Microsoft Excel и Microsoft Access
Московский Гуманитарно-Экономический
Институт
Кафедра высшей математики и
информатики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Выполнила: Студентка группы
Проверил:
Дата сдачи:
2008
Содержание
Ведение
Microsoft Excel
Microsoft Access
Поиск и замена данных в
таблице Microsoft Access
Сортировка записей в
запросе в Microsoft Access
Создание запроса с помощью
мастера в Microsoft Access
Заключение
Список литературы
Ведение
Создание электронно-вычислительных машин в середине ХХ в. По праву относят
к числу самых выдающихся достижений в истории человечества. Вычислительная
техника расширила интеллектуальные возможности человека и превратилась в один
из решающих факторов научно-технического прогресса. При этом ее развитие
неразрывно связано с развитием техники и технологии в ряде промышленных
отраслей.
История использования механических и полуавтоматических средств для
арифметических операций насчитывает не одно тысячелетие. Первые вычислительные
устройства были созданы еще в Древней Греции. В 1642 г. французский математик
Блез Паскаль (1623-1662) создал механический арифмометр, позволявший выполнять
четыре арифметических действия. Немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм
фон Лейбниц (1646 - 1716) изобрел механическую счетную машину, выполняющую
сложение и умножение. Англичанин Чарльз Бэббидж (1792 - 1871) разработал
концепцию вычислительной машины с гибкой схемой программирования и запоминающим
устройством. Программы вводились с помощью перфокарт - карточек из плотного
материала, на которых информация представлялась в виде комбинации отверстий и
хранилась в "складе" (памяти) в виде исходных данных и промежуточных
результатов.
Наиболее стремительным и последовательным развитием и внедрением
вычислительных устройств ознаменовалась первая половина ХХ в. Возможность
создания универсальной вычислительной машины обосновал английский математик
Алан Матисон Тьюринг (1912-1954).
В 1943 г. американец Говард Эйкен на основе уже созданных к этому времени
электромеханических реле сконструировал и изготовил на одном из предприятий
фирмы IBM вычислительную машину, названную "Марк-l".
Применение электронных ламп при создании первых вычислительных машин
способствовало прогрессу в этой области. В 1946 г. в США группой специалистов
под руководством Джона Мочли и Преспера Экерта бьла создана первая
вычислительная машина на основе электронных ламп, названная ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer - электронный числовой интегратор и
вычислитель) и предназначенная для баллистических расчетов. Для выполнения других
вычислений требовалось практически заново перестраивать машину.
В 1949 г. был создан компьютер, в котором нашли воплощение принципы
построения логической схемы вычислительной машины выдающегося математика Джона
фон Неймана (1903-1957). Эта машина использовала гибкую запоминаемую программу,
которую можно было изменять, не перестраивая всей машины.
Компьютеры на электронных лампах были громоздкими и сто или очень дорого,
поэтому были доступны только крупным компаниям и учреждениям.
Изобретение в 1948 г. транзисторов, заменивших в компьютерах электронные
лампы, развитие технологи и их массового производства способствовали во второй
половине 1950-х п. существенному усовершенствованию, уменьшению размеров
компьютеров и снижению их стоимости. Если компьютеры на электронных лампах
занимали целые залы, то первый мини-компьютер, выпушенный фирмой Digital
Equipment в 1965 г., был размером всего лишь с холодильник.
Следующий шаг по пути миниатюризации и совершенствования компьютеров был
связан с изобретением интегральных схем. В 1959 г. Роберт Нойс, впоследствии
основатель фирмы Intel, предложил создавать на одной пластине как сами
транзисторы, так и все соединения между ними, так называемые интегральные
схемы, или чипы. Первый компьютер на интегральных схемах выпустила в
1968 г. фирма Вunоughs. В 1970 г.
конструкторы фирмы Intel создали интегральную схему, аналогичную по своим
функциям центральному процессору большой ЭВМ. Первый микропроцессор был
способен одновременно обрабатывать только 4 бита информации. Но уже в 1973 г.
был выпушен 8-битовый микропроцессор Intel-8008, а в 1974 г. -
усовершенствованный вариант Intel-8080, который до конца 1970-х гг. стал
стандартом для индустрии микрокомпьютеров. На базе Intel-8080 в 1975 г. был
создан первый коммерчески распространяемый компьютер "Альтаир 8800",
еще не укомплектованный клавиатурой и монитором, с оперативной памятью 256
байт. Персональный компьютер "Альтаир" завоевал популярность
благодаря тому, что Пол Аллен и Билл Гейтс (будущие основатели фирмы Мiсrоsоft)
создали для него интерпретатор языка Basic, что позволило пользователям
достаточно просто общаться с компьютером. Компьютеры стали продаваться уже в
полной комплектации, с клавиатурой и монитором. Спрос на них год от года
увеличивался.
В 1979 г. фирма IBM
вышла на рынок персональных компьютеров. При этом было решено не создавать
принципиально новый персональный компьютер, а использовать блоки, изготовленные
другими фирмами. В качестве основного микропроцессора компьютера был выбран
новейший тогда 16-разрядный микропроцессор Intel-8088 с емкостью памяти 1 Мб,
использовались комплектующие различных фирм, а программное обеспечение было
поручено разработать небольшой тогда фирме Мicrosоft. В августе 1981 г.
состоялась официальная презентация нового компьютера под названием IBM РС,
который быстро занял ведущее место на рынке, став стандартом персонального
компьютера. Сейчас компьютеры, совместимые с IВM РС, составляют более 90% всех
производимых в мире персональных компьютеров (см. приложение №1).
I. Microsoft Excel
Для представления данных в удобном виде используют таблицы. Компьютер
позволяет представлять их в электронной форме, а это дает возможность
обрабатывать данные. Класс программ, используемых для этой цели, называют
электронными таблицами.
Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет
получить результаты без проведения расчетов вручную или программирования.
(Основы информатики и вычислительной техники, А.В. Андреев, Б.И. Бикерман, В.И.
Гриндеев, Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002)
Работа с табличным процессором Excel позволяет:
использовать для хранения взаимосвязанных таблиц рабочую книгу, состоящую
из отдельных листов, которые можно в процессе работы удалять, переименовывать,
переставлять местами, копировать и скрывать;
применять средства корректировки данных в таблице, используя широкий
спектр возможностей работы с фрагментами;
оформлять таблицы с применением разнообразных шрифтов;
применять разнообразные форматы отображения числовых данных;
для графического представления данных рабочего листа применять различные
диаграммы; оформлять их и печатать;
выполнять свод данные из нескольких таблиц путем их консолидации;
сортировать данные в таблице;
вводить и корректировать информацию;
автоматически рассчитывать предварительные итоги;
решать задачи по оптимизации данных;
осуществлять обмен данными.
1. Как переименовать, удалить, скопировать и переместить рабочий лист в Microsoft Excel.
Переименование листа
Чтобы переименовать активный лист, укажите в меню Формат на пункт Лист, а
затем выберите команду Переименовать.
Введите новое имя поверх старого.
Для присвоения нового имени рабочему листу следует выполнить щелчок
правой кнопкой мыши по ярлыку нужного рабочего листа, задать команду
Переименовать и ввести новое имя.
Удаление листов
Для удаления рабочего листа выполнить щелчок правой кнопкой мыши по его
ярлыку, задать команду Удалить и нажатием кнопки ОК подтвердить согласие на
удаление.
Копирование/ перемещение листов
В меню Правка выберите команду Переместить/скопировать лист.
Выберите соответствующую книгу в поле Переместить выбранные листы в
книгу.
Чтобы переместить или скопировать выбранные листы в новую книгу, выберите
пункт (новая книга).
В поле Перед листом выберите лист, перед которым нужно вставить
перемещаемые или копируемые листы.
Чтобы только скопировать, а не переместить листы, установите флажок
Создавать копию.
2. Создание рамки вокруг ячейки в Microsoft Excel.
Выделите на странице диапазон ячеек (или нужную ячейку), вокруг которых
требуется создать границу.
Выполните одно из следующих действий.
Создайте границу вокруг этих ячеек
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\xlmain11.chm::/html/xlhowApplybordertoPage.htm>
Чтобы применить последний выбранный тип границы, нажмите кнопку Границы
на панели инструментов <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\xlmain11.chm::/html/xlhowApplybordertoPage.htm>
Форматирование.
Чтобы применить другой тип границы, нажмите стрелку рядом с кнопкой
Границы и выберите требуемый тип границы.
Фильтрация записей в Microsoft Excel.
Фильтр - это быстрый и легкий способ поиска подмножества данных и работы
с ними в списке. В отфильтрованном списке отображаются только строки,
отвечающие условиям
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\xlmain11.chm::/html/xlhowWaysToFindValuesInListByUsingFilters_thumbOverview1.htm>,
заданным для столбца. В Microsoft Excel доступны две команды для фильтрации
списков:
Автофильтр, включая фильтр по выделенному, для простых условий отбора;
Расширенный фильтр для более сложных условий отбора.
В отличие от сортировки, фильтр не меняет порядок записей в списке. При
фильтрации временно скрываются строки, которые не требуется отображать.
Строки, отобранные при фильтрации в Microsoft Excel, можно редактировать,
форматировать, создавать на их основе диаграммы, выводить их на печать, не
изменяя порядок строк и не перемещая их.
II. Microsoft Access
Под базой данных (БД) будем понимать совокупность связанных данных
конкретной предметной области, в которой определения данных и отношений между
ними отделены от процедур.
Основное отличие баз данных от систем на основе файлов состоит в том, что
эти системы имеют несколько назначений и несколько представлений о данных, а
базы данных - несколько назначений и одно представление о данных.
Система управления данными (СУБД) - комплекс программно-аппаратных
средств, обеспечивающих доступ к БД и управление данными.
Требования к СУБД
Минимизация избыточности.
Предоставление непротиворечивой информации.
Безопасность.
Простота в эксплуатации.
Простота физической реорганизации.
Возможность централизованного управления.
Упрощение приложений.
Базы данных призваны ликвидировать неприятности, присущие системам на
основе файлов, и они это успешно делают, но по сравнению с ними они тоже имеют
некоторые недостатки. Объективно - это довольно высокая стоимость и
необходимость специальной подготовки, что в простейших случаях хранения данных
представляется излишним. Субъективно - пользователь нередко хочет видеть данные
в своих файлах без посредников в виде СУБД. Кроме того, при переходе к
использованию БД наблюдается снижение ответственности исполнителя, что влияет
на достоверность данных. В свою очередь, достоверность трудно контролировать
из-за отсутствия избыточности. Возникают проблемы и с защитой данных, для этого
требуются специальные мероприятия.
Поиск и замена данных в таблице
Microsoft Access
В Microsoft Access существует множество способов поиска или замены нужных
данных при выполнении поиска конкретного значения, одной записи или группы
записей.
Для поиска записи можно прокрутить форму или объект
в режиме таблицы
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>
либо ввести номер нужной записи в поле номера записи
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>.
С помощью диалогового окна Поиск можно найти конкретные записи или
определенные значения в полях. Имеется возможность перехода по записям по мере
обнаружении каждого вхождения нужного элемента. Если требуется заменить
конкретные обнаруженные при поиске значения, следует воспользоваться диалоговым
окном Замена.
С помощью фильтра
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>
можно временно изолировать и просмотреть конкретный набор записей для работы с
ним при отображении на экране открытой формы или таблицы.
С помощью запроса <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>
можно работать с конкретным набором удовлетворяющих заданным условиям записей
из одной или нескольких таблиц базы данных. Выполнение запроса дает возможность
работать с набором записей независимо от конкретной формы или таблицы.
Быстрее выполнить замену большого количества данных в базе данных Microsoft Access
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>
или произвести вычисления с данными (например, повысить все оклады в таблице
"Сотрудники" на 5 процентов) позволяет использование запроса на обновление
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>
вместо диалогового окна Замена. В проекте Microsoft
Access
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>
для обновления большого количества данных можно использовать сохраненную процедуру
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acconAboutFindReplaceData.htm>.
Однако с помощью запроса на обновление или сохраненной процедуры невозможно
выполнять замену отдельных вхождений с подтверждением. Кроме того, запрос на
обновление или сохраненная процедура становятся достаточно громоздкими при
выполнении поиска и замены данных в нескольких полях.
Сортировка записей в запросе в
Microsoft Access
Существует два вида сортировки, которые можно выполнить: простая
сортировка и сложная сортировка.
Простая сортировка. При сортировке в режиме
формы
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>,
в режиме таблицы
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
или в режиме страницы
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
выполняется простая сортировка, то есть все записи поля сортируются по
возрастанию или по убыванию (но не в том и другом порядке
сортировки <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
одновременно).
Сложная сортировка. Если нужно провести сортировку записей в режиме конструктора
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
запроса, в окне расширенного фильтра
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>,
в режиме конструктора отчета, в режиме конструктора страницы, в режиме сводной
диаграммы или сводной таблицы, можно выполнить сложную сортировку. Это
означает, что по некоторым полям допускается сортировка по возрастанию, а по
другим полям сортировка по убыванию.
Особенности сортировки записей.
Если новая форма
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
или отчет
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
основываются на таблице
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
или запросе
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>,
порядок сортировки
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
которых был сохранен вместе с ними, то он наследуется и новой формой или
отчетом.
В одном или нескольких полях результатов запроса или расширенного фильтра
может быть отсортировано до 255 знаков.
Порядок сортировки зависит от языка, указанного в поле Порядок сортировки
базы данных (на вкладке Общие диалогового окна Параметры) в момент создания
базы данных. Если база данных содержит связанные
таблицы
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
из базы данных, использующей порядок сортировки для другого языка, Microsoft
Access использует порядок сортировки, указанный для базы данных, содержащей
связь с таблицей, а не для базы данных, в которой хранится сама таблица.
Если бланк запроса или фильтра содержит знак "звездочка" из
списка полей, то определить в нем порядок сортировки можно, только добавив в
него поля, которые необходимо отсортировать.
Для сортировки значений дат и времени от более ранних к более поздним
используйте порядок сортировки по возрастанию. Для сортировки от более поздних
значений к более ранним используйте сортировку по убыванию.
Числа, хранящиеся в текстовых
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
полях, сортируются как строки знаков, а не как числовые значения. Поэтому для
выполнения их сортировки в числовом порядке все текстовые строки должны иметь
одинаковую длину. Например, результатом сортировки по возрастанию текстовых
строк "1", "2", "11" и "22" будет
"1", "11", "2", "22". В начало строк с
меньшим количеством знаков следует добавить незначащие нули, например:
"01", "02", "11", "22". Еще одним
решением данной проблемы для полей, не содержащих значения Null <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>,
будет использование функции Val для сортировки числовых значений строк.
Например, если столбец "Возраст" является текстовым полем, содержащим
числовые значения, то для расположения записей этого столбца в должном порядке
можно указать в ячейке Поле функцию Val ([Возраст]), а в ячейке Сортировка
указать нужный порядок сортировки. Если числовые значения или значения дат
хранятся только в текстовом поле, рекомендуется изменить тип данных этого поля
таблицы на числовой
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>,
денежный <mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>
или даты/времени
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>.
После выполнения сортировки по этому полю числа или даты будут располагаться в
надлежащем порядке без ввода дополнительных нулей.
При сортировке поля по возрастанию записи, в которых это поле пусто
(содержит значение Null), ставятся в начало списка. Если поле содержит как
записи со значениями Null, так и записи с пустыми
строками
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/acdccAboutSortingRecordsInTableQueryOrForm.htm>,
при сортировке первыми будут отображены поля со значениями Null, а сразу за
ними поля с пустыми строками.
Создание запроса с помощью мастера в
Microsoft Access
Создание простого запроса на выборку с помощью мастера
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/achowCreateSelectQueryNoWizardS.htm>.
Мастер простого запроса на выборку создает запросы для получения данных
из полей, выбранных в одной или нескольких таблицах или запросах. С помощью
мастера можно также вычислять суммы, число записей и средние значения для всех
записей или определенных групп записей, а также находить максимальное и
минимальное значение в поле. Однако нельзя ограничить количество записей,
возвращаемых этим запросом, с помощью условий отбора
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/achowCreateSelectQueryNoWizardS.htm>.
В окне базы данных
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/achowCreateSelectQueryNoWizardS.htm>
нажмите кнопку Запросы на панели Объекты, а затем нажмите кнопку Создать на
панели инструментов окна базы данных.
В диалоговом окне Новый запрос выберите в списке строку Простой запрос и
нажмите кнопку OK.
Следуйте инструкциям в диалоговых окнах мастера. Последнее диалоговое
окно позволяет либо запустить запрос, либо открыть его в режиме конструктора
<mk:@MSITStore:C:\Program%20Files\Microsoft%20Office\OFFICE11\1049\acmain11.chm::/html/achowCreateSelectQueryNoWizardS.htm>.
Если получился не тот запрос, который был нужен, можно снова создать
запрос с помощью мастера или изменить этот запрос в режиме конструктора.
Заключение
Во второй половине ХХ века человечество вступило в новый этап своего
развития. В этот период наметился переход от индустриального общества к
информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название
информатизации. При этом информация становится важнейшим стратегическим
ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и
культуре.
Процесс перехода к информационному обществу происходит в разных странах
не одновременно, характеризуясь также и различными темпами развития. Первыми на
этот путь встали в конце 50-х - , начале 60-х гг., США, Япония и страны
3ападной Европы. в этих государствах проводится политика повсеместной информатизации
всех сфер деятельности человека. Были разработаны и приняты на государственном
уровне программы информатизации для ускорения экономического, социального и
культурного развития общества. Предполагается, что США завершат переход к
информационному обществу к 2020 г., Япония и основные страны Западной Европы -
к 2030-2040 гг.
Неизбежность информатизации обусловлена резким возрастанием роли и
значения информации. Информационное общество характеризуется высокоразвитой
информационной сферой, которая включает деятельность человека по созданию,
переработке, хранению, передаче и накоплению, информации. Большинство
работающих в информационном обществе (до 80%) занято именно в информационной
сфере. Поэтому неудивительно, что в современном мире компьютерная грамотность
так же необходима, как и умение писать.
Список литературы
1. Андреев
А.В., Беккерман Б.И., Гриднев В.И. Основы информатики и вычислительной техники.
Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
2. Будилов В.
Основы программирования для Интернет. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
3.
Информатика/ Под ред. Н.В. Макаровой, 3-е переработанное издание. М.: ФИНАНСЫ И
СТАТИСТИКА, 2007.
4. Йордан Э.
Управление сложными Интернет-проектами. - М.: ЛОРИ, 2002.
5. Каймин
В.А., Касаев Б.С. Информатика: практикум на ЭВМ. М.: ИНФРА-М, 2001-2003.
6. Каймин
В.А. Информатика. Учебник для дистанционного обучения. - М.: МЭСИ, 1999.
7. Каймин
В.А. Информатика. Учебник, 5-ое издание. - М.: ИНФРА-М, 2007.
8. Калягин
Д.О. Интеллектуальная собственность. - М.: НОРМА, 2000.
9. Ляхов Д.
Linux для начинающих. М.: Бестселлер, 2003.
10. Рихтер
А.Г. Право вые основы журналистики. - М.: МГУ, 2002.
11. Соколова
А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция. - М.: Открытые системы, 2000.
12. Соммервил
И. Инженерия программного обеспечения. - М.: Вильямс, 2002.
13. Серго А.
Интернет и право. - М.: Бестселлер, 2003.
14. Успенский
И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. - СПб.: Питер, 2001.
15. Фигурно в
З.В. IВM РС для пользователя. - М.: ИНФРА-М, 1999-2003.
Сайты в
интернете
16. Каймин
В.А. Информатика. Интернет-учебник. http://wdu. da.ru
17. Каймин
В.А. Интернет - Технологии. Интернет-учебник. http://wdu. da.ru
18. Каймин
Д.А., Гаврилов Н.Н. Управление Проектами. Интернет учебник. http://wdu. da.ru
19. Каймин
В.А., Капалин В.И. Электронная Коммерция. Интернет, учебник. http://wdu. da.ru
20. Каймин
В.А., Птушенко А.В. Компьютерное Право. Интернет учебник. http://wdu. da.ru
21. Каймин
Д.А., Нечаев А.М. Технология программ. Интернет-учебник. http://wdu. da.ru