Основы правосознания
Негосударственное
частное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Кубанский
социально-экономический институт
Специальность: юриспруденция
Предмет: теория государства и права
Курсовая работа
по теме:
"Основы правосознания"
Студент 1го курса ОЗО
юридического факультета
Салманов Рамин Осман оглы
Краснодар
2010
Оглавление
Введение
1. Понятие, виды и функции правосознания
1.1 Правосознание как явление правовой действительности
1.2
Виды и функции правосознания
2.
Правовой нигилизм в современной России
2.1
Понятие правового нигилизма
2.2
Правовой нигилизм в отечественном правосознании
Заключение
Список
использованной литературы
Тема настоящей работы
имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения в
России правового государства. Важнейшим признаком правового государства, показателем
его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во
многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических
институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан.
Значительность данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Вот
почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной
системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Изменения политической,
экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века,
освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на
сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня
правового сознания и правовой культуры современного российского общества.
Данная тема также
интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой
юрист должен сам обладать высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.
Это необходимо ему в первую
очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а
также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения
граждан к праву.
Основой курсовой работы
послужили труды Перевалова В.Д, Хропанюка В.Н., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько
А.В., Лазарева В.В., Комарова С.А, а так же учебные пособия и статьи, где по
разному даётся понятие правосознания и его основные функции.
Содержание работы
состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе "Понятие,
виды и функции правосознания " подробно дано определение правовому
сознанию, рассмотрены разные точки зрения многих авторов и учёных, выделены два
основных элемента структуры правосознания, таких как правовая психология и
правовая идеология.
Так же рассматриваются
виды и функции правового сознания, деформация правосознания граждан Росси и его
роль жизни общества.
Во второй главе "Правовой
нигилизм в современной России" раскрыто понятие правового нигилизма, его
присутствие в отечественном правосознании.
1. Понятие, виды и функции правосознания
1.1 Правосознание как
явление правовой действительности
Правовая
действительность представляет собой особую область социальной жизни общества,
обусловленную правом, его воздействием на общественные отношения. Правовая
действительность является разновидностью социальной действительности и состоит
из идеального и материального. Область идеального определяется сознанием, а
область материального – социальной практикой. Применительно к правовой
действительности идеальное и материальное проявляются в правосознании,
законодательстве, реализации права и правовой культуре. Перечисленные правовые
явления взаимообусловлены на уровне закономерностей так, что изменения в одних
явлениях неизбежно влекут соответствующие изменения в других явлениях правовой действительности.
Общественное сознание как явление социальной действительности, имеет различные
формы: политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное, а
также правовое сознание. Посредством указанных форм общественного сознания люди
отражают окружающий мир. С помощью же правосознания происходит отражение
правовой действительности, которое предполагает: осмысление и ощущение
необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой
системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении
действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации
права; соотношение правовых ценностей с иными (моральными, политическими,
национальными и др.). Как показывает история, в тоталитарном обществе роль
права всегда была невысока. Ранее, в СССР, форма существовавшего на тот момент
государственного режима не предусматривала для права главенствующей роли.
Господствовавшая на тот момент марксистская теория государства и права, была
ориентирована на то, что постепенно и государство и права отомрут за
ненадобностью. Но история не подтвердила эту концепцию. Наоборот, исторический
опыт позволяет сделать вывод о том, что чем выше будет уровень развития
общественных отношений, тем больше будет потребность в регулировании этих
отношений при помощи права. Построение правового государства немыслимо без
обновления правового сознания и правовой культуры. В юридической литературе
понятия правового сознания и правовой культуры достаточно хорошо описаны.
Правосознание – явление
идеальное, непосредственно ненаблюдаемое. Оно представляет собой сферу или
область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических
знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации,
социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирующих поведения
людей в юридически значимых ситуациях.
Правосознание – это
совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок,
выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный
спутник права. Существование права нераздельно связано с волей и сознанием
людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве
юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание
людей.
В то же время и
воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и
сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых
представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.
Право как социальное
явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть
положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или
отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным).
Люди в той или иной
форме выражают своё отношение ко всему, что связанно с представлениями о праве
(к законам и другим правым актам, к деятельности суда и других
правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия
права). Человек как–то относится к прошлому праву, к праву, существующему
сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может
быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То
или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного
человека и у группы людей, человеческого сообщества.
Если признать право
объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей
на право именуемой правосознанием. Это обусловлено тем, что право – регулятор
отношений людей, наделённых волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс
создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что
право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в
жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
Примером работы
сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы
при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом
нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем
сознании.
Правосознание – это
одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на
конкретные проекты нормативных актов и т.п. Правосознание обычно не существует
в "чистом" виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами
сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание
переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления
с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и
несправедливости, совести и чести и другое.
Правосознание теснейшим
образом спряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями,
религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их
обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право –
явление психологическое.
Специфическая черта
правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в
том, что его роль не ограничена какой–либо одной стадией правового воздействия.
Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии
реализации права.
В той или иной степени
оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования – нормах
права, правоотношениях, актах реализации права. Словом, правовое сознание
общества, отдельных групп, индивидов органично связанно с правом как целостным
социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с
правотворчеством и правоприменением, и иными сторонами правового бытия
общества.
Правосознание имеет
длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во
времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания
древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые
формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в
идеях и эмоциях римских граждан, формировали их поведения. Приметой быта и
нравов древних римлян были непрерывные обращения к примерам, в сенат, в
судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб
государства или продажи раба.
Буржуазные общества XIX–XX
веков, базирующихся на фундаментальных правовых документах – декларациях,
конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на
гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическими мировоззрением.
Всплеск правосознания
характеризует и периоды социальных перемен, революций. Тоска о прошлой правовой
системе у одних, надежда на формирование новой у других. Но пока идет ломка
действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о
будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели
революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в
правотворчестве и правоприменение.
В этих условиях
регулирующая роль правосознания может закрепляться даже законодательно. Так, в
условиях Октябрьской революции Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: "местные
суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях
и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые
не отменены революцией, не противоречат революционной совести и революционному
правосознанию".
Исследования многих
философов и юристов в этой области составили значительные труды. Отечественные
ученые – Л. Петрашицкий, М. Рейснер, И. Фарбер и другие оставили крупный след в
изучении правосознания. Не оставила эту проблему и современная теория права.
Структурная
характеристика правосознания представляется двумя элементами: правовой
психологией и правовой идеологией.
Правовая идеология –
главный элемент в структуре правосознания. Это осознанное отношение к праву,
выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей
правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п. Правовая
идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме
отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых
идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и
права их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся
объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам
эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной
деятельности. Правовая идеология есть систематизированное научное выражение
правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и
слоев населения. Она должна формироваться как процесс выявления теоретического
осознания, координации и согласования различных общественных интересов через
достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет
содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и
свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда,
как антипода командно – бюрократическому управлению, что свойственно
идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой
культурой. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или
возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке
правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты,
учитывающие конкретно–исторические условия жизни общества, расстановку сил,
уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы, как
большинства, так и меньшинства, другие факторы. Особой значимостью в правовой
идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию
развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной
правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников
права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни
общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования,
формирования юридического профессионализма.
В правосознании можно
выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой
психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не
может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным
мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно
влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения
правомерного поведения показывает, что трудно что–либо понять в природе
поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и
на неправомерное поведение. Например, имеют юридическое значение состояния
сильного душевного волнения при совершении преступления.
Правовая психология
охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений,
желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной
социальной группы. Она является непосредственным отражением жизненных отношений
членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения.
Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой
культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в
культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое
поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Самооценка может
завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или,
наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены нормы
права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий;
как стыд и совесть. Правовая психология характеризует те переживания, чувства,
мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием
действующего законодательства и практическим осуществлением его требований.
Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или
неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпеливое или равнодушное
отношение к нарушениям правовых предписаний – это все относится к области
правовой психологии. Таким образом, правовая психология – это также оценка
существующего и желаемого права, но выражается она в виде эмоций, штампов,
стереотипов, иных психологических характеристик.
Психологическая
структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации
права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических
преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем
психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология.
Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на
бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношения у этносов к тем или иным
правовым нововведениям, модернизациям.
От уровня
идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями
и чувствами, умение властвовать собой. Это свидетельство взаимосвязи и
взаимообслуживание правовой идеологии и правовой психологии как структурных
элементов правосознания.
Итак, как элемент
правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую
психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через которой пропускается
все факторы, влияющие на право и правовое поведения (деятельность).
Анализ отношения людей
к законам и иным нормативным правовым актом позволяет выделить в правосознании
и другие элементы.
Первый элемент –
информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о
законе. Информация может быть полной и всесторонней (например: после работы с
текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по
данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный
уровень правосознания – обязательная его структурная часть, ибо без информации
о законе не может быть и отношения к нему.
Второй элемент –
оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему
относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его
структуре. На основе ценностных представлений человека формируется мотивы его
поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует
превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных
социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей
интересов человека.
На основе информационного
и оценочного элементов формируется элемент третий – волевой. Узнав о законе и
оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях предусмотренных
законом.
Использовать закон для
реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять закон
или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, – все
эти моменты входят в волевой элемент правосознания.
Волевую направленность
правосознания иногда именуют правовой установкой, то есть психологической
направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового
регулирования.
Безусловно, в реальной
жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное.
Выделение структурных элементов в правосознании способствует, лишь понимаю его
роли и места в жизни человека и общества.
1.2 Виды и функции
правосознания
Для понимая того, что
есть правосознания, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями
разделение правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости
права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе,
которые позволят дать его качественную характеристику. По данным критериям
правосознание делится на три уровня.
Первый уровень –
обыденное правосознание. Это уровень свойствен основной массе членов общества,
формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.
Люди, так или иначе, сталкивается с правовыми предписаниями. Для людей с этими
уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения
точно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание
складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного
жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное
правосознание – это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов,
штампов, слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе.
Второй уровень –
профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной
подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе
осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня
обладают специализированными, детализированными знаниями действующего
законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального
правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях.
Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменение – одна из бед
нашего общества. Профессиональное правосознание – это правовое сознание, прежде
всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского
корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и
государственных работников.). Сущность и особенности правового сознания юристов
конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в
системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений,
установок, ценностных ориентаций и т.д.
Третий уровень – это
научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей,
научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных
отношений. Научное правосознание в отличие от обыденного, формируется на базе
широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и социальных
исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание
должно быть непосредственным источником правотворчества, служить
совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного,
чем хорошая теория. Научное правосознание характеризует идеологический пласт и
состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических
наук. К научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития
человечества, в том числе гипотезы об "отмирании" права, о правовом
нигилизме, представления о законе как воле государства и т.д.
В зависимости от
субъектов правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное.
Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или
иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии,
структуры. Индивидуальное правосознание – это чувства и представления о праве
конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание
отдельных индивидов. Индивидуальное правосознание не может охватить всего
многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества – оно отражает
лишь отдельные существенные черты. Правосознание конкретного человека
складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как
условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот
почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную
оценку правовых явлений, а другого – ограниченным, отстающим от общего уровня
общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне
правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.
Каналы формирования
индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой
информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и
рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления,
идущие из глубины веков.
Одним из видов
коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые
представления и чувства тех или иных конкретных законопроектов, законов.
В ряде случаев
правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от
правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании
классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Можно увидеть
различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в
профессиональном правосознании юристов разной специализации – работников
прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
Для характеристики
макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи)
используется понятие "общественное правосознания" (правосознания
всего общества). Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.
Правосознание общества проявляет себя в ходе общенациональных акций типа
референдума, голосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность
президента и т.п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют
разными способами.
Сознание возникает в
процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение
правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.
Согласно теоретической
концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания –
познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически
охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и др.
Познавательной функции
соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом
интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии "правовая
подготовка". Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное
отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта
и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении
значимости научных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения
индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и
целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других
явлений.
Регулятивная функция
правосознания осуществляется посредством правовых установок и
ценностно-правовых ориентаций синтезирующих в себе иные источники правовой
активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде
правомерного или противоправного поведения.
Для юристов правовая
подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть
более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и
формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже
отмечалось, – умением их применять. Если обратиться к структуре процесса
реализации права в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые
квалифицированно, как правило, могут выполнить только юристы. К ним относятся:
установление фактических обстоятельств дела, выбор соответствующей правовой
нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие
решения о применении нормы закона или подзаконного акта, в данном случае,
издание правоприменительного акта.
Описанный здесь подход
к пониманию содержания и функций правосознания носит название
ценностно-нормативного. Он представляет собой результат трансформации культуры
– общей, специальной или профессиональной и индивидуальной (личностной).
Правосознание играет
важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.
Во-первых,
правосознание является необходимым фактором при сознании норм права. Ведь
правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности
правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах,
определённые интересы и потребности людей проходят через волю и сознание
индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их
соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми
представлениями, уровнем правосознания тех, кто создаёт правовые нормы.
Во-вторых,
правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации
правовых норм. На втором съезде РСДРП один из основателей марксистского
движения в России Плеханов Г.В. заявил, что революция – высший закон и что для
ее успеха можно разогнать парламент. Оценивая эту речь, юрист Кистяковский Б.А.
пишет, что это "несомненно, является показателем не только крайне низкого
уровня правосознания нашей интеллигенции, но и наклонности к его извращению".
Анализ дореволюционного правосознания дан Новгородцевым П.И. в книге "Кризис
современного правосознания".
Требования норм права
обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством
их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан
государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое
правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление
правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у
людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.
Формирование
правосознания способствует повышению эффективности механизма правового воздействия
на общественные отношения. Право воздействует на общественные отношения, на
сознание и поведение людей не только с помощью юридических средств, но и
разнообразными неюридическими путями. Правовая культура неразрывно связана с
правосознанием и подобно ему окружает право со всех сторон, способствует
укреплению правопорядка в обществе. Невозможно жить в обществе и быть свободным
от него, от его традиций, обычаев и норм поведения. Осознание каждым
гражданином своих обязательств перед обществом, в виде соблюдения общепринятых
правил и норм поведения, является залогом формирования в обществе высокого
уровня правосознания и правовой культуры. Еще К. Маркс утверждал, что право
неотделимо от культуры общества.
2. Правовой нигилизм в
современной России
2.1 Понятие правового
нигилизма
Одним из факторов,
оказывающих негативное воздействие на формирование передового правового
сознания, является наличие в обществе проявлений правового нигилизма. Как
явление правовой действительности правовой нигилизм укоренился еще в период
тоталитарного правления, серьезному же изучению подвергся сравнительно недавно.
Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к
праву, неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы в
соответствии с социальной справедливостью. Он распространился от сферы
повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов
государства. Правовой нигилизм стоит препятствием на пути построения правового
государства, потому что речь идет о неверии в право и неуважении к нему.
Что
такое нигилизм? Нигилизм - это полное отрицание всего, полный скептицизм.
Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах
Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: "Что означает
нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность... нет цели, нет ответа
на вопрос "зачем?"
В
настоящее время сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом
словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является "безобразное
и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать". В малом
энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона "нигилизм,
во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе
Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение
крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы
современного политического и социального строя".
Большой
энциклопедический словарь трактует нигилизм как "отрицание общепринятых
ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает
особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического
развития".
М.
Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма: во-первых, это господство
бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей
приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они
относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет;
во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум
соткан лишь из "психологических потребностей" и представляет собой
сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в
обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и
целостность.
Что
касается правового нигилизма, то это разновидность нигилизма, объектом
отрицания которого является право. В Большой советской энциклопедии правовой
нигилизм определяется как "направление общественно-политической мысли,
отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным
способом регулирования общественных отношений".
В.А.
Туманов определяет правовой нигилизм как "скептическое, негативное
отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности
решить социальные проблемы так, как того требует социальная
справедливость". В.И. Гойман считает, что правовой нигилизм - это
"сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво
пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных
лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов
неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в
практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с
правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под
угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений". В свою очередь,
Н.И. Матузов определяет сущность правового нигилизма как "в общем
негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам,
нормативному порядку". А, по мнению В.А. Бачинина, "нигилизм правовой
- превратная форма автономии, самодостаточности индивидуальной и общественной
воли, направленная против регулятивного действия норм права".
Особого
внимания заслуживает взгляд Н. Варламовой, которая отмечает: "Речь может
идти по меньшей мере о трех "нигилизмах": легистском, когда
господствует негативное отношение к действующему законодательству и
распространены навыки незаконного (как вне, так и противозаконного) поведения;
социологическом, когда люди полагают реально действующий правопорядок (который
далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и
несправедливым; и, наконец, собственно правовом нигилизме, когда свобода и
формальное равенство участников социального взаимодействия не воспринимаются
массовым сознанием как базовые ценности и основополагающие принципы
законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения
на их основе". Таким образом, предлагается разделять нигилизм по отношению
к действующему законодательству, так называемый легистский и собственно
правовой нигилизм.
Правовой нигилизм
порождает целый диапазон негативных взглядов: искажение смысла правовых норм,
неверное понимание иерархии нормативных актов, произвольность в выборе правовых
норм и т.д. Это ведет к формированию негативных правовых мотивов и сужению зоны
правомерного поведения.
2.2 Правовой нигилизм в
отечественном правосознании
Существующие
в российском социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение проблемы
правового нигилизма на второй план. Напротив, ее успешное решение должно
рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой правовой реформы.
Значимой
компонентой индивидуального правосознания является уважение к праву, в основе
которого лежит осознание социальной ценности и значимости последнего как
регулятора общественных отношений, средства их совершенствования и
преобразования. Между тем характерной чертой российского правосознания
практически всегда являлось не уважительное отношение к праву, а явление ему
прямо противоположное - правовой нигилизм. Последний определяется в науке как
"психологически отрицательное (негативное) отношение к праву со стороны
граждан, должностных лиц, государственных и общественных институтов, а также
фактически правонарушающие действия указанных субъектов; данный феномен
выступает как элементом сознания (индивидуального, группового, общественного),
так и способом, линией поведения индивида либо коллектива".
Истоки
отчуждения российского общества и личности от права следует искать в далеком
прошлом. На протяжении многих веков развития политико-правовой мысли в нашей
стране правовое регулирование традиционно считалось наименее совершенным
способом регламентации социальных отношений. Парадокс заключается в том, что
главным проводником идеи правового нигилизма в российском социуме была
"самая разумная, образованная, умственно развитая часть жителей" -
интеллигенция. В начале XX
века Б.А. Кистяковский писал: "Русская интеллигенция состоит из людей,
которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в
связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не
видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в
наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло
сформироваться прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне
низком уровне".
В
России исторически сложилось, что за первые десятилетия существования
советского общества не только не был преодолен правовой нигилизм, доставшийся
от прошлого, но к нему добавился еще и благопристойный "социалистический"
правовой нигилизм. Слово "нигилизм" - это довольно мягкое отражение
всех происходящих событий в современной России. Страна превратилась в одно из
самых криминогенных, коррумпированных государств мира. Повсеместно получили
большое распространение такие преступления, как захват заложников, похищение
человека в целях получения выкупа. На сегодняшний день коррупция во всех ветвях
российской власти приобрела угрожающие размеры, происходит слияние
государственного аппарата с организованной преступностью.
Преодоление
правового нигилизма - процесс длительный и сложный, предполагающий изменение
объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной
социально-правовой среды. В системе мер преодоления правового нигилизма
приоритетное значение приобретает юридическая политика государства. Эта
политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни
качественного правового закона, который бы отражал ценности личности, интересы
различных социальных групп, отвечал международно-правовым стандартам,
национальным традициям, действовал эффективно. Преодоление правового нигилизма
также связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том
числе правового информирования населения, которое повышает правовую
компетентность граждан. Перспективным путем устранения правового нигилизма
может стать всеобщее юридическое образование. Преимущества всеобщего
юридического образования заключаются в равномерном распределении периодов
обучения в течение жизненного цикла человека и предоставлении ему возможности
приобретать необходимые юридические знания, умения, навыки в тот момент, когда
у него возникает в них необходимость. Следующим важнейшим путем преодоления
правового нигилизма может стать улучшение механизма правового регулирования и
правовой защиты. Прежде всего это создание при помощи благоприятной
государственной политики, юридических и информационных средств таких условий,
когда для гражданина соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Повсеместное
внедрение в систему общественной жизни качественного правового закона могло бы
укрепить веру общества в то, что не гражданин существует для закона, а закон
для него. Гражданин должен быть по отношению к государству лояльным, пока оно
выполняет свои правовые обязательства, т.е. придерживается незыблемых
демократических завоеваний, таких как права и свободы человека, справедливость
и т.п. Как только государство забывает о своем назначении, гражданин
освобождается от своей политической обязанности. В данном аспекте над
государством имеет место своего рода моральный суд, а гражданин является
инстанцией, правомочной определять пределы своей политической обязанности.
Правовой
нигилизм является неотъемлемым элементом общественного сознания, которое
проявляется в пренебрежительном и недоверчивом отношении к праву, а зачастую в
полном отрицании права, законности и всех общепризнанных социальных ценностей.
Очевидно,
что изменение отношения общества и индивидов к праву - это трудоемкая задача,
растянутая во времени. Вполне возможно, что для этого потребуется не одно
десятилетие, напряженные усилия нескольких поколений. Передовой зарубежный
правовой опыт (Германии, Франции и др. стран) свидетельствует, что отношение к
праву поддается позитивной корректировке. Существующие в российском социуме
проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на
второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве
стратегической цели проводимой в нашей стране правовой реформы. Сегодня как никогда
актуальны слова известного русского правоведа П.И. Новгородцева: "Если
Россия... не поверит в силу права, ... она никогда не будет иметь успеха ни в
каких делах своих, ни внешних, ни внутренних".
Анализ вышеизложенного
материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы. Формирование
правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий
все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда
права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление
законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых
актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной,
эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству
законов и подзаконных актов.
Современное российское
общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис,
вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в
правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое
бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями. К сожалению,
в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне
правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во
многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее
способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой
информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение
действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную
деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство
должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу,
искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические
учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие
личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое
и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно
необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того,
насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.
Список использованной
литературы
1.
Алексеев
С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2003.
2. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и
социологии права. СПб., 2006. 3. Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое,
настоящее и будущее России? // Конституционное право: Восточно-европейское
обозрение. 2000. N 1.
4.
Венгеров А.Б. Теория государства и права, – М.: Новый юрист, 2007.
5. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути
преодоления // Советская юстиция. 1990. N
9.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. М., 1983. Т. 2.
7. Кистяковский Б.А. В защиту права
(интеллигенция и правосознание) // Вехи. Из глубины. М., 1991.
8.
Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2006.
9.
Комаров С.А. Основы государства и права, 4‑е изд. СПб.: Питер, 2008.
10.
Королев А.И. Теория государства и права, СПб.: Юрист, 2007.
11.
Левентюк А. В. Правовой нигилизм и правовой цинизм: понятия, сходство и
различия // Общество и право. 2008. №3.
12.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2007.
13.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби;
Проспект, 2006.
14. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой
идеализм // Правоведение. 1994. N
2
15. Матузов Н.И. Правовой нигилизм в
свете российского менталитета // Актуальные проблемы теории права. Саратов,
2003. С. 182.
16. Месилов М. А. Развитие правовой мысли о сущности
правового нигилизма // История государства и права. 2007. №3.
17.
Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма – Инфра – М,
2006.
18. Новгородцев П.И. Об общественном
идеале. М., 1991.
19.Общая
теория государства и права: учебник для юридических вузов / под радакцией А.С. Пиголкина.
М 2006.
20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. 2-е изд., исправ. и доп. М., 1995.
21.
Сауляк О. П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания //
Российская юстиция. 2009. №9.
22. Тапчанян Н.М. Правосознание и
правовая культура личности в условиях обновления России: Автореф. дис. ...
канд. юрид. наук. Краснодар, 1998.
23. Туманов В.А. О правовом нигилизме //
Советское государство и право. М., 1989. N
10.
24. Туманов В.А. О юридическом нигилизме
// Пульс реформ (юристы и политологи размышляют). М., 1989.
25. Хайдеггер М. Европейский нигилизм //
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
26.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. Стрекозова В.Г., М.: Омега
– Л, Интерстиль, 2008.
27.
Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). – М.:
Инфра. – М., 2003.