Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество
Министерство образования Республики Беларусь
УО Гродненский государственный политехнический колледж
Реферат
на тему:
“Азиатско-Тихоокеанское
сотрудничество”
подготовил:
учащийся группы ПЗТ- 2.3
Мельничек Дмитрий
Гродно 2002
Содержание:
История возникновения
АТЭС …………………………………………3
Состав и значение
……………………………………………………….3
Развитие АТЭС…………………………………………………………...4
Структура АТЭС
………………………………………………………...5
Заключение……………………………………………………………….6
Список используемой
литературы ……………………………………..8
История возникновения АТЭС.
Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных
условиях – наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному
экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне
развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость
экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и
инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был ареной
полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь
разворачивалось 70 – летнее противостояние капиталистической и социалистической
систем (в основном США и СССР), здесь во второй половине столетия проходил
экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран, Китая.
Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского
региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы
регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и
трудно: предлагались различные варианты её осуществления, разнящиеся как по
составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические
интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония
разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское
объедение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского
Кольца – вот некоторые предлагавшиеся названия организации. В 1967 году был
образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна, в 1968 проведена
первая Тихоокеанская конференция по торговли и развитию, в 1980 году учреждён
Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.
Состав и значение.
Организация была основана как форум обмена мнениями, но быстро
превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений
работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам
региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса
в тихоокеанском бассейне.
При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония,
Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Восточной Азии – Бруней,
Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день участниками
форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 году присоединился Гонконг,
Китай, и о. Тайвань, в – 1993 году Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 году -
Чили, в 1998 году – Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к
объявлению организацией 10-летнего (до 2008 года) моратория на приём новых
членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а
так же Латинской Америки желание влиться в её ряды.
Такое количество государств, среди которых как главные промышленно
развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает
экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства
участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число
влиятельнейших группировок на международной экономической арене.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века
на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% миррового
товарооборота, а их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. Долларов, т.е.
56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические
связи между странами. За 1990 – 2000 года доля экспорта стран – членов АТЭС
внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6 от общего объёма экспорта этих
стран, доля импорта – 65,4% до 68,1%.
Развитие АТЭС.
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран
АТЭС состоялась в ноябре 1989 года в Канберре (Австралия). Были выработаны
ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический
характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников;
определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе,
содействие дальнейшему экономическому росту.
В 1993 году в США на острове Блэйк рядом с Сиэтлом состоялась первая
неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором
саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 года, была
принята “Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ”, в которой официально
зафиксировали главную долгосрочную цель организации; а также сроки её
осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого
торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для
развивающихся – к 2020г.
Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская
программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония,
1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в
которых странам – членам АТЭС необходимо произвести преобразования для
достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные ограничения, услуги,
инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в области
конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной
торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор
и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать
индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.
На манильском саммите было решено, что реальные шаги по процессам
либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разрешившийся в
1997-1999гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии
притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих
ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.
Главным достижением встречи в Ванкувере было принятие Программы
ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к
2010г. Должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом
саммите (Малайзия, 1998г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение
в ВТО.
Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском
городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная
встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была
посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также её выгод и издержек
в свете экономического развития региона.
В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный
саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была
борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический
характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС –
экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11
сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьёзнейшим образом
воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было
продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования
людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие
густонаселённые страны, как Китай и Индонезия).
Структура АТЭС.
На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются
ключевые документы , определяющие дополнительную стратегию развития организации,
утверждается объем работ и финансирование.
Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания
на уровне министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для
обсуждения актуальных проблем.
Главный девиз организации “АТЭС значит дело” – подтверждается
круглогодичной работой её многочисленных подразделений.
Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный в Сингапуре)
является, как это определено в его рабочих документах, “основным механизмом
поддержки идущих в АТЭС процессах”. В его ведении находится консультативное и
материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует проекты и
отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию действий, а
также выполняет информационные и общественные функции от имени АТЭС.
Непосредственная работа по исполнению Осакской ведётся в узкоспециализированных
рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих группах. Одна из
отличительных черт организации – постоянный диалог между властными и
предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был
учреждён для создания приятной бизнес-атмосферы в регионе. Этот диалог
поддерживается через образованный в 1995 году. Деловой консультативный совет, в
который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны-члена
АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС
участники совета представляют доклад, содержащий итоги обсуждений по конкретным
вопросам регионального делового сотрудничества.
Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники сроком –
один год. Страна председатель ответственна за организацию министерских встреч и
саммитов глав государств и правительств. На сегодняшний день председательствует
Мексика. В 2003 году председательство перейдёт к Таиланду, в 2004 к Чили, в
2005 к Южной Корее.
Заключение.
Эффективность деятельности АТЭС – одна из любимых тем дискуссий у
политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса “весовых
категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе просто невозможно создать
устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью
своей деятельности вторых “Соединенных Штатов Европы”. Работа АТЭС направлена
на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора
экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах консенсуса
и на её саммитах не жёсткие директивы, а рекомендации.
Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие
таможенных барьеров – дёйствительно сложная задача, особенно учитывая, что
участники организации – не только постиндустриальные страны. Несколько лет
назад ряд стран-участников во главе с США постарались свести весь смысл
деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли.
Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум бы быстро распался, ведь
ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование
свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на
первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество –
ключевое слово во всех официальных документах организации.
Но пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном
в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации
семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная
подготовительная работа.
Список используемой литературы:
Еженедельник “География”, № 32/2002.
Международные организации. Справочник.