Административная ответственность и административно-правовые режимы
План
1. Принципы государственного
управления.
2. Административная ответственность:
понятие, особенности.
3. Понятие и виды
административно-правовых режимов.
Список использованной литературы
1.
Принципы государственного управления
Административное право отличается от других
отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения
возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации
государственного управления.
Административное право как отрасль публичного права
определяется, прежде всего, своим предметом, т.е. системой
государственно-управленческих отношений.
Государственное управление является основной
сферой действия и применения норм административного права, поскольку по природе
своей оно есть не что иное, как форма реализации прерогатив государства его
органами и должностными лицами в общей системе социального публичного
управления.
Государственное управление в узком понимании -
это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной
власти на уровне, как РФ, так и её субъектов. В административном праве понятие
государственного управления рассматривается в узком понимании.
Принципы государственного управления -
основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой
деятельности и раскрывающие её сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и
организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
Демократизм - народ выступает единственным
источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через
органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной
власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры,
а также населением (общественный контроль);
Законность - деятельность органов исполнительной
власти должна строится на основе точного и неукоснительного соблюдения и
исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых
актов актам высшей юридической силы ;
Объективность - при осуществлении управленческой
деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы,
устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии
управленческих решений и их реализации;
Научность - применение научных методов сбора,
анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и
реализации управленческих решений;
Конкретность - осуществление управления должно
строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т.е. в соответствии с
реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
Разделение властей - подразделение
государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с
закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
Федерализм - деятельность органов исполнительной
власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и
предметов ведения между РФ и субъектами РФ.;
Эффективность - достижение целей управленческой
деятельности должно осуществляться при минимальных затратах сил, средств и
времени;
Организационные принципы:
Отраслевой - осуществление управленческой
деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта
управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью,
транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием,
здравоохранением и т.п.);
Территориальный - формирование системы
управления основывается на территориальной основе
(административно-территориальном делении);
Линейный - тип организации служб и
подразделений, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, при
котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к
подчиненным всеми правами распорядительства;
Функциональный - органы и аппараты
исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления
(финансы, статистика, занятость и т.д.);
Двойного подчинения - сочетание начал
централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния
объекта управления;
Сочетание единоначалия и коллегиальности -
наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой
деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие
коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
Государственное управление в узком смысле - это
практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов
исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов,
российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных
надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим
функции управления, относится и местная администрация, её органы и структурные
подразделения. Все эти органы созданы для осуществления управленческой
деятельности и являются основными субъектами государственного (или
муниципального) управления.
2.
Административная ответственность: понятие, особенности
Понятие «административная ответственность» можно
определить следующим образом: это один из видов юридической ответственности,
установленный КоАП РФ в соответствии с ним законами субъектов РФ, суть которого
заключается в претерпевании лицами, совершившими административные
правонарушения, неблагоприятных последствий от назначенных административных
наказаний, состав этих наказаний определяется перечнем ст.3.2 КоАП РФ.
Административная ответственность, юридическая
ответственность за административный проступок.
Традиционное понятие административной
ответственности - это вид юридической ответственности, выражающейся в
применении уполномоченными органами и должностными лицами административного
взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Юридический, более точно, следует сказать так:
лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его
действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и
отсутствуют основания, предусмотренные ст.245 КоАП РФ, исключающие
ответственность. Например возраст, по достижении которого наступает
административная ответственность, - 16 лет на момент совершения
административного правонарушения.
Главным нормативным документом для сферы административной
ответственности является КоАП РФ.
Однако у этой монополии есть исключения:
административная ответственность за нарушение
налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами
по-прежнему регламентируется НК РФ;
принудительное исполнение постановлений о
взысканиях, штрафах и конфискациях наряду с КоАП РФ регулируются ФЗ «Об
исполнительном производстве»;
ряд вопросов производства в судах по делам об
административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;
если уголовная ответственность регулируется
только федеральными законами, то административная в соответствии со ст. 1.1
КоАП РФ - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично).
Особенности административной ответственности:
является разновидностью мер как юридической
ответственности, так и административного принуждения;
регулируется нормами административного права,
которые в совокупности образуют институт административного права;
нормативные основания административной
ответственности закрепляются исключительно в законах;
фактическим основанием административной
ответственности является административное правонарушение;
субъектами административной ответственности
могут быть физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные
предприниматели и др.) а также юридические лица (коллективные субъекты);
административная ответственность реализуется
посредством применения мер административных наказаний;
к реализации административной ответственности
привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной
власти и их должностные лица);
привлечение к административной ответственности
не влечет судимости и увольнение с работы (службы);
к административной ответственности чаще
привлекают во внесудебном (административном) порядке;
меры административной ответственности
реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об
административных правонарушениях).
Административная ответственность может быть
возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке,
судебными или исполнительными органами.
Административная ответственность в соответствии
со ст. 1.1 КоАП РФ устанавливается на двух уровнях: федеральном (в КоАП РФ) и
региональном (в законах субъектов РФ).
Несомненным достижением КоАП РФ специалистами
признается приведение им материальных и процессуальных правил административной
ответственности юридических лиц в единую систему на базе новых концептуальных
решений общего характера.
Организации рассматриваются КоАП в качестве
субъектов ответственности по половине предусмотренных им составов
административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной части КоАП РФ
юридические лица не являются субъектами ответственности (по правонарушениям,
посягающим на институты государственной власти, а также в области воинского
учета). Оговорены в КоАП РФ и составы правонарушений, по которым организация
признается единственным субъектом правонарушения, например, за заключение с
дисквалифицированным лицом контракта (договора) на управление юридическим лицом
(ч.2 ст.14.23 КоАП РФ), нарушение банковского законодательства (ст.15.26 КоАП
РФ). И другая особенность КоАП РФ состоит в усиленной ответственности самого
юридического лица, точнее, его собственника, который управленческими,
финансовыми, контрольными, кадровыми и другими мерами не обеспечил
функционирование своей коммерческой и иной деятельности таким образом, чтобы
исключить административные правонарушения со стороны всех вовлеченных в сферу
своей деятельности должностных не должностных лиц.
Правила административной ответственности организаций
помимо всего вышесказанного об их объективной вине и наличии статуса
юридических лиц состоят в следующем:
принцип равенства субъектов административных
правонарушений перед законом, закрепленные в КоАП РФ, применительно к
юридическим лицам означает, что они несут ответственность независимо от своих
места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и других
обстоятельств. Иначе говоря, субъектами административной ответственности
признаются и российские (резиденты), иностранные (нерезиденты) юридические
лица, а также государственные, муниципальные и иные (частные, кооперативные и
т.д.) структуры;
перечень административных наказаний, применяемых
к юридическим лицам, ограничен и включает предупреждение, административный
штраф, возмездное изъятие и конфискацию орудий или предметов совершения
административных правонарушений;
все правила Общих положений КоАП РФ, а также его
процессуальных глав применимы также и к юридическим лицам, если в
соответствующей не оговорено иное, либо по его смыслу она относится лишь к
физическим лицам;
последующая реорганизация юридического лица не
исключает административной ответственности за совершенное им деяние;
на административную ответственность юридического
лица за правонарушения не оказывают влияния тот факт, привлекается ли за его
совершение к административной и даже уголовной ответственности физическое лицо.
В 90-х годах XX
веке стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно
частных, необходимо широко использовать административные санкции. К ним в
России невозможно применить уголовные и дисциплинарные методы карательного
воздействия. Административная ответственность, административные наказания -
единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на
юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы.
3.
Понятие и виды административно-правовых режимов
Охрана любого объекта предполагает установление
для этой цели определенного порядка и правил, которые в совокупности своей
принято называть режимом.
Правовой режим - особый порядок правового
регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на
создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в
определенных условиях.
Административно-правовой режим (в широком
смысле) - общий режим деятельности органов государственного управления по
реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле)
- совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц,
закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и
законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления,
направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности
специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами
органов государственного управления.
Правовому режиму присуще следующие признаки:
правовое регулирование целенаправленно
осуществляется в интересах определенного объекта, предмета или процесса -
носителя правового режима;
в правовых актах закрепляется определенное
правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой
действительности и выражающийся в устойчивых взаимосвязях носителя режима с
иными социальными объектами;
регламентируются, в основном, нормами
административного права;
закрепляют, детализируют правила поведения
граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и
учреждений;
вводятся дополнительные ограничения, возлагаются
дополнительные обязанности;
широко применяются административные методы
воздействия;
вводится дополнительный контроль за соблюдением
правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной
администрацией;
нарушение правил режима влечет за собой
применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно-правовые режимы назначаются:
для бесперебойного функционирования объектов,
представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное
государственное значение
определения порядка реализации прав и
обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные,
санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
установления особых правил пользования
объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения,
отнесенными к государственной тайне;
обеспечение прав, свобод и законных интересов
граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
создание условий для эффективной, правомерной
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Виды административно-правовых режимов.
По степени принадлежности режимов к обеспечению
национальной безопасности существуют:
режимы обеспечения безопасности государства
(государственной тайны, режим административно-территориального образования,
режим исключительной экономической зоны, Государственной границы, пограничного
режима, режима въезда в РФ и др.)
режимы обеспечения безопасности государства и
общественного порядка (пребывания иностранных граждан на территории РФ);
режимы обеспечения (охраны) общественного
порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ
радиоактивных изотопов, наркотических веществ - разрешительные режимы;
паспортно-визовый режим);
административно-правовые режимы, направленные на
достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный
режим, режимы труда и отдыха и др.);
комплексные административно-правовые режимы (в
условиях массовых беспорядков, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных
процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления
разделяют:
федеральные режимы (устанавливаемые,
регулируемые федеральными органами государственной власти);
региональные режимы (устанавливаемые,
регулируемые органами государственной власти субъектов РФ);
местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые,
регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действия режимы различают:
постоянные ( действуют непрерывно);
временные (действуют при наступлении
определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта - носителя режима:
территориальные режимы (карантина, эпидемии,
чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны
и др.);
объектные режимы (режим лесовосстановительных
полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим
изоляторов временного содержания);
режим организаций (режим атомной электростанции,
военного объекта, исправительно-трудового учреждения);
режимы обращения с предметами, представляющими
повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение
(режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ,
государственной тайны, паспортно-визовый режим);
функциональные режимы (противопожарный режим,
таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).
Правовой основой административно-правовых
режимов служат Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ, нормативно правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, нормативно-правовые акты органов государственной власти
субъектов РФ.
Список
использованной литературы
1. Административное право: учебник /
Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд., пересмотр. И доп. -
М.: Норма, 2007. - 816 с.
2. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 256 с.
3. Краткий курс по
административному праву: учеб. пособие/В.В. Баталина. - 3-е изд., испр. - М.:
Издательство «Окей-книга», 2009. - 187 с.
4. Макарейко Н.В. Административное
право : конспект лекций. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование,
2009. - 189 с.
5. Советский энциклопедический
словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - С 56 - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия,
1984 - 1600 с., ил.