Министерство образования и науки России
Содержание
Введение
1.
Цели
Министерства образования и науки России
2.
Общие
положения
3.
Полномочия
4.
Организация
деятельности
5.
Приоритеты
государственной политики в сфере образования
6.
Министр
образования и науки Российской Федерации
Список
использованных источников
Введение
Министерство
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9
марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314.
Минобрнауки
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной
деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере
воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений.
Деятельность
Министерства - его миссия - направлена на реализацию и развитие
интеллектуального потенциала нации - главной составляющей устойчивого и
динамичного развития России.
1.
1. Цели
Министерства образования и науки России
Цели
Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения
потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного
образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции
образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности
использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и
стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого
экономического роста и повышения благосостояния общества.
К
целям Министерства относятся:
1.Обеспечение
доступности качественного образования для всех слоев населения как основы
социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в
обществе.
2.Обеспечение
текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в
профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития
непрерывного образования.
3.Создание
условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников)
образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную
жизнь общества.
4.Создание
условий для развития и эффективного использования научно-технического
потенциала.
5.Создание
условий для активизации инновационной деятельности.
Минобрнауки
России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно
осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в
Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов,
федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации по следующим вопросам:а) образование, включая дошкольное и
общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное
профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая
и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность;
б)
формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и
техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной
деятельности Российской Федерации;
в)
координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств
федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет
акций которых находится в государственной собственности;
г)
разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего
образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного
профессионального образования;
д)
деятельность Высшей аттестационной комиссии;
е)
развитие информационных технологий в сфере образования и науки.
Министерство
образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль
деятельности, находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
2.
Общие положения:
1. Министерство
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной
деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных
центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и
наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки
и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и
социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а
также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом
в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности,
включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий,
государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок,
федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ,
национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и
информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной
деятельности.
2. Министерство
образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль
деятельности, находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки. министерство образование
наука россия
3. Министерство
образования и науки Российской Федерации руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
4.Министерство
образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
3.
Полномочия
1.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие
полномочия:
1.1.
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение
Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной
сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных
служб, к деятельности Высшей аттестационной комиссии, а также проект плана
работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; 1.2.на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие
нормативные правовые акты:
1.2.1
перечни профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым
осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка;
1.2.2
типовые положения о филиалах федеральных государственных образовательных
учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их
создания;
1.2.3
формы документов государственного образца об уровне образования и (или)
квалификации, технические требования к ним, порядок выдачи, заполнения,
хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца об
уровне образования и (или) квалификации;
1.2.4
ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников;
1.2.5
порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том
числе в форме единого государственного экзамена, порядок проверки
экзаменационных работ и порядок применения системы оценки результатов, а также
порядок подачи и рассмотрения апелляций;
1.2.6
порядок приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные
учреждения, в том числе порядок проведения дополнительных вступительных
испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего
профессионального образования и образовательные учреждения высшего
профессионального образования;
1.2.7порядок
перевода обучающегося из одного образовательного учреждения в другое;
1.2.8
порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной
базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным
оборудованием;
1.2.9
порядок присуждения премий Президента Российской Федерации и премий Правительства
Российской Федерации в области образования, науки и техники;
1.2.10
форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного
экзамена;
1.2.11
перечень олимпиад школьников и порядок их проведения;
1.2.12
порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях, а также перечень этих организаций;
1.2.13
перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для
определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов;
1.2.14
порядок предоставления академического отпуска студенту образовательного учреждения
высшего профессионального образования;
1.2.15
форма патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и состав указываемых
в нем сведений;
1.2.16
требования к документам, содержащимся в заявке на товарный знак и прилагаемым к
ней (документы заявки);
1.2.17
федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений;
1.2.18
критерии и порядок предоставления специальных государственных стипендий для
получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, включая
стипендии для обучения за рубежом;
1.2.19
положение о психолого-медико-педагогической комиссии;
1.2.20
положение о докторантах, об аспирантах и о соискателях;
1.2.21
о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за
ставку заработной платы);
1.3
в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы
и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые
договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения
нужд Министерства, а также проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в
установленной сфере деятельности;
1.4
обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит
анализ реализации государственной политики и готовит предложения по
совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере
деятельности;
1.5
осуществляет:
1.5.1
в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия
собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения
исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной
пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества,
переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным
государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям,
подведомственным Министерству;
1.5.2
функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него
функций;
1.5.3
координацию исследований и разработок в сфере нанотехнологий;
1.5.4
размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих
государственную аккредитацию, контрольных цифр приема по подготовке
специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и
научных кадров для оборонных отраслей промышленности;
1.5.5
распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные именные
стипендии и назначение их в установленном порядке;
1.6
формирует сеть федеральных университетов;
1.7
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление
ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
1.8
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную
тайну;
1.9
обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и
координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб по их
мобилизационной подготовке;
1.11
ведет: единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств
федерального бюджета;
1.12
осуществляет в установленном порядке финансирование закупки образцов приборов,
оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий;
2.
Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации
полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
2.1
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для
принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
2.2
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере
деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
2.3
создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере
деятельности;
2.4
давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере
деятельности Министерства;
3.
Министерство образования и науки Российской Федерации в установленной сфере
деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме
случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской
Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
При осуществлении
правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не
вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод
граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за
исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4.
Организация
деятельности
Министерство образования
и науки Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки
Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в
установленной сфере деятельности.
Министр имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей
Министра устанавливается Правительством Российской Федерации. Структурными
подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации являются
департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав
департаментов включаются отделы.
Министр:
-распределяет обязанности
между своими заместителями;
-утверждает положения о
структурных подразделениях Министерства;
-в установленном порядке
назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
-решает в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы,
связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
-утверждает структуру и
штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных
Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности
работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий
период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
-утверждает ежегодный
план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных
служб, а также отчеты об их деятельности; -вносит в Правительство Российской Федерации
по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб
проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности
работников федеральных служб и фонде оплаты труда их работников; -представляет
в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о
создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных организаций,
находящихся в ведении Министерства и подведомственных Министерству федеральных
служб;
-вносит в Правительство
Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы,
указанные в подпункте 5.1 настоящего Положения;
-дает руководителям
подведомственных Министерству федеральных служб обязательные для исполнения
указания;
-приостанавливает в
случае необходимости решения подведомственных Министерству федеральных служб
(их руководителей) или отменяет эти решения, если иной порядок их отмены не
установлен федеральными законами;
-назначает на должность и
освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных
Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб;
-издает приказы, имеющие
нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации
деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
Финансирование расходов
на содержание Министерства образования и науки Российской Федерации
осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Министерство образования
и науки Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета,
открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.
Приоритеты
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования
-обеспечение доступности качественного общего образования;
-повышение качества школьной учебной литературы;
-повышение уровня оплаты труда работников образования;
-модернизация системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации работников образования;
-повышение качества профессионального образования;
-расширение общественного участия в управлении
образованием;
-развитие сети общеобразовательных учреждений;
-переход на нормативное подушевое (бюджетное)
финансирование общеобразовательных учреждений;
-руководство
министерства;
6.
Министр образования и науки Российской Федерации
Фурсенко Андрей Александрович
(с 9 марта 2004 г.)
Родился
17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1971 году окончил Ленинградский
государственный университет имени А.А.Жданова.
В
1971 - 1991 гг. - стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий
лабораторией;
В
1991 - 1993 гг. - вице-президент АО "Центр перспективных технологий и
разработок" в Санкт-Петербурге.
В
1994 - 2001 гг. - генеральный директор Регионального фонда научно-технического
развития Санкт-Петербурга (РФНТР).
С
ноября 2001 по июнь 2002 года - заместитель министра промышленности, науки и
технологий Российской Федерации.
С
июня 2002 по декабрь 2003 года - первый заместитель министра промышленности,
науки и технологий Российской Федерации.
С
декабря 2003 по февраль 2004 года - исполняющий обязанности министра
промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
В
мае 2004 года после вступления в должность избранного на второй срок Президента
России Владимира Путина назначен на пост Министра образования и науки
Российской Федерации.
В
сентябре 2007 года указом Президента России назначен на должность Министра
образования и науки Российской Федерации в Правительстве Виктора Зубкова. В мае
2008 года после вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева
вновь назначен на пост Министра образования и науки Российской Федерации в
Правительстве Владимира Путина.
Имеет
медаль "Знак почета", вручённую Главой Республики Северная
Осетия-Алания, и медаль "За заслуги" ФМС России.
Заместители
министра:
-Биленкина
Инна Петровна (с 15 июня 2010 г.)
-Калина Исаак Иосифович (с 11 сентября
2007 г.)
-Мазуренко
Сергей Николаевич (с 25 марта 2010 г.)
-Миклушевский
Владимир Владимирович (с 1 сентября 2008 г.)
-Пономарёв
Алексей Константинович (с 9 июня 2010 г.)
-Сентюрин
Юрий Петрович (с 16 июня 2010 г.)
Структура
центрального аппарата:
-Департамент
комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации
бюджетного процесса
-Департамент
государственной политики в образовании
-Департамент
государственной научно-технической и инновационной политики
-Департамент
государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и
социальной защиты детей
-Департамент
стратегии и перспективных проектов в образовании и науке
-Департамент
международного сотрудничества в образовании и науке
-Административный
департамент
Список
использованных источников
1.
http://www.znania.ru/