Дидактические (образовательные) требования
|
Воспитательные и развивающие
|
Организационные
|
1.Чёткое
определение места и задач данного урока в системе уроков
2.Определение
оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учётом
подготовки учащихся.
3.Осуществление
принципов целостного педагогического процесса.
4.Выбор наиболее
рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля.
5.Сочетание
различных видов коллективной, групповой, индивидуализированной работы.
6.Наличие
межпредметных связей.
|
1.Формирование
различных видов мышления, памяти, внимания.
2.Воспитание
нравственных качеств, эстетического восприятия мира.
3.Развитие
познавательных интересов и положительных мотивов.
4.Всесторонний
учёт уровня развития психологических особенностей учащихся.
5.Соблюдение
учителем педагогического такта, выдержки, терпения.
6.Формирование
потребности в знаниях, умении их удовлетворять; организация учебной
деятельности учащихся, готовность к самообразованию.
7.Развитие
творческих способностей.
8.Обогащение
опыта общения и отношений.
9.Создание
проблемных ситуаций.
|
1.Наличие
продуманного плана проведения урока.
2.Организационная
чёткость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность,
оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность.
3.Сознательная
рабочая дисциплина.
4.Подготовка и
рациональное использование различных средств обучения, ТСО и НИТО.
5.Структурная
гибкость и подвижность урока
6.Целостность,
завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела.
|
1.Дидактические требования к современному уроку:
·
Чёткое формулирование
образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими
и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
·
Определение
оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и
целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
·
Прогнозирование уровня
усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на
уроке, так и на отдельных его этапах;
·
Выбор наиболее
рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля,
оптимального их воздействия на каждом этапе урока;
·
Реализация на уроке
всех дидактических принципов;
·
Создание условий
успешного учения учащихся.
2.
Психологические
требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1)
проектирование
развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и
конкретного урока;
2)
учёт
в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов,
достигнутых в предшествующей работе;
3)
предусмотрение
отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов,
обеспечивающих развитие учащихся;
Стиль урока:
·
определение содержания
и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;
·
соотношение нагрузки на
память учащихся и их мышление;
·
определение объёма воспроизводящей
и творческой деятельности учащихся;
·
планирование усвоения
знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в
процессе самостоятельного поиска;
·
выполнение учителем и
учащимися проблемно-эвристического обучения (кто составит проблему, формулирует
ее, кто решает);
·
учёт контроля, анализа
и оценки деятельности школьников;
·
рабочее самочувствие в
начале урока и в его ходе;
·
психологический климат
на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт
и др.)
Организация познавательной деятельности
учащихся:
·
Определение мер для
обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
·
Организация
деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых
знаний и умений;
·
Планирование приёмов и
форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся;
·
Руководство повышением
уровня внимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к
обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и
умозаключать;
·
Закрепление результатов
работы:
- формирование навыков путём упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы,
предупреждение механического переноса;
Организованность учащихся:
1) Отношение к учению, их самоорганизация и уровень
умственного развития;
2) Возможные группы учащихся по уровню обучаемости,
учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и
фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учёт возрастных особенностей учащихся:
1)
Планирование урока
в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2)
Проведение урока с
учетом сильных и слабых учеников;
3)
Дифференцированный
подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
1)
Температурный
режим;
2)
Физико-химические
свойства воздуха (необходимость проветривания);
3)
Освещение;
4)
Предупреждение
утомления и переутомления;
5)
Чередование видов
деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и
практических работ);
7)
Соблюдение
правильной рабочей позы у учащегося;
8)
Соответствие
классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1)
Урок должен быть
эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2)
Темп и ритм урока
должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3)
Необходим полный
контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться
педагогический такт и педагогический оптимизм;
4)
Доминировать должна
атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5)
По возможности
следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы
и приёмы обучения;
6)
Обеспечить
соблюдение единого орфографического режима школы;
7)
Учитель должен
обеспечить активное участие каждого школьника.
Организация
работы
|
Повторение
изученного (актуализация темы)
|
Изучение нового
материала, формирование новых умений
|
Закрепление,
систематизация, применение
|
Задание на дом
|
2 мин
|
10 мин
|
25 мин
|
5 мин
|
3 мин
|
Динамика работоспособности детей и структура урока
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
мин
30
мин
45 мин