Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения
Реферат
диплома
«Образовательная модель В.Ф. Шаталова
как технология интенсивного обучения»
В настоящее время в России
идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение
в мировое образовательное пространство. Увеличивается роль науки в создании
педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Речь идет об управляемости педагогического процесса и
создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в
педагогическом процессе.
Несмотря на значительное количество работ, появившихся в последние
десятилетия, проблема далека от разрешения. Сегодня существует более 300
определений педагогической технологии. Нет единой точки зрения и на такие
узловые и ключевые вопросы, как сущность, особенности педагогической технологии,
структура, технологические звенья и др.
Анализ исследований показал, что в педагогической теории сложилось
объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой
подготовки учеников растут, а обучение остаётся усреднённым и, в связи с
недостаточной разработанностью проблемы педагогический технологий, они не могут
в полной мере повлиять на качество обучения и сам ход педагогического процесса.
На наш взгляд, сегодня стоит перейти
от поисков негативного в разных подходах - к поиску того, насколько приемлемо и
возможно в практическом плане каждое теоретическое направление: каковы его
возможности; где они, эти возможности, заканчиваются; каковы условия их
эффективного применения в практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти
вопросы, необходимо хорошо ориентироваться в современных образовательных
моделях (образовательная модель - теоретическая конструкция, которая воплощает
понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение этой
модели на практике).
Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность
проблемы определили тему дипломной работы: «Образовательная модель В.Ф.
Шаталова как технология интенсивного обучения». Целью данного исследования
является анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова в соответствии с
критериями технологии обучения. Для достижения этой цели автор решает следующие
задачи:
·
раскрытие понятия, сущности и структуры педагогической технологии;
·
уточнение понятия, сущности и критериев «технологии обучения»;
·
анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова с точки зрения
технологии обучения.
Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической
технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается как
педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решения
триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими,
методическими, психолого-педагогическими и операционными основами
учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия и
взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное –
помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании
в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность
(творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.
Автор (вслед за Т.А. Стефановской) определяет
педагогическую технологию как совокупность, систему последовательных,
взаимосвязанных действий педагога, направленных на воплощение на практике
заранее спроектированного педагогического процесса.
В
иерархии технологий в образовании «педагогические технологии» занимают верхнюю
ступень. Далее идут, в частности, «технологии обучения». Технология обучения включает
целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и
программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов,
оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как
только становится известной информация об эффективности системы.
Образовательная
модель известного педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова находится
сегодня в центре полемики, можно ли считать данную методику технологией
обучения. Автор данной работы проанализировал методику Шаталова с точки зрения
технологичности учебно-воспитательного процесса – в соответствии с критериями,
выделенными ведущим специалистом в области педагогических технологий Г.К.
Селевко.
Согласно мнению Г.К.
Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методическим требованиям, а именно:
·
Концептуальность:
должна быть присуща опора на определённую концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое
обоснование достижения определённых целей.
·
Системность:
педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
·
Управляемость: представляет
возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса
обучения,
поэтапной диагностики, варьирования средствами и
методами с целью
коррекции результатов.
·
Эффективность: современные педагогические технологии существуют
в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать
достижение определённого стандарта
обучения.
Результаты
исследования показали, что образовательная модель Шаталова соответствует всем
критериям технологичности учебно-воспитательного процесса.
Концептуальную
основу образовательной модели В.Ф. Шаталова составляет идея о том, что
эффективная технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого ученика
за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих
восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных
психологических условий для полноценной самореализации личности.
Диагностическое целеполагание – как
неотъемлемый элемент технологии обучения – в образовательной модели Шаталова
определяется как гарантированное каждому ученику знание предмета в соответствии
с Государственным образовательным стандартом. На его основе проектируется
процесс обучения, проводится поэтапная диагностика и коррекция
учебно-воспитательного процесса.
Системность образовательной модели В.Ф.
Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой
учебно-воспитательного процесса.
Основные
категории технологии обучения В.Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные
конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста.
Управление учебно-воспитательным процессом базируется на категориях «оценка»,
«повторение», «контроль» и «самоконтроль».
Учет и оценивание знаний в технологии обучения В.Ф.
Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере
психологическую, мотивационную, воспитательную роль.
О воспроизводимости, эффективности и жизнеспособности
данной технологии обучения свидетельствует опыт многих педагогов, использующих
ее в преподавании самых разных предметов: не только физики и математики, но и
химии, и русского языка, истории и даже музыки и мировой художественной
культуры.
Результаты исследования дают основание сделать
вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем
критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким
образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем
требованиям, предъявляемым к современному образованию.