Зарождение философской традиции
Московская Государственная Академия Водного Транспорта
ДОКЛАД
ПО ФИЛОСОФИИ
На тему: «Зарождение
филосовской традиции»
студента группы СМ-51
Комардина Д.В.
Москва
2000
Древнеиндийская культура – ровесница древних культур Месопотамии и Египта, у
нее свои колоритные особенности и свои непреходящей ценности приобретения,
которые позволяют нам говорить о том, что она в своем начальном духовном
развитии уже в давние времена пошла дальше своих «сестер», а ее разностороннее
значение для мировой цивилизации далеко не исчерпано до сих пор.
Первым
среди дошедших до нашего времени литературных памятников Индии — это же и
первый памятник религиозно-философской мысли — были Веды. В периоде с
санскритского языка на русский это слово означает «знание», но это знание
особого рода — оно подразумевает откровение, то есть сообщение для посвященных.
Это собрание гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т. п.
Веды распадаются на четыре
сборника:
— «РИГ-ВЕДА»
(обычно пишется слитно) — Беда гимнов, то есть хвалебных стихов, обращенных
преимущественно к богам («риг», или «рич», на санскрите — песнь, гимн; «риши» —
легендарные собиратели и составители Вед, стихотворцы, мудрецы);
— «САМА-НЕДА»
— Веда песен, то есть ритуальных песнопений, канонических ритуальных текстов,
расположенных в определенном порядке для литургических целей и снабженных
ритуальной нотацией (почти все они совпадают с текстами «Ригведы», но оснащены
необходимыми комментариями в соответствии с религиозно-нормативными требованиями);
— «ЯДЖУР-ВЕДА»
— Веда жертвоприношений, собрание жертвенных молитв и формул в стихах и прозе,
а также ритуальных указаний;
— «АТХАРВА-ВЕДА»
— Веда заклинаний, собрание представленных стихами заговоров, заклинаний против
болезней и злых духов, проклятий и благословений, а также правил лечения
травами.
Совокупность
религиозно-философских представлений и правил ритуальных обрядов, охватываемых
этими сборниками, и составляет содержание ведизма как особой формы
миропонимания и священнодействия.
Отсюда и выражения: «ведическая
культура», «ведическая литература» — как конкретный этап в духовной истории
Древней Индии. Важнейшими из сборников считаются первый и последний.
Самая ранняя по времени
составления (1200— 1000 гг. до н. э.) и самая большая по объему из Вед —
«Ригведа», содержащая 1028 гимнов, более 10 500 стихов. Она делится на десять
книг (мандал, что означает буквально «круг», «цикл»). Основное содержание —
восхваление богов и сил природы, причем последние тоже представали как божества
мудрые, милосердные, всеведущие и справедливые. К ним обращались с просьбами и
мольбами, а чтобы умилостивить их, приносились им жертвы; считалось, что все
человеческое благополучие зависит от этих жертв.
Гимны создавались, очевидно, в
отдельных родо- племенных группах и, возможно, поначалу представляли собой плод
коллективного творчества. По-видимому, понадобилось пройти многим столетиям,
чтобы составленные в разное время и в разных местах «риги», как говорится,
отстоялись и были сведены в особые сборники:
— САМХИТЫ.
Затем тексты стали обрастать
комментариями, толкованиями и дополнениями ритуального, магического и
философского порядка и появились следующие сборники:
— БРАХМАНЫ —
своего рода руководства к выполнению обрядов; здесь же мы находим и наставления
домохозяевам, а также множество преданий и исторических рассказов, сведения о
развитии городов и ремесел, укреплении кастовой системы, начатки грамматических
и астрономических знаний и т.д.,
— УПАНИШАДЫ —
собственно философская часть Вед; это собрания философских размышлений на
разные темы разных авторов в разное время) они охватывают довольно большой
исторический период, и их обычно делят на «ранние» и «поздние», дав им свои
названия.
Словосочетание «упанишада» в
переводе означает «сидящий рядом», как бы намекая на ученика, сидящего рядом со
своим наставником и слушающего его поучения; в самих текстах «упанишады» часто
означают «тайное учение» — не потому ли, что содержание казалось малопонятным и
нуждающимся в разъяснении? Или в этом намок на дозволенность чтения лишь
определенному социальному слою?
Заметим, что словом «брахманы» называли также одну из крупнейших каст в Древней
Индии – исполнителей жертвоприношений, знатоков и толкователей Вед. Этим словом
в древнеиндийских религиозном умозрении и исходящих из него учений обозначали
высшую объективную реальность, безличное духовное начало, из которого возникает
мир со всем, что в нем находится.
Самхиты, брахманы, араьяки и упанишиды вместе образуют целостный канон
ведического философско- религиозного сознания, подобно Библии у христиан и
Корану у мусульман.
По
отношению к ним в Индии употребляется выражение «шрути», то есть «услышанное» -
это свидетельствует о том, что ведийские тексты долгое время не записывались и
не читались, а произносились и слушались.
Действительно, хотя санскритская письменность существовала уже, по крайней
мере, к началу второй половины I тысячелетия до н.э., в своей
религиозной функции Веды передавались по памяти и изначально распространялись
среди исповедующих их догмы только в устной форме.
Составители первых самхит руководствовались желанием сохранить гимны от
искажения или забвения.