В отличие от большинства других штатов США,
где основной низовой административной единицей местного самоуправления является
округ
(county), название административных единиц на Аляске - баро (borough -
"район, имеющий самоуправление"). Ещё более важно другое отличие - 15
баро и муниципалитет Анкориджа покрывают только часть территории Аляски. Остальная
территория не имеет достаточно населения (по крайней мере заинтересованного) для
формирования местного
самоуправления и образует так называемое неорганизованное
баро, которое для целей переписи населения и для удобства управления
было поделено на так называемые зоны
переписи населения (census area). Таких зон на Аляске насчитывается
11.
Первые жители.
По мнению ученых, Аляска была
открыта сибирскими охотниками - прародителями большинства туземных американских
индейцев, которые в Ледниковый Период мигрировали на север в поисках мамонтов -
основного животного, на которое охотились люди Каменного века.
Древние люди мигрировали на
Американский континент через Берингов пролив, который в те времена являл собой
1600-километровый ледяной природный мост между двумя континентами.
Когда климат изменился, и
наступило потепление, лед растаял, и уровень воды мирового океана поднялся,
затопив этот мост и разделив Сибирь и Аляску Беринговым морем.
Раскопки исследователей и ученых
на территории Аляски открыли нам интересные факты: были найдены предметы из
обихода человека, которые применялись в его хозяйстве 12 тысяч лет назад - то
есть еще за несколько веков до окончания Ледникового периода.
По-видимому, прародители
эскимосской нации появились еще за 6 тысячелетий лет до нашей эры.
Побережье Северо-запада Америки
когда-то принадлежало владениям Принца Вильгельма. Индейцы, которые заселяли
эти земли северной Калифорнии, тоже постепенно мигрировали на север, привнося
на эти земли и свою культуру. Север был богат рыбой: лосось, камбала, треска,
сельдь, съедобные виды моллюсков и морских млекопитающих в изобилии водились в
прибрежных водах Аляски. На благодатной почве этих земель произрастали тысячи
видов растений, пригодных в пищу, а в лесах водилось множество животных. Поэтому
земли Аляски были так привлекательны для людей.
Три туземные народности стали
основателями и первыми жителями этих мест: Тлингит (Tlingit,) Хайда (Haida) и
Тсимшиан (Tsimshian). Люди этих племен заселили юг Аляски.
Самым многочисленным было племя
Тлингит. Они основали множество поселений на этих землях. Тлингит имели свой
язык, который ученые относят к внутренней американской группе языков индейцев
племени Атабаски. Поскольку Тлингит были самым многочисленным племенем, именно
они, как хозяева данной территории, первыми вступили в контакты с русскими
путешественниками и землепроходцами, которые пришли на эти земли в 1741 году.
Народ племени Хайда жил на
землях Британской Колумбии, на островах Королевы Шарлотты и в южной части
Аляски - на островах Принца Уэльского. Традиционно считается, что народы Хайда
начали переселяться на север около 1 700 лет назад.
Люди племени Тсимшиан населяли
юго-восточное побережье и ближайшие острова в районе нынешнего Форта Симпсон,
что находится в округе Британская Колумбия. Этот форт был основан в 1834 году,
как следствие деятельности Британской компании в заливе Гудзона (Hudson's Bay
Company). А в 1887 году большая группа индейцев племени Тсимшиан под
предводительством миссионера англиканской церкви Вильяма Дункана (William
Duncan) заселила остров Анетт близ побережья Аляски.
Народы всех трех племен
занимались рыболовством. Они рыбачили с помощью рыбных ловушек и сетей. Для
охоты на морских обитателей - широко использовали гарпун с веревкой. Для
морской охоты - строили лодки-каноэ различных форм и размеров. А для своей
охоты на лесных животных - мастерили луки и стрелы, устраивали разнообразные
хитрые ловушки: петли. Арканы и ямы. Свои орудия охоты индейцы обычно делали из
дерева, а наконечники гарпунов и стрел - из заостренных, отточенных камней или
морских ракушек. Свои изделия индейцы украшали, искусно отделывая их
удивительными узорами.
Жили индейцы этих племен в
больших домах, в которых, как в общежитиях, жили всей деревней, традиционно
считая всех ее жителей - одной семьей.
Социальные отношения в этих
племенах строились по принципу матриархата. Свою родословную вели по линии
матери. Однако, в племенах Тлингит и Хайда были запрещены браки между
родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами. Также у Тлингит
существовали кланы, в которых социальные отношения прослеживались от первых
легендарных прародителей. Предки прародителей составляли особую аристократию
кланов: вождей, старейшин, хозяев и рабов. Однако эти классовые различия
постоянно подвергались своего рода переменам и не носили статичного характера.
Каждый клан и каждое племя
обычно имело политическую независимость от других племен. Всю добычу от охоты
делили в кругу одной семьи-клана, в котором распоряжался свой вождь или
старейшина. Каждый клан имел свое божество, своего вождя, свое персональное
имя, свои песни и ритуальные танцы. Божествами индейских кланов выступали
животные, которые служили главной добычей охоты, а также - силы природы,
отвечающие, по мнению индейцев, за длину человеческой жизни и плодородность
земли. Индейцы были язычниками и наделяли волшебным духом все живое, всю
окружающую природу.
В отличие от жителей побережья,
которые имели свои богатые природные ресурсы, представители народов языковой
группы Атабаски жили в более суровых условиях Арктики и субарктики на севере
континента. Это огромное пространство имело чрезвычайно скудные природные
условия, и людям приходилось с большим трудом разыскивать и добывать себе
пропитание. Для погодных условий этого региона были всегда характерны долгая
зима и короткое холодное лето. Индейцы Аттабаски промышляли охотой на лосей,
кабаргу, медведя гризли, диких коз и занимались рыболовством.
Атабаски вели кочевой или
полукочевой образ жизни, переходя из одного района в другой в поисках добычи
для охоты и рыбалки. В речках ловили форель и щуку, в лесах охотились в
основном на кабаргу, зайцев и полярных куропаток. Орудия для охоты и рыбалки
использовали те же, что и все индейцы североамериканского континента. И хотя
Атабаски много охотились на животных и птиц, однако, периоды, когда их племена
голодали, были в жизни Атабасков нередки.
Варианты построек своих
домов-вигвамов они конструировали в зависимости от грядущего сезона. Все
Атабаски строили свои дома из дерева и жердей с таким расчетом, чтобы в них,
помимо семьи могли поместиться так же домашние животные и птица. Кочевые группы
индейцев сооружали более легкие жилища. Индейцы таких племен народа Атабаска,
как Ингалик (Ingalik), что жили на реке Юкон или племя Каскоквим (Kuskokwim) обычно
на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку перемещались в биваки
- "лагеря". Зимние же дома они строили по принципу эскимосских
землянок.
У Атабасков существовали очень
простые социальные деления общества. Большее время года они проводили в кругу
маленьких групп соседских семей. Сходство между ними существовало в том, что
они исповедовали принципы матриархата и родственники поддерживали близкие
отношения, соблюдая все обязательства членов одной семьи. Член семьи должен был
найти супругу не среди близких родственников, а в другом племени.
Когда природные ресурсы
позволяли, несколько племен объединялось для совместной охоты. Несмотря на то,
что охотились все вместе, мужчины индейцы соревновались друг с другом за право
быть лидером в охоте, на основании чего мужчина мог стать одним из вождей
племени. Также вождем племени мог стать индеец, проявивший себя смелым воином в
межплеменных конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если однажды удача отвернулась
от вождя, он больше не мог претендовать на лидерство в племени.
У Атабасков существовали
традиции и церемониалы, в которых, например, племя встречало и одаривало
подарками своих гостей. Также семейная трапеза устраивалась, когда умирал
кто-то из членов племени. Когда Атабаски стали участвовать в торговом обмене с
"бледнолицыми", они стали чаще устраивать обще-племенные трапезы в
честь своих новых партнеров, тем самым моделируя отношения и традиции отношения
к "бледнолицым" для племен всего северо-западного побережья
Американского континента.
Индейцы устраивали пиры в
ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого
похода, удачной мести или нового похода. Мужчина, собирающийся жениться, должен
был трижды устроить пир для своего племени. Также церемонии устраивались, когда
племя принимало общее решение изгнать за провинность одного из своих членов - тот
не мог получить никакой поддержки ни от одного из своих близких в течение
минимум одного года.
Атабаски тоже были язычниками. Они
жили в мире, населенном множеством духов. Они верили, что после смерти людские
души переселяются в животных и использовали эти легенды в своих обрядах.
У Атабасков были специальные
члены племен, которые проводили религиозные обряды и отвечали за связь индейцев
с миром потусторонних сил. Эти люди звались шаманы. Шаманы были хранителями
религиозных обрядов и обладали многими знаниями: как излечить больного; как
привлечь удачу к охотнику; как предсказать погоду и будущее.
Эскимосская культура развивалась
на территориях западной Аляски, поэтому естественно, что языки эскимосов и
алеутов так различны между собой. Эскимосы осваивали воды Ледовитого океана и
поэтому очень большое внимание уделяли средствам водного передвижения.
Традиционные инструменты
хозяйства эскимосов - на территории Сибири были в употреблении еще задолго до
их появления на землях Аляски. И эта культура и технологии хозяйствования
проникли на территорию Северной Америки и за 4 тысячи лет до н.э. распространилась
от Аляски до Гренландии.
От берегов северной Аляски до
Гренландии эскимосы охотились на морских животных: нерпу, котиков, китов. Какие-то
группы эскимосов охотились на оленей и кабаргу. Эти группы эскимосской
народности назывались Эскимосы Карибу (Caribou Eskimo) и обитали в Канаде, на
западе залива Гудзона. Другие маленькие группки эскимосской народности
проживали вдоль рек Колвилл (Colville) и Ноатак (Noatak), а также в дельте рек
Юкон и Каскоквим (Kuskokwim).
Однако вопреки разнице в местах
обитания, эскимосы имели общую культуру, национальную одежду и традиции. Так
получилось потому, что еще за тысячи лет назад дикая, первобытная культура этой
народности: собачьи упряжки, лодки-каяки и мн. др. - распространилась через
Аляску по всей территории Северной Америки до Гренландии.
Социальные отношения в среде
эскимосов концентрировались вокруг родовой семьи. Мужчины занимались охотой. Эскимосы
Юпик (Yupik Eskimo) имели специальные церемониальные дома, в которых мужчины - эскимосы
учили мальчиков искусству охоты, а женщины сидели дома и занимались воспитанием
девочек. Большинство эскимосских браков заключалось внутри родовой общины.
Эскимосы охотились и занимались
рыбной ловлей. Они имели свои табу и запреты: например не смели смешивать в
пищу земную и морскую живность. Эскимосы Берингова моря (Bering Sea Eskimo) имели
много ритуалов и обрядов, связанных с охотой на животных. А эскимосы, жившие к
северу от их территорий, не имели сходных традиций охоты и рыбалки.
Алеуты очень хорошо
приспособились к жизни в трудных природных условиях Алеутских островов. Они
научились прекрасно использовать для жизни богатые ресурсы моря. Однако их
традиции были забыты и поглощены более цивилизованной культурой русского
народа, с которым алеуты впервые познакомились в 1740 г.
Алеуты строили отдельные
землянки, в которых проживали семьями. Иногда алеуты кочевали на северные
берега Берингова моря. Это происходило тогда, когда популяции морских животных,
мигрировали в другие районы. Тогда алеуты строили сезонные дома и сезонные
стойбища.
Общество было разделено на
социальные классы: вожаки, простые люди и рабы. Традиции алеутов во многом
перекликаются с обычаями племени Тлингит и группами народностей Сибири. Возможно,
что изначально алеуты так же исповедовали семейный принцип организации племени.
Алеутская община обычно состояла из старейшины-отца и его жены или жен,
женатого старшего сына и его семьи, и иногда - младшего брата и его семьи. Маленьких
детей обычно отправляли на воспитание к их матерям, которые имели свои
собственные дома.
Когда морские воды освобождались
ото льда, алеуты выходили в море на охоту. Охотились на котиков, моржей,
морских львов и китов. Многие орудия их охоты были сходны с орудиями южных
эскимосов: двухместная лодка каяк; костяное и каменное оружие. Алеуты охотились
так же и на птиц, 140 видов которых гнездились на Алеутских островах. Для охоты
на птиц алеуты использовали боло (веревки, к концам которых привязывались камни
- заплетались в косицы и метались в птиц) В рыбалке - использовали сети и
гарпуны. Так же, алеуты собирали морских моллюсков и северные ягоды и травы.
Российские экспедиции.
В 1654 году русский купец Федот
Алексеев отправился с востока сибирского полуострова Колыма по реке Погича со
своей экспедицией, желая найти земли, богатые золотом, пушным зверем и моржами,
кость которых очень ценилась. В этот поход вместе с ним отправился Семен
Иванович Дежнев - как представитель власти, облеченный полномочиями
установления пошлины на торговлю с местным населением. В этом путешествии
Дежнев был первым исследователем, который открыл морской проход с берегов
Арктики к океану.
Сейчас этот морской путь назван
Берингов пролив, поскольку доклад Дежнева об открытии пролива так и не дошел до
правительства. Правивший Россией в то время царь Петр Первый так и не узнал,
что Сибирь тесно соседствует с Северо-Американским континентом. Однако,
незадолго до своей смерти, Петр Первый отправил исследовать морские берега
Сибири капитана Витуса Беринга - датского навигатора, который находился на
российской службе. Петр послал Беринга в экспедицию с целью изучить и описать
северо-восточное побережье Сибири. В 1728 г. экспедицией Беринга был вновь
открыт пролив, который впервые увидел Семен Дежнев. Однако, из-за тумана
Берингу не удалось рассмотреть на горизонте очертания Северо-Американского
континента.
В 1733 году Российское
правительство вновь назначило Беринга главой новой экспедиции, целью которой
было исследование ресурсов Сибири и учреждение торговли с Японией. В этой своей
экспедиции Беринг так же исследовал и американский берег. Экспедиция Витуса
Беринга отправилась к берегам Америки из Петропавловска-Камчатского 8 июня 1741
года на двух кораблях: "Святой Петр" (под командованием Беринга) и
"Святой Павел" (под командованием Алексея Чирикова). На борту каждого
корабля была своя команда ученых и исследователей.
20 июня корабли пошли по разным
маршрутам, 15 июля на корабле Чирикова заметили землю. Предположительно, моряки
увидели берега острова принца Уэльского. А корабль под управлением Беринга,
который двигался севернее, на следующий день вышел к берегам острова Каяк. Беринг
еще с моря увидел вершину горы, которую назвал гора Святого Ильи (Saint Elias),
поскольку 16 июля - день Святого Ильи. Корабельный врач, немецкий ученый Георг
Вильгельм Стеллер, высадился на берег в числе первых, для того, чтобы собрать
какие-нибудь лекарственные растения, чтобы помочь экипажу, страдавшему от цинги.
Стеллер собрал на берегу так же некоторые образцы ракушек и трав, обнаружил
новые виды птиц и животных из чего исследователи заключили, что их корабль
достиг нового континента Северная Америка.
Корабль Чирикова вернулся 8
октября в Петропавловск-Камчатский, но корабль Беринга занесло течением и
ветром на восток Камчатского полуострова - к Командорским островам. У одного из
островов корабль потерпел крушение, и его выбросило на берег. Путешественники
были вынуждены провести зиму на острове, который теперь носит имя остров
Беринга. На этом острове командор умер, не пережив суровую зиму. Весной
выжившие члены экипажа построили лодку из обломков разбитого "Святого
Петра" и вернулись на Камчатку только в сентябре. Так закончилась первая
российская экспедиция, открывшая северо-западное побережье Северо-Американского
континента.
Российская императрица Елизавета
не имела никакого интереса к землям Северной Америки. Она издала указ, по
которому обязала местное население платить пошлину за торговлю, но больше
никаких шагов в направлении развития отношений с Аляской не делала.
Следующие 50 лет Россия
проявляла к этой земле очень мало интереса. Отдельные купцы торговали с
алеутами, покупая у них пушнину. Особенно ценился тонкий мех калана - морской
выдры. Особенно выгодно российские купцы продавали алеутскую пушнину на рынках
Китая.
В 1743 году российские торговцы
и охотники за пушниной установили очень тесный контакт с алеутами. Европейские
болезни, которые занесли алеутам новые поселенцы, были смертельны для туземцев
нового континента. Оспа, корь, туберкулез, венерические болезни, пневмония - стали
тем оружием, которое почти истребило алеутов. До контакта с европейцами
популяция алеутов насчитывала 15 - 20 тысяч человек. В 1834 году их осталось
всего 2 247, в 1848 - уже 1 400. С 1864 года, когда на островах поселились
русские, популяция алеутов снова резко подскочила до 2 005 человек - благодаря
смешанным бракам и притоку новой крови. Но к 1890 снова снизилась до 1 702
человек.
Охотники мигрировали к востоку
Алеутских островов вслед за животными, на которых они охотились. Поскольку
промысел отдалялся от Камчатки - цены на мех поднимались, и маленькие торговые
компании разорились. До 1770 года среди купцов - торговцев и заготовителей
пушнины на Аляске считались самыми богатыми и известными Григорий Иванович
Шелихов, Павел Сергеевич Лебедев-Ласточкин, а так же братья Григорий и Петр
Пановы.
В 1762 году правительницей
России стала императрица Екатерина Великая, и правительство снова обратило свое
внимание на алеутов. Екатерина издала в 1769 году указ, которым отменила
пошлины на торговлю с алеутами, а так же издала указ, которым приказывала
озаботить правительство судьбой алеутской народности. К сожалению, указ
императрицы остался только указом на бумаге. Без контроля и надзора
правительницы за его исполнением.
Конкуренция среди других держав
Испания так же была
заинтересована в территориях на Севере Тихого океана. Страх перед Российской
экспансией на земли Северной Америки подтолкнул Испанию занять земли Альта
Калифорния (сейчас - штат Калифорния) и построить на них свои форты Сан-Диего,
Монтерей и другие Калифорнийские поселения.
В 1774, 1777, 1778 и 1790 годах
на Аляску посылаются испанские экспедиции. А экспедиция 1790 года уже имеет
конкретную цель: исследовать и по возможности завладеть территориями на Аляске.
Однако, когда испанские корабли вступили в конфронтацию и кораблями Британской
земли Нутка Саунд (сейчас это канадская провинция Британская Колумбия), испанцы
были вынуждены признать свое поражение и отказаться от попыток захватить
северные территории.
Британия, Франция и Соединенные
Штаты исследовали Аляску, но не пытались приобрести ее территорию. В 1778 году
Британский капитан Джеймс Кук составил топографические карты побережья Аляски и
посетил алеутские земли. На Аляске Кук и члены его экипажа закупили много
ценных шкурок калана, которые с большой выгодой продали в Китае, последующий
Британский интерес к Аляске был сконцентрирован на торговле.
Франция тоже послала к Аляске
экспедицию под командованием Жана де Галуп, которая возвратилась из своей экспедиции
в 1788 году. Но Французская Революция 1789 года оборвала дальнейшие Французские
исследования в этом регионе Северной Америки.
Российским купцам-мехоторговцам
досаждали иностранные конкуренты. Особенно англичане, которые предлагали для
обмена с местным населением более дешевые товары, чем русские купцы. Русские
почувствовали, что необходимо государственное учреждение колонии. В 1784 году
купец Шелихов строит и снаряжает собственные корабли и посылает их на остров
Кодьяк (Kodiak Island). Постепенно (к 1788 г) число русских на Алеутских
островах и в Северной Америке достигло 500, а к 1794 г. в результате начавшейся
деятельности Г.И. Шелихова, оно превысило 800 человек.
Именно благодаря энергии и
дальновидности Шелихова в этих новых краях было заложено основание русских
владений. Первое постоянное поселение появилось на острове Кодьяк, в бухте Трех
Святых. Шелихов возглавил и первую сельско-хозяйственную колонию "Слава
России". Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы,
библиотеки, парки. При этом Шелихов не был государственным человеком. Он
оставался купцом. промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения
правительства.
До 1786 года Шелихов был самым
успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи
требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он увидел
в Александре Андреевиче Баранове - сибирском купце, который приехал в Кодьяк в
1791 году. Вскоре купец из Каргополя 43-летний Александр Баранов был назначен
главным управляющим на острове Кодьяк. Баранов был на грани банкротства, когда
Шелихов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества: предприимчивость,
настойчивость, твёрдость.
Вскоре Баранов перенес
представительство компании из бухты Трех святых на север острова, в город
Павловск, который имел лучшую гавань и был расположен в лесистой местности, что
было очень важно для будущего строительства. Сейчас Павловск (Pavlovsk) - главный
город острова Кодьяк.
Перед лицом нового правителя
Александра Баранова стояло множество проблем. Большая часть продовольствия и
почти все товары для обмена должны были импортироваться из России, а кораблей
было недостаточно. Девизом русской колонии стала поговорка: "трудись, не
покладая рук". В колонии постоянно не хватало людей для строительства
кораблей, защиты колонии, организации бытовой жизни. На помощь пришли местные
алеуты. Они и составили главную рабочую силу колонии, охотились на пушную дичь,
пока русские занимались обустройством жительства и заготовкой кож и курок
зверей. Алеуты охраняли форт и несли стражу.
Во время пребывания Баранова на
посту Правителя Русской Америки владения России расширялись на юг и восток. Баранов
основал и построил российские представительства и на Алеутских землях. Самое
крупное - Ново-Архангельск (New Archangel), основанный в 1799 году. В 1802
племя Тлингит напало на форт и разрушило его. А в 1804 году Баранов вернулся на
эти земли с Российским военным кораблем и разбил Тлингитов. После победы
Ново-Архангельск был построен заново.4 км к югу от этого города, впоследствии
вырос знаменитый Аляскинский город Ситка (Sitka).
Баранов верно служил Шелихову, а
затем и Российско-Американской компании с 1790 по 1818 год, пока не ушёл на
покой в возрасте 71 года. При его жизни о нём ходили легенды: он внушал
уважение и страх окружавшим его людям. даже самые строгие правительственные
ревизору поражались его преданности делу, энергии и самоотверженности.
Со слиянием компаний купцов Г.И.
Шелихова, И.И. и М.С. Голиковых и Н.П. Мыльникова в 1798 г. была создана и в
1799 г. окончательно оформилась единая Российско-Американская компания. Она
получила от Павла I монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие
новых земель в северо-восточной части Тихого океана, призванная представлять и
защищать своими средствами интересы России на Тихом океане.
С 1800 г. Главное правление
компании, состоявшее из нескольких директоров, располагалось в Петербурге на
Мойке у Синего моста. Компания была объявлена находящейся под "высочайшим
покровительством". Акционерами компании с 1801 г. стали Александр I и
великие князья, крупные государственные деятели.
Шелихов умер в 1795 году. Его
зять и законный наследник "Русско-Американской Компании" Николай
Петрович Рязанов в 1799 году получил от правителя России императора Павла
Первого право на монопольную Американскую пушную торговлю. Это полномочие
обязывало компанию занять под свое владение северные территории еще ранее
открытые русскими. И учреждать российские представительства не только на них,
но и на новых землях, однако, стараясь не вступать в конфликт с другими
державами.
В 1812 году Баранов учредил
южное представительство компании (на берегу Калифорнийского залива Бодиджа (Bodega).
Представительство это было названо Русское селение (Selenie Ross), сейчас
известное как Форт Росс (Fort Ross). Позже, в 1841 г. Форт Росс был продан
Джону Саттеру - немецкому промышленнику, попавшему в историю Калифорнии
благодаря своей лесопильне в Колома (Coloma), на территории которой в 1848 году
была найдена золотая жила, с которой началась знаменитая Калифорнийская Золотая
Лихорадка.
С поста директора
Русско-Американской компании Баранов ушел в 1818 году (на пенсию). Он хотел
вернуться домой - в Россию, но в дороге скончался.
К руководству компанией пришли
военно-морские офицеры, которые способствовали развитию компании. А в 1821 году
в политике компании был оговорен такой момент: отныне руководителями
Русско-Американской компании должны были быть только военно-морские офицеры. Флотское
руководство компании улучшило ее администрацию, расширило колонии. Однако, в
отличие от Баранова, флотское руководство очень мало интересовалось самим
торговым бизнесом, и крайне нервно относились к заселению Аляски англичанами и
американцами. Руководство компании, именем Российского императора, запретило
вторжение всех иностранных кораблей на 160 км акваторию близ Российских колоний
на Аляске. Разумеется, такой приказ был немедленно опротестован Великобританией
и правительством Соединенных Штатов.
Спор с США был урегулирован
конвенцией 1824 года, которая определила точные северные и южные границы
российской территории на Аляске. В 1825 г. Россия пришла к согласию и с
Британией, определив также точные восточные и западные границы. Российская
империя дала обеим сторонам (Британии и США) права вести на Аляске торговлю в
течение 10 лет, после чего Аляска полностью переходила во владение России.
В 1843 году секретарь
правительства США Вильям Марси (William Marcy) и сенатор Вильям Гвин (William M.
Gwin) оба - приверженцы политики экспансии - обратились к Российскому послу в
США - барону Эдварду Стоклу (Eduard Stoeckl) - с провокационным вопросом:
"Правда ли, что Россия выставляет на продажу свою колонию Аляска?" Стокл
ответил "Разумеется, нет!" - однако этот вопрос его заинтриговал.
В 1844 году патент
Русско-Американской компании на монопольную торговлю был продлен еще на 20 лет.
Компания пыталась получить прибыль из новых источников: добыча угля; китобойный
промысел и даже экспортировать лед в Сан-Франциско. Однако, все эти авантюры
были неприбыльны.
Продажа Аляски состоялась в 1867
году, спустя недолгое время после того, как появился популярный термин "Русская
Америка". Российские владения в Америке были, по сути, не государственной
собственностью, а собственностью компаний - сначала нескольких частных русских,
а потом, с 1799 года, Российско-Американской... Какого-либо акта о
присоединении этих владений у России не было - это были владения российских
подданных.
Такого рода собственность была
обычным явлением в XVIII - XIX веках (Ост-Индская компания, компания Гудзонова
залива и т.п.). Немудрено, что сначала форт Росс, а затем и прочие владения
русских в Америке были уступлены. По сути дела состоялась сделка покровителей
РАК - правительства и самого императора - с Америкой.
Таким образом, Россия как бы
избавилась в первую очередь от убыточной и постоянно беспокоящей ее проблемами
компании. И еще - РАК тяготилась сознанием того, что дивидендов нет и они не
предвидятся. Одни долги. Тем более что в это время на освоение новых земель в
Приморье требовались крупные вложения.
Но более всего на судьбу Русской
Америки повлияла Крымская война (1853-56 гг.), которая привела к оскудению
казны и в то же время показала незащищенность территорий в Тихом океане перед
британским флотом. К 1866 году РАК задолжала министерству финансов 725 тыс. руб.
В правительственных кругах начались разговоры о том, что продажа Русской
Америки помогла бы пополнить казну и вместе с тем избавила бы от уязвимой и
нерентабельной колонии, которая так или иначе отошла бы к Соединенным Штатам. К
тому же продажей Аляски Россия приобрела бы союзника в борьбе против враждебной
в то время Англии.
В конце концов Российское
правительство приняло решение продать Аляску соединенным Штатам и
инструктировало барона Стокла заняться переговорами.11 марта 1867 года Стокл
начал переговоры о продаже Аляски с секретарем правительства США Вильямом
Сюардом (William H. Seward).
Договор об уступке Россией своих
североамериканских колоний Соединенным Штатам за 7 млн. 200 тыс. долларов
золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867 года. У Сюарда были некоторые
трудности с получением согласия правительства на такую грандиозную по тем
временам покупку. Но он заручился поддержкой многих Конгрессменов и, наконец,
Сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 "за" к 2
"против". Некоторые газеты назвали эту покупку безумием, а Сюарда - сумасшедшим,
но, под давлением официальной прессы, общественность США поддержала покупку
Аляски.
Подпись и печать Александра II
на договоре появилась только 3 мая, но фактически Аляска уже продана.23 марта
редакторы петербургских газет получили через атлантический телеграф сообщение
об этом - и отказались поверить. Новость эта преподносилась газетчиками как
пустой слух. Знаменитый издатель "Голоса" А.А. Краевский выразил
недоумение русского общества по этому вопросу: "Сегодня, вчера и третьего
дня мы передаем и передавали получаемые из Нью-Йорка и Лондона телеграммы о
продаже владений России в Северной Америке... Мы и теперь, как и тогда, не
можем отнестись к подобному невероятному слуху иначе, как к самой злой шутке
над легковерием общества".
18 июля Белый Дом официально
заявил о своем желании уплатить России сумму, назначенную в торгах за Аляску.
Только 8 октября в газете
министерства иностранных дел "Северная почта" был опубликован "Высочайше
ратифицированный договор об уступке российских североамериканских колоний".
Формальная передача Аляски Соединенным Штатам состоялась 11 ноября 1867 года в
Ситке.
Российская история освоения
Аляски продолжалась 126 лет. Однако активность русских на этих землях
проходила, по большому счету, в пределах территории Алеутских островов, Кодьяка
и архипелага Александра. Какие-то исследования, безусловно, проводились и
внутри континента, но они были ограничены очень немногими поселениями. Пик
русской популяции на землях Аляски не превышал 700 человек. Самым значительным
вкладом в освоение русскими людьми земель Аляски следует считать деятельность
священнослужителей Русской Православной церкви. Они строили на этих землях свои
церкви и занимались миссионерством среди местных жителей - Алеутов и Тлингитов.
Русская Православная церковь никогда не прекращала своей деятельности. Она
служит на землях Аляски и сейчас.
Соединенные Штаты были
подготовлены к управлению Аляской ничем не лучше русских. Многие американцы
вообще не имели никакой информации об этих землях. Только что закончилась
Гражданская война, и лидеры страны были более озабочены вопросами урегулирования
бывшего конфликта. Как бы там ни было, но многие американцы все же приехали на
новые земли Аляски торговать, заниматься охотой или китобойным промыслом. Кроме
того, в 1864 году компания "Вестерн Юнион" (Western Union Company) занялась
постройкой телеграфной линии, имевшей цель связать через Аляску Северную
Америку с восточной Азией и Европой. Однако это предприятие лопнуло, когда в
1866 году был с блеском завершен проект прокладки трансатлантического кабеля,
соединившего Новый Свет со Старым.
Однако усилия, затраченный
компанией "Вестерн Юнион" на реализацию своего проекта, не пропали
даром и стимулировали интерес американцев к землям Аляски. Были организованы
научные экспедиции в эти края. Успешному научному изучению Аляски
способствовала также богатая научно-познавательная информация, накопленная
Российскими исследователями и щедро предоставленная Америке после ее покупки
Аляски.
Штат США.
С 1867 года Аляска находится в
ведении военного министерства США и назывался Округ Аляска, в 1884-1912 округ, затем территория (1912-1959), с 1959 года - штат США.
Пять лет спустя было обнаружено золото. Регион
развивался медленно вплоть до начала золотой лихорадки на Клондайке
в 1896. За годы золотой
лихорадки на Аляске было добыто около одной тысячи тонн золота, [5] что в
ценах на апрель 2005 года соответствовало 13-14 миллиардам долларов.
Аляска объявлена штатом в 1959. С 1968 там разрабатываются разные минеральные
ресурсы, особенно в районе залива Прудо-Бэй,
на юго-востоке от Пойнт-Барроу.
В 1977 проложен нефтепровод
от залива Прудо-Бей до порта Валдез. В 1989 разлив нефти с танкера "Эксон Валдез"
стал причиной серьёзного загрязнения окружающей среды.
Экономика.
На севере добыча нефти-сырца (в
районе залива Прудо и полуострова Кинай; нефтепровод Алиеска длиной 1250 км до порта Валдез), природного газа,
угля, меди, железа, золота, цинка; рыболовство;
выращивание
северных оленей; лесозаготовка и охотничье дело; авиатранспорт; военные авиабазы. Туризм.
Добыча нефти стала играть
огромную роль с 1970-х гг. после открытия месторождений и прокладки Трансаляскинского трубопровода. Аляскинское
месторождение нефти сравнивают по важности с месторождениями нефти в
Западной Сибири и на Аравийском полуострове.
Население.
Прирост населения последних
десятилетий:
1990 год - 550 000 жителей;
2004 год - 648 818 жителей;
2005 год - 663 661 жителей.
2006 год - 677 456 жителей.
2007 год - 690 955 жителей.
В 2005 году население Аляски
увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 5906 человек, или 0,9%. По
сравнению с 2000 годом население увеличилось на 36 730 человек (5,9%). Это
число включает естественный прирост населения на 36 590 человек (53 132
рождения минус 16 542 смерти) с момента последней переписи, а также увеличение
благодаря миграции на 1181 человека. Иммиграция из-за пределов Соединенных
Штатов увеличила численность населения Аляски на 5800 человек, в то время как
внутренняя миграция уменьшила её на 4619 человек. Плотность населения на Аляске
самая низкая из всех штатов США.
Около 75 процентов населения
белые, уроженцы США. В штате около 88 тыс. коренных жителей - индейцы
(атапаски,
хайда, тлинкиты,
симшиане), эскимосы
и алеуты. В
штате живёт также небольшое число потомков русских.
Среди основных религиозных групп - католики,
православные,
пресвитериане,
баптисты
и методисты.
Доля православных, составляющая по разным оценкам 8-10%, является
самой высокой в стране.
Последние 20 лет жители штата
традиционно голосуют за республиканцев. Бывший губернатор штата республиканка Сара Пейлин
была кандидатом в вице-президенты США на выборах 2008 г. при Джоне
Маккейне. В настоящее время губернатор Шон Парнелл.
Несмотря на зигзаги мнений,
суждений, сомнений, опыт Аляски можно считать весьма поучительным примером
освоения ресурсных регионов. Он показал возможность эффективного решения
здешних политико-экономических, социально-экономических и социально-культурных
проблем; в этом отношении он служит упреком России, недооценившей свою же, в
недалеком прошлом социалистическую практику, которую Аляска подхватила. Он,
этот опыт, показал, что не нужно слишком страшиться односторонне сырьевой
специализации территории. Он показал, что дилемму "власть и бизнес" надо
категорически решать в пользу власти. И он же показал, что до сих пор
окончательно не преодолены многие противоречия сложного процесса освоения
северных ресурсных регионов, к ним по-прежнему надо обращаться на "Вы".
Исключительное значение опыт
Аляски имеет для решения проблемы ренты. Собственно, она составляет суть
американской политики на этой территории, хотя публично, вероятно, по
соображениям коммерческой тайны или иным, это не всегда подчеркивается. Впрочем,
во многих документах и научных работах экономику Аляски прямо называют "рентной".
Значение ренты для России куда
больше, чем для США и Аляски. Хоты бы потому, что мы намного богаче. По
последним подсчетам Д.С. Львова, природно-сырьевой потенциал страны измеряется
320-380 трлн долл., на душу населения получается 2,5 млн долл., что, по разным
оценкам от 2-3 до 4-5 раз больше, чем в США. На Север приходится приблизительно
60-70% потенциала страны. Вообще-то оценки потенциала разными исследователями
по разным методикам заметно расходятся, но по любому варианту цифры столь
велики, что для наших рассуждений эта неувязка не имеет большого значения.
Сумма рентных платежей, которую
можно было бы собрать на сегодняшнем уровне эксплуатации природного потенциала,
составляет, по расчетной оценке, 129 млрд долл. в год - цифра, не требующая
особых комментариев, она почти в 2 раза, если не больше, превосходит
государственный бюджет России. Север, вероятно, мог бы вложить в эту сумму не
менее 50-60 млрд долл.
Опыт Аляски очень важен в связи
с высказываемыми нашими учеными, и прежде всего Д.С. Львовым, идеями "закрепления
за обществом прав титульного, или верховного собственника национального
имущества, в том числе и в первую очередь природных богатств. При этом должна
быть установлена система социального дивиденда, механизма публичного управления
общественными доходами, рентными платежами". Похоже на то, что делается на
Аляске, на которую, кстати, академик часто ссылается.
Пока что, однако, если говорить
о Севере, на фоне той же Аляски, мы выглядим не очень привлекательно. Очевидна
прежде всего принципиальная разница: американцы видят в Аляске поступательно
развивающийся регион, историческое звено непрерывно идущего цивилизованного
процесса, мы стремимся получить богатства на Севере малой ценой, поступая как
временщики. Как сказал А. Назаров, член Совета Федерации от Чукотского
автономного округа: "Север для нас - это чековая книжка"22.
Итак, вот что происходит на
нашем Севере: депопуляция территории; чуть ли не принудительное отселение
"лишних" северян на "материк"; заброшенные поселки; ставка
на освоение территории вахтовым методом; ликвидация значительной части
социальных привилегий; резкое падение реальных доходов населения; крайне
медленные темпы геологических и поисково-разведочных работ, значит, быстрое
проедание старых запасов; разрушение многих отраслей хозяйства, особенно
инфраструктуры; упадок Северного морского пути - нашей национальной гордости; постепенная
потеря веками завоеванного мирового лидерства в исследовании Арктики; неразборчивость,
недальновидность политики привлечения иностранного капитала к эксплуатации
северных богатств; недостаточное внимание к Северу с позиций национальной
безопасности страны, игнорирование угрозы внешней экспансии; невнятная, если не
сказать недоброжелательная, по отношению к Северу государственная политика; связанное
с этим условие господства олигархов, подчинение ими государственной власти.
Все так, но, вероятно, давно
пора перейти от критики к делу, прекратить ссылаться на то, что мы живем в
"переходное" время, когда трудно-де принимать какие-то определенные
решения. В позапрошлом веке по этому поводу писал поэт князь Петр Вяземский:
Идут ли впрок дела, иль плохо,
Успех, заминка ли в труде,
Все переходная эпоха
За все ответствует везде...
Как будто новая эпоха
С небес сошла на нас врасплох.
Но со времен царя Гороха
Непереходных нет эпох.
В быстром и эффективном решении
возникших проблем мы нуждаемся очень сильно. Наш Север для финансов и экономики
России куда больше, чем Аляска для США. До 60-70% всех валютных поступлений
страны идет за счет экспорта сырья и топлива с Севера. "Кормилец и пасынок"
- лучше о Российском Севере не скажешь.
И вот еще что имеет прямое
отношение к нашей теме. Некоторые теоретики постиндустриализма, и среди них
авторы "теории догоняющего развития", считают, что природные ресурсы,
территория перестают играть решающую роль в общественном развитии. Наша газета
уже не раз писала: это совсем не так23. Стоит повторить, потому что
вопрос очень важный: новомодные теории эти не так уж безобидны, объективно
вредны, они отвлекают от заботы о природных ресурсах, от проблем их рационального
использования, от проблем ресурсных регионов.
Особенно досадно, что таким
теориям косвенно помогают некоторые ученые, это главным образом географы,
которые утверждают, что освоение Севера - скорее зло, чем добро. Я не вспоминал
бы об этом, но не раз жестоко раскритикованные - от Москвы до
Комсомольска-на-Амуре24, они вновь добираются до высоких научных
трибун (см. статью лидера "движения" Ю.Л. Пивоварова в журнале25).
По-прежнему призывают к "сжатию освоенной ойкумены". Звучит красиво,
эпатажно, но на фоне того, что рассказано об Аляске, одном из северов, - выглядит
просто не очень грамотно, если не сказать сильнее.
Великая наша матушка-природа не
раз выручала старую Русь, выручала Советский Союз, выручит и Российскую
Федерацию. Во всяком случае богатейший природно-сырьевой потенциал поможет
выстоять 15-20 лет, покуда страна прочно не станет на рельсы нового,
научно-информационного общества. Таково мнение виднейших наших ученых; упомяну
экономистов академиков Д.С. Львова и Н.П. Федоренко, председателя Сибирского
отделения РАН геолога академика Н.Л. Добрецова.
Интереса ради сообщаю, что уже
раздаются голоса умных специалистов, например видного экономиста Г.К. Широкова26,
не считающих, что постиндустриальное, информационное общество не имеет
альтернативы, а старый индустриальный мир обречен. Кто знает, что через
названные 15-20 лет преподнесет нам история...
В ответ на лозунги
постиндустриализма известный историк и социолог А.С. Панарин, лауреат
Солженицинской премии, пишет: "И вот теперь носители новой идеологии
заявили большинству (советского народа), что созданная его руками
индустриальная система является неправильной, неконкурентоспособной и должна
быть демонтирована. Причем, как вскоре обнаружилось, все это делалось для того,
чтобы объявить “совков" людьми второго сорта, для которых европейский
прогресс - заведомо недоступное, господское дело"27.
Природа, ее ресурсы, ее
территория - единственное, что не имеет ни подмены, ни замены. Особенно - территория.
Вслед за Николаем Алексеевичем Некрасовым поблагодарим судьбу:
Все рожь кругом, как степь
живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой чарующий простор!
В настоящее время, по надежным
расчетам, 70-80% (!) национального дохода Российской Федерации формируется за
счет природы. Нет у нас пока других возможностей компенсировать чудовищные
потери, принесенные реформаторами. Только за первые четыре года своей работы
они нанесли ущерб экономике, измеряемый в 3,5 трлн долларов. Для сравнения: за
все четыре года Великой Отечественной войны сумма потерь Советского Союза
составила 375 млрд долл. А по объему валового внутреннего продукта на душу
населения страна отброшена с первой десятки на 98-е место в мире28.
А.С. Панарин уверяет, что Россия
возьмет реванш в XXI в, войдет в число самых передовых стран. И произойдет это
исключительно благодаря богатейшим природным ресурсам и огромной территории29.
Эту "российскую инициативу"
поддержит, должен поддержать, Север, главная кладовая страны и крупнейший ее
территориальный полигон. В освоении Севера ни по историческому опыту, ни по
масштабам достигнутого, американцы не смогут соперничать с русскими, прошедшими
многовековой, многотысячеверстный путь по северному периметру обитаемой суши - от
Скандинавии до Канады! Американцы пришли на Север чуть более ста лет назад, да
и то на плечах русских, заложивших первые камни цивилизации на Аляске.
Напомним: русские появились на
берегах Аляски в 30-х годах XVIII в., с 1799 по 1867 г, до ее продажи США,
Аляска была официальным владением Российской империи и называлась она тогда
Русской Америкой. Несмотря на свою малочисленность, русские не только
заготавливали пушнину и меха - это был основной источник доходов казны, - они
создали многоотраслевое хозяйство: добывали железо и медь, открыли золото и
уголь, экспортировали такой минерал, как лед, в жаркую Калифорнию, разводили
скот, выращивали овощи, строили корабли. Это были замечательные страницы
русской истории, любопытных отсылаю к описаниям того героического времени30.
Этот давний опыт освоения
далеких земель, опыт Аляски, сохранил свое значение; оптимальных решений, как
мы видели, до сих пор не нашли, их ищут. Ни одна территориальная потеря не
сохранила столь долгую и, хочу подчеркнуть, очень чувствительную память россиян.
О печальной судьбе Русской Америки, о том, была ли оправдана ее продажа, о
характере освоения ее русскими людьми, об их отношениях с аборигенами
продолжают спорить ученые31. Аляску часто поминают с высоких трибун,
вплоть до трибун Федерального собрания.
"Наша" Аляска вроде бы
бросила нам социальный и экономический вызов. Мы должны принять этот вызов и
достойно ответить на него. По всем статьям, как мы видели, реванш Российского
Севера необходим, закономерен и справедлив!
Должно быть, прав поэт, так
определивший долгую и упрямую судьбу Российского Севера:
И как бы тут ни стыло льдище,
Как на ветру ни свищет снег,
А север все чего-то ищет,
Он все в пути,
Который век!
(Сергей Островой)
При написании статьи меня не
оставляли сомнения: а нужно ли загружать учителя, а тем более ученика, сложными,
подчас сугубо профессиональными, политическими, социальными, экономическими
проблемами? По долгом размышлении пришел все-таки к выводу: все это не только
не помешает, но необходимо учителю, и в какой-то мере и ученику.
По двум причинам. Первая причина:
практически все регионы и страны, мир в целом стоят на политическом и
социально-экономическом распутье. На распутье, на развилке находится вся
общественная жизнь планеты - это хорошо известно. В учебниках и учебных
пособиях, как бы замечательны они ни были, трудно, да и не нужно, в деталях
показывать всю стремительную динамику и конъюнктуру жизни мирового сообщества. Но
без знакомства с ними по другим, более оперативным источникам можно не заметить
пробивающиеся новые генеральные тенденции. И что не менее важно: не стоит
проходит мимо подчас весьма любопытных, если не сказать занимательных, хотя
вроде бы второстепенных фактов, событий, они облегчают учебный процесс,
возбуждают живой интерес ребят к географии.
Вторая причина: географическая
наука, география - до сих пор методологически, методически не совсем сложилась,
окончательно не устоялась; в некоторой степени спорно и ее место в школе. Дискуссии
продолжаются, в том числе и на страницах нашей газеты. К примеру, давно
высказываемые мною взгляды о желательности серьезной "экономизации" и
"социологизации" географии продолжают находить сторонников, упомяну
ростовского географа А.Г. Дружинина, выступившего со специальной работой по
этому поводу32.
Вместе с тем тревожат не очень
редкие довольно пессимистические мнения о будущем географической науки, о ее
месте в школе; например, видного географа А.Д. Арманда33.
В таких условиях очень важно
показать, что понимание причин территориального разнообразия общественной жизни
- а это суть географии - невозможно без глубинного, всестороннего анализа. Анализа,
часто далеко уходящего от методов географических исследований, которыми
ограничивались несколько десятилетий назад.