговины в систему австро-венгерских торговых связей
вызывало рост товарооборота и развитие капиталистических форм хозяйства.
Правительство со своей стороны проводило некоторые преобразования, которые были
обусловлены экономическими и военно-стратегическими целями Австро-Венгрии на
Балканах. С другой стороны, на основании законов большинство предприятий
принадлежало австро-венгерским промышленникам, стремившимся интегрироваться в
экономику империи. Для Вены Босния и Герцеговина представляли интерес только
как важный сырьевой и стратегический объект. Политика консервации феодальных
отношений в деревне тормозила рост производительных сил в сельском хозяйстве.
Превращение Боснии и Герцеговины в источник сырья и рынок сбыта фабричных
товаров империи ограничивало развитие местной промышленности и разоряло население.
Международно-правовое
положение Боснии и Герцеговины, оставалось неопределенным вплоть до аннексии
этих областей Австро-Венгрией в 1908 г. Юридически над оккупированными
провинциями признавался суверенитет султана; в действительности Австро-Венгрия
осуществляла там всю полноту власти. С 1879 г. они управлялись министерством финансов общеимперского правительства Австро-Венгрии. С 1883 по 1903 г. управителем Боснии и Герцеговины являлся австро-венгерский министр финансов Бенджамин Калай,
который разработал план преобразований в Боснии и Герцеговине и их интеграции в
общеимперскую структуру.
Поводом для проявления
недовольства оккупационным режимом явился закон 1881 г. о воинской повинности, хотя действительной причиной оставалась неразрешенность аграрного
вопроса и тяжесть налоговой системы. Восстание началось 11 января 1882 г. нападением на жандармскую казарму. Повстанцам стали оказывать помощь черногорцы. В волнениях
приняли участие как христиане, так и мусульмане. Австро-венгерское
правительство с помощью войск подавило восстание, которое, в свою очередь
побудило правящие круги Австро-Венгрии поставить вопрос об аннексии Боснии и
Герцеговины. Другим политическим последствием восстания 1882 г. явился жесточайший режим централизации, установленный Б. Калаем почти на 20 лет. В. Калай
сделал ставку на национальное и конфессиональное разъединение жителей края.
Прежде всего, проводилась политика поддержки мусульманской знати — беговата,
сохранившего свою земельную собственность и привилегии. Особый контроль
устанавливался за деятельностью православных священников. Был взят курс на
ликвидацию церковно-приходских школ и общую секуляризацию начального образования.
Император имел право назначать православных митрополитов в крае. В ответ на эти
меры развернулась борьба православных жителей за признание церковно-школьной
автономии и за право обучения детей в церковно-приходских школах на кириллице.
Однако этого добиться удалось только в 1905 г.
Политика модернизации
края, проводимая властями, сталкивалась с противодействием сильных мусульманских
традиций, особого менталитета мусульманского этноса и всего
боснийско-герцеговинского общества. В пестрый мир конфессий и народностей
Австро-Венгрии влился новый элемент — мусульманское население, которое активно
не принимало западных традиций. Жизнь в этих землях не теряла ярко выраженные
ориентальные черты.
Австро-Венгрия стремилась
оторвать Боснию и Герцеговину от религиозных центров, находившихся в Турции, и
в церковном отношении подчинить область империи. С этой целью император
Франц-Иосиф назначил своего ставленника Мустафу Омеровича главой мусульманского
духовенства Боснии и Герцеговины. Все религиозные мусульманские институты в
крае были сохранены. В 1909 г. мусульманам удалось получить церковно-школьную
автономию.
В целях еще большего
упрочения своего политического влияния в области, особенно среди хорватского
населения, Австро-Венгрия поддерживала также католическую церковь, предоставляя
ей льготы и преимущества. Пропаганда католицизма заметно усилилась еще в 1881 г., когда во главе католической церкви в Боснии стал архиепископ Иосиф Штадлер. Его
деятельность привела к полному переходу на латиницу всех изданий на сербохорватском
языке в крае и росту католических школ. Штадлер и католические священники
стояли на позициях верности австро-венгерскому центру и вместе с тем
способствовали формированию хорватского национального самосознания среди
католиков Боснии и Герцеговины.
Осуществление аннексии
Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией ускорила младотурецкая революция 1908 г. После уплаты компенсационной суммы Османской империи австро-венгерское правительство объявило
об аннексии провинций. Это вызвало острое недовольство всех слоев населения как
мусульманского, так и христианского. Правительства Сербии и Черногории также
выразили протест и обратились к великим державам с требованием не признавать
аннексию. Боснийский кризис резко ухудшил отношения Сербии и Австро-Венгрии.
Чтобы отвлечь массы от
революционных выступлений и сгладить неблагоприятное впечатление, вызванное у
населения аннексией, австро-венгерское правительство объявило о своем намерении
даровать Боснии и Герцеговине конституцию, согласно которой наряду с правительством
края созывался парламент. Последний был лишен законодательной инициативы и
права контроля над правительством. Это право принадлежало Управлению
общеимперского министерства финансов по Боснии и Герцеговине.
На основе роста
общедемократического движения и движения студенчества и молодежи в 1908—1912
гг. в Боснии и Герцеговине возник целый ряд молодежных националистических
организаций. Они носили заговорщический характер, в основе их политических
взглядов лежала идея объединения всех югославян в единое государство. Террор
признавался важнейшим средством подготовки революции. В 1913—1914 гг. была
создана организация «Молодая Босния» придерживавшаяся тактики индивидуального
террора. Члены этой организации подготовили и осуществили 28 июня 1914 г. террористический акт, в результате которого австрийский эрцгерцог и его супруга были убиты.
Эти события послужили поводом для начала Первой мировой войны.
Список использованных
источников
1. Свод древнейших письменных
известий о славянах. Т. 1 (I—VI вв.). М., 1991; Т. 2 (VII—IХ вв.). М., 1995.
2. Симакова О.А. История южных славян
с древнейших времен до 1914 г.: учебное пособие / Симакова О.А., Сальков А.П.,
Александрович С.С. – Мн., 2004. — 191 с.
3. Славянские народы Юго-Восточной
Европы и Россия в XVIII в. М., 2003.
4. История Европы: В 8 т. Т. 3: От
средневековья к новому времени (конец ХV — первая половина ХVII в.). М., 1993.