Классный час
Этот долгожданный классный час.
Классный час – это
время, когда по-настоящему можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить.
Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого
работает каждый. Существуют различные формы классных часов, и задача классного
руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный
вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные
часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать
классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным
дополнительным материалом. Например, в среднем и старшем звене проводятся
разнообразные классные часы по профилактике курения, наркомании и алкоголизма.
В этом году вместе с седьмым классом мы подготовили и провели классный час
«Вредные привычки», о котором мне бы хотелось рассказать подробнее.
За две недели до проведения этого классного часа я попросила ребят на уроке
русского языка написать дома сочинение-рассуждение об одной из вредных
привычек: курении, алкоголизме или наркомании. Для аргументации было разрешено
брать материал из любых источников: повседневная жизнь, радио, газеты,
телевидение, интернет, художественные книги, научные труды. Через неделю ребята
афишировали свои сочинения на уроке, с интересом слушали друг друга, задавали
вопросы. Конечно, урока не хватило, чтобы выслушать всех, но выбор темы
послужил критерием для создания трех групп, которым было дано задание
подготовить к классному часу мини-презентацию в программе Power point на 5
минут о влиянии определённой вредной привычки на здоровье человека. Для того
чтобы эта работа не замкнулась в пределах класса, учащимся было предложено
оформить собранный материал на ватмане в виде газеты, чтобы с ним могли познакомиться
учащиеся школы. И вот наступил долгожданный день, и три группы расположились
каждая за своим столом. В центре доски закрепили экран, а вокруг него
расположили оформленные ватманы, чтобы все могли заранее ознакомиться с их
содержанием (после классного часа эти газеты были вывешены в вестибюле школы).
В начале классного часа предлагаем учащимся записать на отдельном листочке
начало предложения «Мне в жизни повезло потому, что…» и закончить его. После
того, как дети зачитают свои варианты концовок, попросим их объяснить, почему
привычки, о которых мы будем говорить на этом классном часе, называют вредными.
Действительно, курение,
алкоголь и наркотики могут стоить человеку жизни. Недаром их называют «чумой
ХХI века». И наша задача понять, какой вред наносят эти привычки здоровью
человека и почему, несмотря на пугающие факты, количество людей, зависящих от
них, растёт год от года.
Так как ребята 12-13 лет
достаточно скептически относятся к любой информации, то работу на этом классной
часе предлагается строить на сочетании теоретического материала и практической
деятельности учащихся.
После того, как 1 группа представит свою презентацию «Курение и здоровье
человека», всем предлагается поучаствовать в эксперименте «Легкие курильщика».
Для этого каждой группе выдается «курильщик», который делается заранее. Для его
приготовления понадобятся пластиковая бутылка, сигарета, вата, спички,
пластмассовая трубка. В крышке бутылки делается отверстие для трубки, в один
конец трубки вставляется сигарета, в другой – ватный шарик. Дети поджигают
сигарету и при помощи бутылки имитируют вдох и выдох с зажженной сигаретой.
Спустя некоторое время участники рассматривают ватный шарик и делают вывод о
том, что имеет курильщик в своих легких. Запах, который наполняет комнату,
достаточно тяжелый, поэтому после окончания эксперимента нужно хорошо
проветрить помещение. Кроме того, тех, кто возьмется проводить подобный
эксперимент, хочется предупредить: прежде чем предложить его детям,
поэкспериментируйте сами. Дело в том, что вата темнеет и желтеет не сразу, а на
классном часе времени на этот опыт у вас будет мало. Поэтому заранее
побеспокойтесь о «легких» курильщика, иначе опыт просто не удастся. Если
эксперимент получится, то он произведет должный эффект и вы услышите ожидаемые
выводы.
После презентации материала «Алкоголизм и здоровье человека» предлагаем
учащимся выполнить практическую работу. Для этого просим из пластилина
составить образ алкоголика. Это может быть не человек, а какая-то фигура. После
окончания работы группы афишируют свои работы и дают ответы на следующие
вопросы:
- Кого мы считаем алкоголиком?
- Как обычно относятся к выпившим людям: если это родственники и если это чужие
люди?
- По каким причинам люди чаще всего становятся алкоголиками?
Очень внимательно нужно
отнестись к материалу, который будет презентовать третья группа «Наркотики и
здоровье человека», так как на сегодняшний день наркомания - это одна из
страшнейших болезней нашего века. Кроме того, наркоторговцы делают ставку
именно на подростков, которые стремятся любым способом самоутвердиться.
Предлагаем ребятам упражнение «Табу». Показываем детям закрытую шкатулку или
коробочку и спрашиваем: «Кто бы хотел узнать, что здесь находится?» Не знаю, как ваши дети, но мои на 100%
проявили к этому предмету нескрываемый интерес. После этого предлагаем им
представить следующую ситуацию: этот предмет принесли домой родители и сказали,
что там находится то, что вам нельзя. А затем просим учащихся ответить на
следующие вопросы:
- Как вы себя будете вести по отношению к этому предмету после ухода родителей?
- Кто не будет обращать внимание на эту вещь? А кто всё-таки, несмотря на
запрет родителей, попытается туда заглянуть?
- Почему иногда хочется сделать именно то, что запретили взрослые?
Главное, чтобы ребята поняли, что именно неуемное любопытство, желание
«попробовать» то, что запрещено, часто приводит к непоправимым ошибкам и может
стоить жизни.
Напоследок предлагаем группам представить еще одну ситуацию: ваш друг или
подруга по секрету рассказали вам, что они курят, выпивают или принимают
наркотики. После обсуждения каждая группа должна вынести свое решение по
проблеме: как лучше всего поступить в этой ситуации.
В заключение классного часа предлагаем учащимся вернуться к листочкам и
закончить еще одно предложение: « Если вдруг я приобрету одну из обсуждаемых
вредных привычек, то я потеряю… » Афиширование полученных предложений – это
своеобразный итог, который помогает ребятам осмыслить обсуждаемый материал, а
учителю увидеть результат проделанной работы.
Двойнишникова
Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы