Педагогика и психология (шпаргалка)
1) пед-ка как
наука.
Пед-ка разрабат-т системы и методы обуч-я, восп-я и образ-я. Это искусство.
peidogogos (греч) –
детоводитель. Перв педагоги – др.греция. Достаточн образован люди, облад
умением воспитывать. Сопровождали ребенка все время.
Сейчас пед-ка:*изучает законом-ти, принципы, содерж-е, методы и формы обучения и
восп-я чел-ка, *система деят-ти, кот проектируется в учебн мат-лах: методичках,
планах и тд.
*наука о зак-тях
обучения и воспит-я подраст поколения и взр людей с пом-щью целенаправл и спец
организован системы образ-я.
Гл составляющ
пед-ки: *цель обуч-я (для чего учить), *содерж-е
обуч-я (чему учить), *формы и методы обуч-я (как учить)
2) объект и
предмет пед-ки
объект: педаогич факт, явл-е: образ-е, воспит-е, обуч-е
предмет: целостн гуманист процесс воспит-я и образов-я активн личности,
подготовка ее к жизни и труду, общест деят-ти с учетом общ-экономич обстановки
3) осн.
категории пед-ки
в период становл-я
пед-ки были установ-ны 3 категории: *воспитание, *образов-е, *обуч-е (см. ниже)
4) связ пед-ки с
др науками
пед-ка+философия= пед-ка как гуманитарн наука исп-зует философию в кач-ве теоретич базы
для осмысл-я педагогич опыта и созд-я новых педагогич концепций, осн категорий,
особенно: * цель образ-я, *содерж-е образ-я, * исследов-е методов пед науки
пед-ка+психология=
наиб традицион связь, пед-ка учитывает механизмы и
законы псих деят-ти и разв-я личности
пед-ка+биология=
пед-ка опирается на биологич исследования.
Проблема соотнош-я природы и соц. факторов
пед-ка+медицина= связь мед и пед-ки привело к появл-ю коррекцион пед-ки. Лечебн пед-г
Дубровский основал классы корркции – раздельное обуч-е здор и больн детей
пед-ка+социолог-я= обе науки заним-ся планир-м образ-я, выявл-я осн тенденций развит-я
соц групп, закономерн-тей социализации личности. *Социолог-я –
наука об общ-ве, рассматр-т и анализ-т вопросы о процессах формиров-я и
развит-я общ-ва. Захват-т область и восп-я, и образ-я.
пед-ка+политология= политика явл-ся отраж-м гос идеологии. А пед-ка стремится выявить
усл-я и мех-мы становл-я чел-ка в кач-ве субъекта политич созн-я.
5) структура
пед-ки
педаг-ка
сотруднич-ва (1980г) – всеобъемлющ педагогич.
Обобщение. Авторы имеют больш педагогич опыт. Основыв-ся на принципах гуманизма
и творч подхода к обуч-ю реб-ка.
Осн положения:
*обуч-е без принужд-я, *творч взаимодействие учит-ля и уч-ка, *идея трудн цели,
*самоанализ (индивид и групп), *личностн подход к восп-ю, *сотрудн-во с
родит-ми
музейн пед-ка (1990ые годы)
пед-ка разв-я – совмещ-е пед-ки с врачебн деят-ю. Пед-ка для детей с огранич
возможн-ми. Идея: разв-е детей зависит от генетики и наследств-ти.
риско-пед-ка – работа с трудн детьми, в колониях, детск комнаты милиции
коррекцион
пед-ка – восп-ие и обуч-е умств-отстал детей,
детей с задержк разв-я
отраслев
пед-ка – воен, спорт, производств пед-ка
пед-ка
народовед-я – этнография, народн традиции
6) функции
пед-ки
теоретич ф-я. реализ-ся на 3ех уровнях:
*описат (объяснит)
уровень – изуч-е передового и новаторск пед опыта
*диагностич –
выявл-е состояния пед явлений, успешности или эффект-ти деят-ти пед-га и уч-ся
*прогностич –
эксперимент исследов-я пед деят-ти и построение на ее основе моделей преобраз-я
этой деят-ти
технологич
ф-я. также на 3ех уровнях:
*проективн –
разработка методич мат-лов, кот определяют содерж-е и хар-р образ-я (учебн
планы, пособия, программы)
*преобразоват –
внедрение достиж-й пед науки в практику с целью ее соверш-я и реконстр-ции
7) задачи пед-ки
пост задачи:
*определение и
изуч-е закономерн-тей в области восп-я и обуч-я, управл-е образоват и воспитат
системами
* изуч-е и
обобщение пед опыта
* прогнозир-е
дальнейш разв-я образоват систем
* разработка нов
методов, форм и ср-в обуч-я и восп-я
* внедр-е рез-тов
пед иссл-й в практику
времен
задачи: созд-е учебников, стандартов, методичек,
библиотек, концепций (то, что менятеся)
8) воспит-е как
пед категория
восп-е – целенаправл, организ процесс формир-я личн-ти. Носит историч хар-р,
возникло вместе с человеч общ-вом.
в соц смысле:передача историч и культ опыта от пок-я к пок-ю
в шир смысле: целенапр деят-ть, кот нацелена на формир-е у лич-ти опр кач-в,
взглядов, убежд-й
в узком пед
смысле: процесс и рез-т воспит работы, кот направл
на реш-е конкретн воспит зад-ч
Восп-ль должен:
*передать опыт, накопл
чел-вом
*ввести реб-ка в
мир культуры
*стимулир-ть
самообраз-е
*помочь разобраться
в трудн житейск сит-ях
*учит-ть единство
природн, генетич, псих и соц особ-тей воспит-ка
сущн-ть
восп-я: *намерен стремл-е восп-ля повлиять на
воспит-ка, *один из видов деят-ти, преобраз группы людей
9) класс-ция
видов восп-я
по содерж-ю: умств, нравств, трудов, физ, эстетич, гражд, экономич, экологич,
правов
по
институциональн принципу:семейн, школьн, внешк,
религиозн, общинное (по месту жит-ва), восп-е в детск и юношеск организ-ях
по доминир
принципу и стилю отнош-я воспит-ля к воспитуем-му:
авторитарн, демократич, либеральн, попустительск
10) умств восп-е
(входит в классиф по содерж-ю)
ориентир-но на
разв-е интеллект способн-тей чел-ка и интереса познания окр мира и самого себя
предполаг-т:
*разв-ие силы воли,
памяти, мышл-я как осн усл-й познават и образоват проц-са
*формир-е культуры
учебн и интеллект труда
*стимулир-е
интереса работать с книгами и нов ИТ
*разв-е личностн
кач-в: самостоят-ти и тд.
задачи умств восп-я
реш-ся с пом-щью спц тренингами, учебн эксперимент-ми, викторинами, конкурсами
и тд.
11) труд восп-е
(входит в классиф по содерж-ю)
разв-е
добросовестн, ответств и творч отнош-я к разн видам деят-ти
задачи реш-ся с
пом-щью:
*объясн-е
значимости опр вида труда
* материальн и
моральн поощрение произодит труда
*знакомство с труд
традиц-ми семьи/народа
*врем или пост
домашн поруч-я
*систематич участе
в общ-полезн труде
12) нравств
восп-е (входит в классиф по содерж-ю) Основа – этика
содерж-е: опр-ся этическ требован-ми общ-ва
задачи:*накопление нравств опыта и знаний о правилах общ поведения (в семье,
на улице, в школе)
* разумн исп-е
свободн времени
осн критерии
нравств чел-ка:
*нравств убежд-я,
моральн принципы
*ценностн
ориентация
*поступки по
отнош-ю к др людям
13) физ воспит-е. (входит в классиф по содерж-ю) тесно связано с др видами восп-я.
цель: укрепление здоровья реб-ка, разв-ие гармоничн личн-ти
задачи: *првильн физ разв-ие, *тренировка двиг навыков, *различн процедуры
(закалив-е, тренировки), *воспит-е силы воли и хар-ра, кот направл на повыш-е
рабоитоспособн-ти
орагниз-ция
физ воспит-я: занятия физ упражн-ми
предполагает:
*контроль за
режимом занятий, труда и отдыха
*медицинск
профилактика заболеваний
*эл-ты повседн
режима: сон, питание, игры
*разв-ие двигательн
качеств, умений, навыков, легкость, выносливость
*четкость в
организац труда и отдыха
* способн-ть
эстетич воспр-ть красоту челов тела
14) эстетич
воспит-е (входит в классиф по содерж-ю)
цель: разв-е эстетич отнош-я к дейст-ти, формир-е у шк-ков умения воспр-ть,
чувств-ть, понимать и творить красоту
задачи
воспит-я: *приобретение теоретич знаний, *формир-е
практич умений
задачи
приобщ-я к эст восп-ю:
*формир-е эстетич
знаний
*воспит-е эстетич
культуры
*овладение эстетич
и культ наследием прошлого
*разв-е эстетич
чувств
*приобщ-е чел-ка к
прекрасному в жизни и труде
*формир-е стремл-я
быть прекрасн во всем: мысли, действия, поступки, внешн вид и тд
ср-ва для
реш-я задач: произв-я искусства, организация самост
деят-ти, окр среда, эстетика всей дестк жизни
предметы: лит-ра, музыка, худжеств деят-ть
15) экологич
восп-е (входит в классиф по содерж-ю)
цель: воспит-е ответств и бережн отнош-я к природе, раскрыть перед шк-ми
положит и отрицат последствия взаимодействия чел-ка с природой
16) гражданское
воспит-е (входит в классиф по содерж-ю)
цель: формир-е гражданств-ти как кач-ва личн-ти, кот включ-т в себя: внутр
свободу, любовь к родине и св. народу
на формир-е
гражд воспит-я влияют:
*объективн усл-я:
особ-ти госуд устр-ва, уровень правовой политики и нравств культуры
*субъективн:
особ-ти семейн и обществ мнения
организац-я
патриотич воспит-я:
*изуч-е гос
символов РФ: герб, гимн, флаг
*формир-е у уч-ся
знаний и представл-й о достиж-х страны в различн обл-х
*формир-е бережн
отнош-я к истории отеч-ва
*стремл-е к
установл-ю дружеск отнош-й с представ-ми др стран и народов
*изуч-е культур
разн этносов
предметы: языки, география, обществознание
17) семейн
воспит-е (входит в классиф по институц принципу)
организац
жизнедеят-ти ребенка в усл-ях семьи. Влияние внешн и внутр факторов. Семья как
ячейка общ-ва.
18) совр семья и
ее проблемы
Проблема совр семьи
– одна из сам важн и актуальн. Семья - один из осн соц институтов общ-ва,
краеугольн камень человеч жизни, и в н.вр она пережив-т глубокий кризис. Демографич
катастрофа, больш число разводов, неполн семьи, алкоголизм среди род-лей,
ослабл-е роли род-лей в воспит-и реб-ка, сем жест-ть, размыты идеалы и нравств
ценности, резко сокращен выпуск отечеств детской лит-ры и произв-й искусства.
19) функции
семьи
репродуктивн: включает в себя воспроизводство в детях числен-ти род-лей, т.е.
количествен и качествен воспроизводство нас-я.
хозяйств-потребит: охват-т различн аспекты сем отнош-й: вед-е домашн хоз-ва, соблюд-е
домашн бюджета, управл-е семьей, проблема женск труда
воспитательн: в семье реб-к получает перв труд навыки, у него развив-ся умение
ценить и уважать труд людей, он приобрет-т опыт заботы о род-лях, родных и
близких, учится разумн потребл-ю различн мат благ, накапл-т опыт общ-я с
деньгами. Роль примера родит-й.
восстановит: состоит в поддерж-и здоровья, жизнен тонуса, организац досуга и отдыха.
Нравственно-психологич обстановка, соблюдение режима труда и отдыха, питания и
проч
20) типы семьи
по форме
брака:
*моноганмия - на
одного мужчину приходится одна жена
*полигамия -
многоженство
по структуре
родств связей:
*простая (нуклеарная) - супруж пара с детьми,
не сост в браке
*расширен (сложная) - >3 поколений или >2
нуклеарных семей, живущ вместе и вед общ хоз-во.
по
налич-ю/отсутств-ю род-лей:
*полная - семья с
обоими супругами
*неполн - с
отсутст-м одного из супругов
Физич насилие - нанесение реб-ку родит-ми физич травм, различн телесных поврежд-й,
кот причин-т ущерб здор-ю реб-ка, нарушают его разв-е или лишают жизни. Избиение,
истязание, удары, пощечины, прижигание горяч предм-ми, жидк-ми, зажж сиг-тами,
вовлечение реб-ка в употребл-е наркотиков, алкоголя, секс насилие или
совращение, вовлеч-е реб-ка в проституцию, порнобизнес
Психич (эмоц)
насилие - постоян или периодич, словесн оскорбл-е
реб-ка, угрозы со стороны род-лей, унижение его человеч дост-ва, обвинение в
том, в чем он не виноват, демонстр нелюбви, неприязни к ребенку.
Причины: экономич несост-ть члена семьи (чаще – отца), неудовл-ть сем ролью,
защитн психолог мех-мы в случае родит несостоят-ти, разводы, одиноч-во,
малодетность, лиш-е родит прав
22) шк воспит-е
(входит в классиф по институц принципу)
организация учебн
деят-ти и жизни детей в усл-ях школы, а также внеучебн воспит работа
23) внешк
воспит-е (входит в классиф по институц принципу)
цель: созд-е усл-й для приобщ-я детей к худ, изобразит деят-ти, занятиям
грамм-кой, участия в научн кружках и тд. Осущ-ся внешк организациями
24)
конфессиональн (религиозн) воспит-е (входит в классиф по институц принципу)
приобщ-е к системе
религ традий, обрядов, культуре
25) общинное (входит
в классиф по институц принципу)
организация
воспит-я по месту жит-ва, обществ деят-ть молодежи: досуговые центры
26) авторитарн
стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу)
тип воспит-я,
основан на бесприкосл подчинении. Вся полнота власти в руках у учителя.
методы: требования,
принужд-е
27) демократич
стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу)
хар-ся определен
распедел-ем полномочий между пед-гом и воспит-ком
28) либеральн
стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу)
отсутствие акт
участия пед-га в управл-ии процессом обуч-я и воспит-я
29)
попустительск стиль воспит-я (входит в классиф по по доминир принципу)
хар-я равнодуш-м со
стороны пед-га в отнош-ии развития и динамики уч достиж-й
30) обуч-е как
пед категория
обуч-е = дидактика (греч didacticos – обучающий). Каменский:
«всеобщее искусство всех учить всему».
*педагогич теория,
кот дает научн обоснов-е содерж-ю, методам и организац формам педаг-ки.
*наука о теориях
образ-я и технике обуч-я
*способ организации
образоват процесса
*целенаправл, спец
орагнизован и управляем процесс взаимодействия учителей и уч-ков, рез-том кот
явл-ся усвоение знаний, умений и навыков, формир-е мировоззр-я, развитее умств
сил и возможн-тей уч-ков
функции
обуч-я: образоват, воспит, развивающ
процесс
обуч-я – целенаправл взаимодейств-е уч-ка и уч-ля,
в ходе кот уч-к овладев-т знаниями, умениями, навыками. Включ-т в себя: учение
(деят-ть уч-ка), преподавание (деят-ть учит-ля)
преподавание- деят-ть по передачи инф-ци и организации учебн-познават деят-ти
уч-ся, оказание помощи при затрудн-ях в процессе учения, стимулир-е интереса,
самостоят-ти и творч деят-ти уч-ся, оценка уч достиж-й уч-ся. Цель препод-я –
организация эффект деят-ти кажд уч-ка
учение – деят-ть уч-ка по усвоению, закрепл-ю и применению знаний, умений,
навыков. Важна самооценка уч достиж-й. Цель – познание, сбор и переработка
инф-ции об окр мире
31) методы
обуч-я
рассказ - монологическое изложение уч мат-ла, не прерываемое вопросами,
содерж в осн фактологич мат-л: вступл-е, повеств-е, заключ-е. Ср-ва: речь,
иллюстрации,
беседа – сост-т в том, чтобы побудить уч-ся к припоминанию уже известн
фактов, достиж-ю новых знаний путем выводов, рассужд-й. Беседа не явл-ся
универс методом, не дает практич навыков. Ср-ва: речь, вопросы, понятия,
наглядные пособия
учебн
дискуссия - обмен взглядами по конкр теме. помогает
упоряд-ть уже известн материал, уч-ки приобрет-т нов знания, укрепл-ся в
собств мнении, учатся его отстаивать. Ср-ва: речь, вопросы, спор.
работа с
книгой - возм-ть уч-ка многократно обрабат-ть
уч инф-ю в доступн темпе и в удобн время. функции: обуч, развив, побужд.
Ср-ва: книга, тетрадь.
упражнения
- планомерное повт выполнение действий с целью овладения ими или повышения
их кач-ва. виды: устные, письменные, графические
познават
игры - спец созд-ые ситуации, моделир
реальность, из кот уч-ся необх-моя найти выход. Назначение: стимулир-е
познават процесса.
иллюстрации - показ и восприятие предметов, процессов, явл-й. Существенно облегч-т
процесс формир-я понятий. Ср-ва: диаграммы, графики, схемы, таблицы, карты,
плакаты.
32) формы обуч-я
формы обуч-я – спец констукция процесса обуч-я: *групповая, *коллективн, *индивид
также: доп занятия,
экскурсии, кружки, клубы, викторины, олимпиады, коллект работа в библиотеке,
встреча с творч и научн деятелями.
На протяж-ии
столетий сущ-т классно-урочн и лекцион-практич
система обуч-я
33)
классно-урочн система
осн форма передачи
инф-ции: урок (как правило посвящ одному
предмету), д/з. Все уч-ся работают под рук-вом одного учителя. Роль уч-ля:
организация процесса образ-я, оценка рез-тов уч деят-ти уч-ся.
осн организац
форма: класс, сост из детей одного возраста.
Работает по общ уч плану, программам и расписанию. Уч год: 4 четверти,
каникулы: вес, летн, осен, зимн. Обуч-е 10 лет, по окончании экзамены.
34)
лекцион-практич система
осн форма
передачи инф-ции: лекция. Практич занятия
(семинары) – форма организации анализа, расшир-я, закрепл-я получ инф-ции.
осн оранизац
форма: курс, поток, группа. Работ-т по ед
программе, уч плану, согласно расписанию уч занятий. 2 семестра, зач-экзамен
период, каникулы: зимн, летн. Практика. Обуч-е 5-6 лет. Формы обуч-я: оч,
оч-заочн, веч, заочн.
35) понятия
«знания», «умения», «навыки»
знания – отраж-е чел-ком объективн действит-ти в форме понятий и законов
науки
умения – готовность сознат-но и самостоят-но выполнять практич и теоретич
действия на основе усвоен знаний, жизн опыта и приобрет навыков
навыки – компоненты практич деят-ти, кот проявл-ся в автоматизир выполн-ии
необх действий, довед до соверш-ва путем многократн повторений
36) стили обуч-я
*репродуктивн,
*творч, *эмоц-ценностн стили
37) репродуктивн
стиль обуч-я
передача уч-кам ряда
определен очевидн знаний, просто излож-е мат-ла и проверка степени усвоения
38) творч стиль
обуч-я
стимулир-т стремл-е
уч-ся к творч деят-ти
39)
эмоц-ценностн стиль обуч-я
личностн включ-е
уч-ся в уч-воспит процесс на уровне поним-я мат-ла. Эмоц открытость учителя,
желание помочь, искреннее отнош-е к предмету и детям. Развивет: образное
мышл-е, раскр-т творч способн-ти, учит эмоц диалогу, сотрудничать, открытости
40) виды обуч-я
виды обуч-я – обобщ хар-ка обучающ систем, кот устанавл особ-ти обучающ и учебн
деят-ти, а также хар-р взаимоотнош-й уч-ля и уч-ков в процессе обуч-я. Виды: объянит-иллюстативн,
догматич, проблемное, развивающ, дистанцион, комп, игровое обуч-е
догматич обуч-е
(нет в билетах)
перв вид познават
деят-ти, слож-ся в ср века. Препод-ся на латинск языке. Осн задача: освоение
религиозн писаний. Гл вид деят-ти уч-ка: слушание, чтение, механич заучив-е и
досл воспроизв-е. особ-ть: отрыв формы от содерж-я.
41)
объяснит-иллюстративн (пассивн-созерцат) обуч-е
наиб традиц вид,
инф-ция в готовом виде. Наглядность как основа. Осн цель: усвоение знаний, их
послед примен-е на практике, формир-е умений и навыков. Задача уч-ля – излож-е
мат-ла так, чтобы уч-ся его поняли и усвоили. Экномично с т.зр-я времени. Но не
явл-ся развивающим
42) проблемне
обуч-е
самомстоят
поисковая деят-ть уч-ка под надзором уч-ля. На вводном занятии уч-ль ставит
проблему, ук-т лит-ру, инструкт-т уч-ся и намечает сроки сдачи мат-ла. Источники
инф-ции: книги, самостоят практич деят-ть, интернет. Разв-т: умств способн-ти,
любознат-ть, активноть, инициат-ть, творч деят-ть. Трудности: трудн поиск
инф-ции, несистематич знания, неконтролируемый процесс учения.
43) развивающ
обуч-е
вид обуч-я, обеспеч
оптим разв-е уч-ся.. Цель: подготовить уч-ся к самостоят освоению знаний, к
поиску истины. Вед роль принадл-т теоретич знаниям. Обуч-е строится на быстром
темпе и высок уровне. Задача пед-га: помочь увидеть глубину в простом предмете,
развить логич мышление уч-ка
Известно со времен Сократа. «Сократическая беседа».
Эвристика (греч. heurisko - нахожу) - методика обуч-я, основан на
открытии или догадке. В др греции - система обуч-я путем наводящих вопросов.
Учитель постановкой вопроса возбужд-т любопытство, познават интерес уч-ка и
сам, устно рассуждая, в поисках ответа ведет мысль уч-ка. Роль уч-ка: участие в
эвристич беседе, задавание встречных, проблемн вопросов, ответы на них, реш-е
познават задач. ЭО ориентирует уч-ля и уч-ка на достиж-е неизвестн им заранее
рез-та, способств-т разв-ю находчивости, активности.
45) компьютерн
обуч-е
цель: научить
чел-ка освобожд-ся от рутин, шаблон деят-ти и перклад-ть ее на ЭВМ. Спосбств-т
развитию творч навыков, комп умений, что чрезвыч-но важно в н.вр. Кажд уч-к
может раб-ть в своем темпе. Сложность в огранич-ти прим-я, в т.ч из-за мат
обеспеч-я
виды комп обуч-я:
линейн
построение обуч программ: уч-ся раб-т над инф,
подлеж усвоению, по единой схеме, в одном направл-и: А-В-С-D
раветвл
постр-е: предполаг-т выбор уч-ми своего индивид
пути продвиж-я по пути познания в завис-ти от подготовл-ти
кибернетич
подход: сложн динамичн система, кот основана на
прямой и обратн связи с управляющ центром – учителем.
комп учебники,
сборники упражн-й и задач, обуч программы, репетиторы, прорамн дополн-я к обычн
учебникам
46) игровое
обуч-е
обуч-е с помощью
уч-игр деят-ти, различн деловые игры
особ-ти: формир-е
интереса у уч-ся, развлекат составляющая, нагляд пример изучаемых явл-й,
действия выпол-ся в соотв-ии с правилами и нормами
47) дистанц
обуч-е
вид обуч-я, кот
позвол-т достигнуть цели обуч-я при мин затратах времени на усвоение знаний и
макс объема индивид самостоят работы. Получ-е образов-я без посещ-я вуза.
Обуч-е людей с огрнич возм-тями в передвижии, обуч-е в центр вузах страны для
жит-лей окраин.
48) образ-е как
пед категория
образ-е – *система накопл в процессе обуч-я знаний, навыков, умений, кот
овладел уч-к.
*процесс поиска и
усвоен-е чел-ком опр системы знаний
*рез-т обуч-я, кот
выраж-ся в опр уровне разв-я, теоретич и практич подготовка чел-ка
В процессе образ-я
чел-к овлад-т знаниями о природе, общ-ве, мышлении, способах деят-ти, кот
позволяет ему занять опр полож-е среди людей, достигнуть конкретн целей и
рез-тов в проф деят-ти, самосоверш-ся, развивать психику и внутр мир.
Рез-т
образ-я: всесторон разв-е личности, т.е. формир-е
чел-ка:
*имеющ шир устойч
знания, навыки и умения
*сочетающ в св
деят-ти и физич, и умств труд
*производящ мат и
дух блага для общ-ва
* гармоничн
развитого в физ и дух отнош-и, с высок нравств идеалами
*с развит эстетич
вкусом
функции
образ-я:
*прагматич ф-я–
сост-т в созд-ии усл-й для реализ потребн-й людей в знаниях, кот явл-ся необх
для обеспеч-я их жизнедеят-ти
*культ-гуманитарн
ф-я: сост в созд-ии усл-й для личн разв-я и подготовки к выполн-ю опр соц ролей
в общ-ве
49) св-ва
образ-я
*целенаправл-ть –
передача знаний от старш пок к младш
*историчн-ть обра-я
*функц-ть – ряд
задач: 1)передача знаний от пок-я к пок-ю, 2) сохран-е и распростр-е культ-ры,
3) обеспеч-е проф ориентацией молодежи, 4) сод-е базы знаний для послед
неприрывн образ-я
*целостн-ть – внутр
единство всех комп-тов: единство обуч-я и воспит-я
*системн-ть
*неприрывн-ть
50) система
образ-я
дошк образ-е: детск сады, ясли. Дает первичн знания об окр мире, навыки чтения,
письма, счета. Знакомство с творч деят-ю.
общее: нач (1-3 классы), средн (5-11 классы). Дает знания основ наук
о природе, общ-ве, чел-ке, форм-т мировоззрение, разв-т познават способн-ти,
помог-т приобрести чел-ку необх труд умения и практич навыки
профессиональн:
вооруж-т знаниями, умениями и навыками в опр,
выбран чел-ком области
политехнич: знакомит с осн принципами современ произв-ва, вооруж-т навыки обращ-я с
простейш орудиями труда, кот применяются в быту и повседн жизни
среднепроф: подготовка спец-тов в опр области
высшее: (пере)подготовка спец-тов в опр области, дает углубл проф знания
послевузовск:
аспирантура
система
повыш-я квалифик-ии и переподгот-ки кадров