Государственное право
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: «Государственное
право»
1. Опишите порядок введения военного положения в
Российской Федерации, перечислите возможные ограничения прав и свобод граждан
Под военным положением понимается особый правовой режим,
вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в
соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской
Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание
условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и
времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом
Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается
датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
В период действия военного положения в соответствии с
настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это
необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства,
ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных
граждан, лиц без гражданства (далее - граждане), деятельность организаций
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их
должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться
дополнительные обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции
Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации
военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная
угроза агрессии.
Военное положение на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о
введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).
В указе Президента Российской Федерации о введении
военного положения должны быть определены:
обстоятельства, послужившие основанием для введения
военного положения;
дата и время, с которых начинает действовать военное
положение;
границы территории, на которой вводится военное положение.
Указ Президента Российской Федерации о введении военного
положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и
телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения
незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.
Вопрос об утверждении указа Президента Российской
Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом
Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть
проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее
срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Решение об утверждении указа Президента Российской
Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от
общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим
постановлением.
В случае, если указ Президента Российской Федерации о
введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение
оформляется постановлением Совета Федерации.
На территории, на которой введено военное положение, в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации применяются меры по организации производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов, специальных формирований, создаваемых на военное время, и для нужд
населения.
На основании указов Президента Российской Федерации на
территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных
объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения,
функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также
объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для
окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов,
обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов
энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и
здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и
культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы
с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых
помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на
территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также
ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий,
других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и
(или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного
положения оборону и безопасность Российской Федерации;
6) привлечение граждан в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны,
ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению
поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и
военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и
эпизоотиями;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами
необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей
выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания
либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний,
митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых
мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления
или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и
осуществление их досмотра;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных
общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным
органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости
осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный
досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям,
установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств.
При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и
ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и
препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества,
спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится
изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций -
изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами
боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих
функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий,
вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой
информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы
приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и
сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также
контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно
занимающихся указанными вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного
государства, воюющего с Российской Федерацией;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы
территории Российской Федерации;
18) введение в органах государственной власти, иных
государственных органах, органах военного управления, органах местного
самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление
режима секретности;
В период действия военного положения граждане пользуются
всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами
человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых
установлено Федеральным конституционным законом «О военном положении» и другими
федеральными законами.
Граждане обязаны выполнять требования Федерального
конституционного закона «О военном положении», других федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного
положения.
Граждане, находящиеся на территории, на которой введено
военное положение, обязаны:
1) выполнять требования федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного
положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;
2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные
комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных
(административно-территориальных) образований, на территориях которых указанные
граждане проживают;
3) выполнять требования, изложенные в полученных ими
предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных
лиц;
4) участвовать в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации
последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных
(разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а
также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные
формирования;
5) предоставлять в соответствии с федеральными законами
необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с
последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.
2. Охарактеризуйте систему политических прав и свобод
граждан России
Российская Федерация – демократическое государство. Само
понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской
Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании
закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы
реализуем эти права и как нам это гарантировано? Пункт 2 ст. 6 Конституции
гарантирует, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее
территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Именно гражданин
Российской Федерации обладает на территории России всей полнотой прав и свобод,
предусмотренных Конституцией. Во второй части статьи (ст. 6 п. 2 Конституции
РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который
имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных
прав и свобод. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные
обязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые по
своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку,
политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это
и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" – каждому,
политические – "гражданам". Связь политических прав с гражданством не
означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли
государства и не являются естественными правами каждого гражданина
демократического государства. В силу их характера эти права нельзя
рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством.
Государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2
Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина – обязанность
государства. Основные права гражданина – это его конституционные права и
свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где
предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не
должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и
свобод человека и гражданина. В части второй статьи 17 речь идет только об
основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые
свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от
рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его
рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и
свобод. Если же гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои
и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих
случаях на ограничение (не лишение) его основных прав и свобод. Иногда это даже
приводит и к ограничению права на жизнь (ст. 12 Конституции п. 1). Естественный
характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета,
единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного
строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию получает через
политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает
должное их применение и реализацию в повседневной жизни. Государство обязано
гарантировать защиту прав граждан в случае их умаления тем или иным способом.
Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах
и обеспечивает в общей мере эту защиту. Осуществление прав и свобод человека и
гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т. е. права)
призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных
сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в
осуществлении индивидуальных интересов и определяют границы его свободы. Ни
одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это
может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев
населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы. Вот почему
вся система прав и свобод строится так, чтобы обеспечить законные интересы
людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате
злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека
и гражданина непосредственно действующими означает, что они могут осуществлять
свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь
Конституцией и ссылаясь на нее. Следует отметить всеобщее равенство не только
по расовому и социальному признакам, но и по равенству полов перед судом. Это
гарантирует ст. 19 Конституции РФ, которая гласит:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной
принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и
равные возможности для их реализации. Это подтверждено в статье 8 Всеобщей
декларации прав человека, согласно которой "каждый человек имеет право на
эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае
нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или
законом".
Данная статья корреспондирует к части первой статьи 46
Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита
его прав и свобод". Она же и развивает положения части первой
вышеуказанной 19 статьи. Этой цели служит принцип формально-юридического
равенства, т. е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были
ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство
предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не
запрещенными законом. Причем он имеет право использовать государственные
способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему Конституцией. Если
какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или косвенно ущемляют
права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с установленными
процедурами. Особая роль здесь принадлежит Конституционному суду Российской
Федерации, который призван разрешать дела о соответствии Конституции
законодательных и иных нормативных юридических актов. Политические права и
свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в
управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления
связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния
политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного
строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения.
Политические права и свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, во
взаимодействии с ними и при опоре на уважение к человеку. Теперь хотелось бы
уделить немного внимания классификации прав и свобод личности. Существует
несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить конституционные
права и свободы, с каких прав начать эту классификацию, какие права являются
главными по отношению к другим правам и свободам. Критерием данной
классификации выступает сфера проявления свобод личности:
1) права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы
и индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и достоинство;
2) права и свободы, складывающиеся в сфере экономической
свободы, связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например,
право собственности, свобода труда, право предпринимательской деятельности;
3) права в сфере духовной и культурной жизни. Например,
свобода печати, свобода средств массовой информации, свобода преподавания;
4) права в сфере общественной свободы, которые реализуются
не индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на коллективные
петиции и обращения.
В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным
общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая
классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации: 1)
личные права; 2) политические права; 3) социально-экономические права; 4) права
по защите других прав. Обратимся же теперь непосредственно к политическим
правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленным за ним в Конституции
Российской Федерации. Основные политические права начинают действовать
непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации
совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации,
которая гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Именно с
достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность
гражданина. Дееспособность – юридическая возможность своими действиями
создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от
правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой
частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской
Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и
личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. Он имеет
право участия в управлении делами государства, право быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и
участие в отправлении правосудия. Следует уделить внимание тому, что право
участвовать в управлении делам государства, которое закреплено в ст. 32
Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2, является наиболее затрагивающим все иные
политические права и свободы. Положения данной статьи непосредственно вытекают
из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25
Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает,
что каждый гражданин имеет право и возможность:
1) принимать участие в ведении государственных дел как
непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства
к государственной службе. Участие граждан в управлении делами своего
государства непосредственно (т. е. путем референдума, выборов или личного
участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же
представителей в органах государственной власти или местного самоуправления
является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.
Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к
государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской
Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и
законодательства в соответствие с нормами международного права, но и снятие
ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность и т.
д. Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие
дискриминации по каким-либо признакам.
Конституционно закрепленное право граждан на коллективные
обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свобод
граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР
1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г. 12 апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения заявлений и
жалоб граждан" (в редакции от 4 марта 1980 г.) К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные аспекты, связанные с правом граждан
на подачу обращений. В частности, не были определены пределы действия
настоящего Указа, не был определен перечень действий, обжаловать которые можно
через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, не было закреплено
право обращения военнослужащих на действия своего начальства. Все это нашло
свое отражение в Законе от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Право на объединение -
одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные
аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить
возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а также
юридически установить создание разного рода общественных объединений.
3. Исследуйте предмет, метод и систему источников
конституционного права Российской Федерации
У каждой из наук свой предмет. С учётом этого факта
различают среди юридических наук: общетеоретические, исторические, отраслевые,
сравнительно-правовые, прикладные. Наука конституционного права относится к
числу отраслевых наук, основной отличительный признак которых состоит в том,
что их предметом является изучение одноимённой отрасли права. Эти науки
составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную
количеству отраслей права.
Наука конституционного права имеет своим предметом
изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей
закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует
действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и
роль соответствующих правовых институтов.
Наука конституционного права изучает не только нормы и
институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету
относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность
действия правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью
наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.
Предметом изучения данной науки является в целом вся
сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому
регулированию.
На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования
необходимых пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было ни
чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляющим
без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются.
Все конституционно-правовые институты изучаются в их
историческом развитии на общем фоне развития общества, присущих ему деформаций
и противоречий. Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей
составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных
теоретических концепций науки.
К ним относятся такие крупные комплексы теоретических
проблем, как теория народного представительства, сущность государственного,
национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм
государственного и территориального устройства.
Важное место занимает исследование проблем правового
статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и
личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также
теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной
власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал,
лежащих в их основе.
Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки.
Сами же выводы и теоретические положения — ее содержание.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного
права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются
факторы, составляющие основы научного познания.
К таким источникам относятся труды отечественных и
зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения по
проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой
науки.
Источниками науки конституционного права являются и
правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное
место занимает Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически
обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в
конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.
Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи,
если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы,
которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и
институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная
практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых
отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся
общественно-политическая деятельность. На основе изучения и обобщения практики
наука конституционного права определяет оптимальность действия норм и
институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования
конституционного законодательства. Помимо этого, к источникам науки необходимо
отнести и законодательства зарубежных стран и международно-правовые договоры
соглашения и т.п.
В общей характеристике науки конституционного права
важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Эта
наука в своих исследованиях использует научные методы материалистической
диалектики, формально-логического анализа и системного анализа. Они
разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический,
конкретно- социологический и др.
Наука исследует правовые процессы в их историческом
развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом
регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими
концепциями общественного развития, соответствии его тем социальным ценностям,
которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном
этапе. Поэтому наука изучает историческое развитие всех правовых институтов,
выявляет их связь с общественными процессами, оценивает реальность их влияния
на претворение в жизнь намеченных и провозглашенных в качестве незыблемых
ценностей всей общественной структуры.
Наука конституционного права широко использует и
сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном
анализе конституционно-правовых норм различных стран, регулирующих однородные
сферы общественных отношений.
В сравнительном плане оцениваются нормативные акты
различных стран мира, государств, входящих в состав бывшего Союза ССР. Анализ
конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в
силу близости исходных основ, на базе которых начинали формироваться их
самостоятельные правовые системы.
В научных исследованиях необходим системный подход к
объектам, составляющим предмет изучения. Наука рассматривает саму отрасль
конституционного права как систему, выявляет ее структуру, определяет
составляющие ее элементы, их соотношение, линии взаимосвязи. Подвергается
анализу и система каждого правового института.
Большое внимание уделяется и определению места отрасли в
общей системе права Российской Федерации, ее соотношению с другими отраслями.
Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению
конституционно- правовых отношений от других видов, облегчает
правоприменительную деятельность.
Метод конкретно-социоцогических исследований предполагает
обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой
происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом обеспечивается
выявление условий, бездействующих на развитие общественного сознания,
формирование общественного мнения, определяющих поведенческие установки граждан
в отношении содержания тех или иных правовых норм. В задачу науки входит и
обработка результатов экспериментов, касающихся сферы правовых отношений. В
последнее время такие эксперименты получают некоторое развитие.
Список литературы
1.
Конституция Российской Федерации : Комментарий . М . 2004 г.
2.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2005 г.
3.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. - М., 2006 г.
4.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2002 г.
5.
Государственное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2001 г.
6.
Конституционное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2004 г.
7.
Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право
РФ. - М., 2003 г.