Наименование товара
|
Стоимость, руб.
|
Объем розничного
товарооборота
|
|
|
Количество, шт.
|
Стоимость,
руб.
|
Дискеты
|
15
|
100
|
1 500
|
Принтеры
|
7 000
|
6
|
42 000
|
Ксероксы
|
4 500
|
12
|
54 000
|
В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не
сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть
использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров.
Естественно, в этом виде бюджет не представляет инструмента анализа и контроля
продаж, позволяющего разработать предложения по увеличению сбыта товаров,
оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д. Другая форма бюджета
продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представлена в материале,
посвященном его методике бюджетирования.
Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит
информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных
издержек обращения. Подчеркнем, что бюджет товарных запасов должен строиться с
учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном
предприятии. Традиционно в отечественной практике управления оборотными
запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и
страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования
оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные
логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под
сложившуюся практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях.
Процесс бюджетирования
Возвращаясь к процессу формирования бюджета товарных запасов, отметим,
что данный бюджет отражает расчет потребности торговой организации в товарах на
определенный период, скорректированный на отклонения. Ниже представлена
взаимосвязь товарооборота и товарных запасов в виде балансовой формулы:
Т + П = РТО + Т ,
зн зк
где Т , Т - объем товарных
запасов на начало и конец
зн зк
отчетного периода (месяца, квартала и
т.д.);
П - объем закупок товаров;
РТО - величина розничного
товарооборота (в оптовых
организациях - оптового
товарооборота).
Товарные запасы, рассчитанные на удовлетворение спроса покупателей, в
определенных случаях должны превышать объем розничного товарооборота (например,
если спрос на товары превышает предложение) в средних, и особенно в крупных,
торговых организациях. Спланированная величина товарных запасов позволит, с
одной стороны, организовать бесперебойную торговлю, а с другой - не вызовет
замораживания товарной массы и падения спроса.
Специалисты выделяют факторы, влияющие на величину товарных запасов:
- объем и структура розничного товарооборота;
- баланс спроса и предложения на товарном рынке;
- порядок организации снабженческой деятельности;
- уровень цен и их динамика;
- физико-химические свойства товаров, влияющие на длительность
хранения;
- состояние материально-технической базы торговой организации и др. [1,
4].
В теории и практике управления товарными запасами используются
различные способы их планирования, которые разделяются на статистические,
технико-экономические и экономико-математические.
Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической
подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том
числе абсолютные и относительные показатели. Абсолютными показателями выступают
объем розничного товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т.д. К
относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота,
рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату
и однодневного товарооборота.
Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами
процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое
рассчитан планируемый объем товарных запасов.
На величину товарных запасов влияет товарооборачиваемость, отражающая
интенсивность их использования в сфере обращения. Товарооборачиваемость
определяется по формуле:
О = З / Т ,
с о
где О - товарооборачиваемость,
дни;
З - средний товарный запас за
период;
с
Т - однодневный товарооборот.
о
Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет
закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании
хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в
расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по
центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.).
В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в
сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного бюджета
закупок и товарных запасов ОАО "Матрица" приведен в табл. 2.
Таблица
2
Сводный
бюджет закупок и товарных запасов ОАО "Матрица"
N
п/п
|
Показатель
|
Итоговая
сумма
|
|
|
Дискеты
|
Картриджи
|
Кардридеры
|
|
1
|
Объем
товарных запасов
на конец отчетного
периода (года)
|
1 500
|
560
|
240
|
2 300
|
2
|
Объем
розничного
товарооборота
|
18 000
|
400 000
|
44 000
|
462 000
|
3
|
Прочее
выбытие товаров
(лом, бой)
|
-
|
3 000
|
-
|
3 000
|
4
|
Величина
потребности в
товарах
|
19 500
|
403 560
|
44 240
|
467 300
|
5
|
Объем
товарных запасов
на конец отчетного
периода (года)
|
1 040
|
230
|
195
|
965
|
6
|
Величина
закупки
товаров
|
18 460
|
403 330
|
44 045
|
465 835
|
Следующим этапом бюджетирования в торговых организациях является
определение бюджетов условно-постоянных и условно-переменных издержек
обращения.
Наибольшую трудность при формировании названных бюджетов вызывает, на
взгляд автора, экономически обоснованное разделение совокупности издержек
обращения на условно-постоянные и условно-переменные издержки.
Замечу, что во многих учебниках, учебных пособиях по экономике,
экономическому анализу, финансам организаций, бухгалтерскому учету издержки
обращения носят названия "постоянные" и "переменные".
Однако сами авторы указывают на условность такого деления. Так, В.А. Чернов,
рассматривая методику анализа издержек обращения, пишет: "...Деление издержек
на переменные и постоянные условно, так как в определенных случаях переменные
затраты могут стать постоянными, а постоянные - переменными" [5].
Вместе с тем большинство торговых организаций нуждается в четкой
градации массы издержек обращения на две группы - условно-постоянные и
условно-переменные издержки обращения, логически и экономически обоснованные с
позиции влияния на формирование себестоимости товарной продукции (товаров).
Группировку следует осуществлять на основе Методических рекомендаций по
учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых
результатов на предприятиях торговли, утвержденных Комитетом по торговле РФ и
Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2. Сразу оговоримся, что данный документ
используется в целях управленческого учета и анализа, не подменяя Налогового
кодекса, установившего собственный перечень прямых и косвенных затрат в целях
налогообложения. Поэтому эта классификация преследует цель выявления резервов
минимизации издержек обращения на основе управленческого анализа, методология и
методика которого рассмотрены далее.
Анализ практики учета издержек обращения в исследованных торговых
организациях, их анализа и планирования позволил выделить из совокупности
издержек обращения следующие виды условно-постоянных издержек обращения,
расположенные по степени их значимости:
1) расходы на оплату труда;
2) отчисления на социальные нужды;
3) амортизация основных средств и нематериальных активов;
4) расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров;
5) потери товаров и технологические отходы;
6) расходы по эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей
<1>.
--------------------------------
<1> Названия издержек обращения, за некоторым исключением, даются
в трактовке указанных Методических рекомендаций.
Данная группировка явно противоречит разделению издержек обращения на
условно-постоянные и условно-переменные, представленному В.А. Черновым в
интересном и качественном учебном пособии, посвященном экономическому анализу в
торговле <2>.
--------------------------------
<2> Чернов В.А. Экономический анализ. - М.: Финансы и статистика,
2005.
Поскольку позиция д. э. н. В.А. Чернова отражает научный взгляд школы,
сложившейся в Российском государственном торгово-экономическом университете,
внесшей огромный вклад в развитие бухгалтерского учета, экономического анализа
и аудита в торговле, считаю необходимым обосновать позицию относительно
приведенной группировки издержек обращения.
В основе указанной группировки лежит действие фактора постоянного
наличия определенных издержек в составе себестоимости, а также логические
рассуждения относительно роста или снижения издержек обращения из-за снижения
интенсивности торговой деятельности. Этот принципиально новый подход отличается
от сложившегося разделения издержек обращения в зависимости от увеличения
объема продаж (производства).
Введение этого фактора - присутствие тех или иных издержек обращения в
торговой организации - позволяет затем осуществить их деление по исторически
обусловленной зависимости от темпов роста или снижения товарооборота.
Дополнительным аргументом в пользу применения названного признака
классификации являются приведенные О.Д. Кавериной результаты поведения затрат в
европейских странах и Японии. Согласно ее данным практически все издержки
обращения, отнесенные автором к условно-постоянным издержкам, аналогичным
образом включены в состав тех же издержек.
На основе предложенного перечня статей условно-переменных издержек
обращения формируется соответствующий бюджет, структура которого в значительной
мере определяется направлениями использования (управление, контроль, анализ). В
настоящее время отсутствуют типовые формы бюджетов условно-переменных и
условно-постоянных издержек обращения, в связи с чем представленный далее
бюджет носит рекомендательный характер и может быть трансформирован в
зависимости от целей управления (табл. 3).
Привет, воровать работы из сети классно?
Таблица
3
Примерная
форма бюджета
условно-постоянных
затрат ОАО "Матрица"
N
п/п
|
Наименования статей
издержек обращения
|
Товар А
|
Товар Б
|
Итого
|
1
|
Расходы на оплату труда
|
250
|
300
|
150
|
700
|
2
|
Отчисления на социальные нужды
|
65
|
78
|
39
|
182
|
3
|
Амортизация основных средств и
нематериальных активов
|
30
|
87
|
54
|
171
|
4
|
Расходы на хранение,
подработку, сортировку товаров
|
12
|
10
|
23
|
45
|
5
|
Потери товаров и
технологические отходы
|
-
|
21
|
11
|
32
|
6
|
Расходы по эксплуатации и
содержанию инвентаря
|
17
|
23
|
55
|
95
|
|
Итого...
|
59
|
141
|
133
|
343
|
Приведенный формат бюджета условно-постоянных издержек обращения дает
возможность подсчета их суммы как по каждому товару, так и их суммы по
определенной статье издержек обращения по всем товарам. Рассмотренный бюджет
имеет статичный характер, поэтому в целях экономического анализа его необходимо
расширить на счет включения граф "Величины отклонений фактических издержек
от нормативных (плановых)", "Причины отклонений",
"Виновники отклонений", "Мероприятия по устранению
отклонений". Кроме того, издержки рекомендуется "привязать" к их
местам возникновения. Это позволит повысить персональную ответственность за
планирование, учет и контроль затрат во всех центрах ответственности и будет
способствовать оптимизации ценообразования торговой организации.
Рассматривая группу условно-переменных издержек обращения, отметим ее
более широкий состав и значимость в экономическом анализе как инструмента
минимизации себестоимости товаров (товарной продукции).
Из типовой учетной номенклатуры статей, включаемых в издержки
производства и обращения предприятий торговли и общественного питания, автором
отнесены к разряду условно-переменных издержек следующие статьи:
1) транспортные расходы;
2) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений,
оборудования, инвентаря и легкового автотранспорта;
3) расходы энергоресурсов;
4) расходы на рекламу;
5) затраты по оплате процентов за пользование займов;
6) расходы на тару;
7) прочие расходы.
Отнесение перечисленных статей издержек обращения к условно-переменным
издержкам носит в определенной степени субъективный характер, поскольку
величины этих затрат могут изменяться в зависимости от ряда условий как
юридического (например, сроки действия договоров аренды), так и финансового
(фиксированные или "плавающие" затраты на рекламу) плана.
На основе сформированных операционных бюджетов (бюджет закупок и
товарных запасов, бюджеты условно-постоянных и условно-переменных издержек
обращения, бюджет продаж) генерируется бюджет прибылей и убытков (доходов и
расходов). В целях выработки единого методического подхода к построению
структуры бюджета прибылей и убытков необходимо устранить терминологическую
проблему. Эта проблема состоит в разночтениях ученых-экономистов относительно
названия анализируемого бюджета.
Так, одни экономисты (М.А. Вахрушина, В.Э. Керимов и др.) используют
термин "план прибылей и убытков" [3, 4]. Другие экономисты считают
целесообразным применение термина "бюджет прибылей и убытков". О.Д.
Каверина упоминает о бюджете доходов и расходов на плановый период, формируя
его на основе отчета о прибылях и убытках <3>.
--------------------------------
<3> Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы,
процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Нам ближе позиция проф. В.Б. Ивашкевич, который пишет: "...В результате
составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет)
прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств" [2].
По мнению диссертанта, термин "бюджет прибылей и убытков"
точно отражает экономическую сущность и структуру формируемого бюджета,
отражающего основные затраты, доходы и расходы торговой организации. Построение
названного бюджета на основе отчета о прибылях и убытках создаст основу
гармонизации не только финансового и управленческого учета, преемственности и взаимосвязи
их данных, но и приблизит отечественную методику бюджетирования к международной
учетной практике, поскольку отчет о прибылях и убытках соответствует
требованиям МСФО.
Исследование научной и учебно-методической литературы, раскрывающей
методологию и методику бюджетирования, показало отсутствие в большинстве
источников форм бюджета прибылей и убытков. Кроме того, предлагаемые некоторыми
экономистами форматы бюджетов (например, О.Д. Кавериной) носят статичный
характер и не пригодны для реализации задач бюджетного анализа и аудита.
Формат бюджета (в терминологии автора - плана прибылей и убытков),
отражающий основные показатели отчета о прибылях и убытках, предложила Е.В.
Иванова [1]. Она включает в данный бюджет следующие показатели: объем продаж
(товарооборот), себестоимость продаж, валовой доход, переменные издержки
обращения, маржинальный доход, постоянные издержки, операционную прибыль, налог
на прибыль, чистую прибыль. Эти показатели привязаны к товарным группам и
выражены как в суммовом, так и в процентном отношении. В целом структура такого
бюджета базируется на маржинальном подходе управленческого учета, что
представляется экономически обоснованным с позиции управления косвенными
издержками обращения и прибылью торговой организации.
Вместе с тем применение такого бюджета не позволяет получить информацию
о прочих доходах и расходах организации, необходимую для последующего
бюджетного анализа и аудита. Кроме того, отсутствие источников информации в
структуре бюджета делает этот финансовый документ непонятным для других
специалистов, не знакомых с методикой составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности.
Поэтому автор предлагает усовершенствованный формат бюджета прибылей и
убытков, максимально приближенный к одноименному отчету, входящему в состав
финансовой отчетности.
Для упрощения расчетов все показатели бюджета прибылей и убытков
отражают данные по одной группе товаров, условно названной товар А. Формат
бюджета прибылей и убытков приведен в табл. 4.
Таблица
4
Бюджет
прибылей и убытков ЗАО "Антей", руб.
N
п/п
|
Показатель
|
Товар "А"
|
Источники
информации
|
Процент к
товарообороту
|
|
1
|
Выручка от
реализации
продукции
|
400 000
|
100
|
Данные по
сч. 41, 62 и
90-1
|
2
|
Себестоимость
продукции
|
170 000
|
42,5
|
Данные по
сч. 90-2
|
3
|
Валовая
прибыль
|
230 000
|
57,5
|
Справка-расчет
валовой прибыли
|
4
|
Условно-переменные
издержки обращения
|
20 500
|
5,1
|
Данные по
сч. 44,
соответствующим
субсчетам
|
5
|
Маржинальный
доход
(прибыль от
реализации)
|
209 500
|
52,3
|
Справка-расчет
маржинального
дохода
|
6
|
Условно-постоянные
издержки обращения
|
74 350
|
18,5
|
Данные по
по сч. 44,
соответствующим
субсчетам
|
7
|
Операционная
прибыль
(п. 5 - п. 6)
|
135 150
|
33,8
|
Справка-расчет
операционной
прибыли
|
8
|
Прочие
доходы
|
3 400
|
0,9
|
Данные по
сч. 91-1
|
9
|
Прочие
расходы
|
2 140
|
0,53
|
Данные по
сч. 91-2
|
10
|
Прибыль
до
налогообложения
(п. 7 + п. 8 - п. 9)
|
136 650
|
34,2
|
Справка-расчет
|
11
|
Налог на
прибыль <4>
|
32 796
|
8,1
|
Справка-расчет,
декларация по
налогу на
прибыль, данные
по сч. 68
|
12
|
Чистая
прибыль
|
103 854
|
26
|
Справка-расчет,
отчет о
прибылях и
убытках
|
Работа взята из Интернета.
--------------------------------
<4> Ставка налога на прибыль на момент написания составляла 24%.
Данные табл. 4 свидетельствуют о большом удельном весе как
маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки от реализации товаров
(товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую и ценовую политику.
Разумеется, представленный примерный формат бюджета прибылей и убытков может
быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числе от целей
управления, отраслевой принадлежности организации и т.д. В то же время
использование подобной структуры бюджета прибылей и убытков обеспечивает
преемственность не только финансового и управленческого учета, но и налогового,
что в конечном счете ведет к гармонизации названных учетных подсистем в
информационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы и
делает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачам
управления.
Рассматривая структуру бюджета прибылей и убытков, следует отметить
целесообразность составления операционных бюджетов не только по
условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и по прочим
доходам и расходам для усиления аналитичности, детализации управленческого
учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ее элементам (видам
затрат), которое нивелирует неизбежное увеличение объема учетно-аналитической
работы.
Некоторые экономисты (в частности, Е.В. Иванова) отмечают, что
"...с помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о
таких показателях, как:
- объем продаж и общая прибыль;
- себестоимость продаж;
- процентное соотношение доходов и расходов;
- использование собственных и заемных средств;
- срок окупаемости вложений [1].
В целом, соглашаясь с возможностью получения информации по ряду
перечисленных упомянутым автором показателей, ставим под сомнение утверждение о
формировании данных о таких показателях, как общий объем инвестиций,
использование собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений.
Очевидным является факт получения значений по названным показателям посредством
использования инструментария (формул и прочих методов) экономического, в том
числе финансового, анализа. Причем некоторые показатели, связанные с оценкой
инвестиций, рассчитываются в рамках проведения инвестиционного анализа, который
в основном базируется на данных финансовой отчетности.
Не менее важным финансовым документом, формируемым в рамках
бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств (БДДС). В ряде
учебных источников данный бюджет называют бюджетом денежных средств, что
является методологически неверным, так как этот документ отражает движение
денежных средств, раскрывает направления поступления и выбытия этих оборотных
активов. В этом плане бюджет движения денежных средств представляет фактически
аналитическую форму, пригодную для экономического анализа.
В современной литературе, посвященной управленческому учету, алгоритм
конструирования бюджета о движении денежных средств базируется на применении
существующей формы одноименного отчета, входящего в состав бухгалтерской
(финансовой) отчетности. Однако немногие экономисты уделяют достаточно внимания
этому важному финансовому документу, являющемуся основой финансового,
инвестиционного и иных видов экономического анализа.
Приведем несколько подходов к моделированию бюджета движения денежных
средств, отражающих взгляды как отечественных, так и западноевропейских экономистов.
О.Д. Осипенкова предлагает произвольную форму бюджета о движении
денежных средств, в которой содержатся данные о поступлениях, платежах
поступлений (покупка материалов, зарплата, производственные накладные расходы,
общехозяйственные расходы и пр.), итоговые значения поступлений и платежей,
остаток на конец года по трем отчетным периодам (месяцам). Очевидным
недостатком такого формата является отсутствие информации о других источниках
поступлений денежных средств, а также неполный перечень направлений
расходования денежных средств. Также отметим статичность бюджета, выражающуюся
в отсутствии граф "сумма отклонений фактических показателей от нормативных
(плановых)", "причины отклонений" и иных нефинансовых
показателей, используемых в целях управленческого анализа.
Формат бюджета движения денежных средств, построенный на основе
одноименной отчетной формы финансовой отчетности (форма N 4), разработали В.Э.
Керимов и Е.В. Иванова [1]. Он практически полностью соответствует отчету о
движении денежных средств и служит инструментом интеграции финансового и
управленческого учета, снимая проблему трансформации данного финансового
документа в управленческий отчет, пригодный для принятия решений в области
ценообразования, инвестиций и т.д.
Сходный вариант бюджета о движении денежных средств, называемый
авторами сметой (бюджетом) денежных средств, представлен Т.В. Шишковой и О.Е.
Николаевой [6]. В нем, как и в бюджете, предложенном О.Д. Осипенковой,
рассматриваются только поступления от продаж, что значительно суживает сферу
применения документа в целях управленческого учета и анализа.
Логико-структурный анализ форматов бюджета о движении денежных средств,
разработанных российскими и зарубежными специалистами в области управленческого
учета, позволил нам выделить наиболее приемлемую с точки зрения бюджетирования
и бюджетного анализа форму названного финансового документа, которую предложила
Е.В. Иванова.
Использование данного формата бюджета не только решает проблему
гармонизации отчетности управленческого и финансового учета, но и дает
возможность проведения бюджетного анализа при условии его расширения как в
плане оценки значений по отчетным годам, так и добавления новых граф,
позволяющих выявить причины отклонений, установить их виновников и выработать
необходимые мероприятия по нейтрализации негативных экономических явлений
(процессов).
Структура и содержание бюджета о движении денежных средств,
рассмотренные на примере ОАО "Матрица", отражены в табл. 5.
Таблица
5
Бюджет
о движении денежных средств, тыс. руб.
Наименование
статьи
|
Данные
по
2005 г.
|
В том числе по
кварталам
|
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
1. Остаток
денежных средств
на начало периода
|
130
|
130
|
100
|
64
|
78
|
2.
Поступление денежных
средств за период, всего:
|
3 465
|
1 020
|
467
|
956
|
1 022
|
2.1. От
продажи товаров
|
2 460
|
240
|
768
|
1 032
|
420
|
2.2. От
продажи прочих
активов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.3. От
дебиторов
|
1 005
|
120
|
357
|
515
|
13
|
3. Итоговая
сумма денежных
средств
|
3 595
|
1 150
|
567
|
1 029
|
1 100
|
4.
Расходование денежных
средств, всего
|
2 690
|
430
|
500
|
980
|
1 910
|
4.1.
Приобретение товаров
|
2 000
|
545
|
670
|
880
|
1 495
|
4.2. Выплата
заработной
платы
|
100
|
100
|
100
|
100
|
4.3. Уплата
налогов и
сборов, иных платежей
|
160
|
40
|
40
|
40
|
40
|
4.4.
Приобретение
нематериальных активов
|
130
|
100
|
25
|
5
|
-
|
5. Профицит
(дефицит)
денежных средств
(п. 3 - п. 4)
|
905
|
720
|
67
|
49
|
-810
|
6.
Финансирование, всего
|
1 200
|
-
|
-
|
-
|
1 200
|
6.1.
Получение кредитов и
займов
|
1 200
|
-
|
-
|
-
|
1 200
|
7. Остаток
денежных средств
на конец периода (п. 5 +
п. 6)
|
2 105
|
720
|
67
|
49
|
390
|
Проверь работу, включая этот – здесь 5 приписок, которые надо удалить.
Анализ данных табл. 5 свидетельствует о наличии как минимум двух
негативных моментов. Во-первых, в исследованной организации на конец периода
имеется значительный профицит денежных средств, который не используется в
текущей финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем его, исходя из
международной учетной практики, можно рассматривать как убыток. Во-вторых,
превышение суммы расхода денежных средств над суммой дохода в четвертом
квартале привело к их дефициту, который был покрыт за счет полученного кредита.
Таким образом, налицо несбалансированная финансовая политика организации,
приведшая к внешним заимствованиям, которые в силу высоких процентных ставок и
иных невыгодных условий могут существенно ухудшить финансовое состояние
организации в недалеком будущем. Кроме того, перекосы в товарной политике
(закупка слишком больших партий товаров) создает угрозу затоваривания,
приводящего к возрастанию расходов на хранение и прочих затрат. Стоит отметить,
что несбалансированность денежных поступлений и расходование средств характерны
для других исследованных нами торговых организаций.
Заключение
Заключительным этапом бюджетирования выступает формирование прогнозного
бухгалтерского баланса, который также называют аналитическим балансом. Его
структура практически идентична типовой отчетной форме N 1, за исключением
представления укрупненных показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Исследование показало, что многие торговые организации не составляют подобной
отчетной формы управленческого учета, что фактически позволяет решать только
текущие и оперативные задачи в ходе бюджетирования (процессе разработки и
анализа различных бюджетов). Вместе с тем в целях разработки стратегии развития
организаций необходимы разработка и глубокий системно-проблемный анализ
результативных отчетных форм, в том числе прогнозного бухгалтерского баланса.
Обобщенные и частные показатели, рассчитанные в процессе
бюджетирования, констатируют фактическое состояние финансово-хозяйственной
деятельности торговых организаций, в связи с чем возникает необходимость их
всестороннего анализа и контроля. Заметим, что приведенный тезис справедлив в
отношении любых экономических данных (коэффициентов), поскольку отсутствие
анализа, выступающего высокоэффективным инструментом выявления негативных
последствий хозяйственной деятельности и разработки практических рекомендаций
по их нейтрализации, делает работу бухгалтера-аналитика (экономиста, финансового
менеджера и т.д.) фактически бесполезной и пригодной лишь для оперативного
управления, но не для тактического и стратегического развития субъекта
хозяйствования.
Литература
1. Иванова Е.В. Управленческий учет в розничной торговле: Дисс. на
соискание ученой степени к. э. н. - М., 2005.
2. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский (управленческий) учет. - М.: Юрист,
2006.
3. Керимов В.Э. Управленческий учет. - М., ИД "Дашков и Ко",
2005.
4. Вахрушина М.В. Бухгалтерский (управленческий) учет. - М.,
Финстатинформ, 2005.
5. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческих организаций.
Дисс. на соискание ученой степени д. э. н. - М.: 2001.
6. Николаева О.А., Шишкова Т.В. Стратегический управленческий учет. -
М.: УРСС, 2006.
7. Осипенкова О.Д. Управленческий учет. - М.: Экзамен, 2002.
8. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.:
Финансы и статистика, 2003.
9.
Боков О.Г. Практическое пособие по занятию мастурбацией М.; Медицина и
торговля. 2004
Ставропольское высшее экономическое училище
Зачетная работа на тему:
МЕТОДИКА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дисциплина:
Экономика торговых организаций
Исполнитель:
Ферегенов П Ж
Руководитель:
Миллнович К Ч
Кафедра:
Бухгалтерского и управленческого учета
Дата:
12.07.07