А.С. Макаренко
На службе
отечеству
1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии
(Сумская область) в семье старшего маляра железнодорожных мастерских Смена
Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители.
Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Отец
трудился в мастерских от рассвета до заката, но заработки были скудными.
Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должен трудиться.
Ему было достаточно примера отца, который рано осиротев, уже мальчиком вынужден
был пойти работать, поэтому он и не получил никакого образования.
Отец
всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена
Григорьевича
уже не было в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты характера и даже
внешнего облика дорогого для него человека в одном из героев повести « Честь »:
та же честность, та же прямолинейность, та же принципиальность, та же законная
гордость своей принадлежностью, к рабочему классу.
А
мать, Татьяна Михайловна… Сколько тепла вмещало сердце этой женщины, сколько
энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в борьбе с трудностями. В
доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота
друг о друге. Сюда любили заходить друзья, а их у Макаренко было много. Их
встречали весело, радушно, угощали, чем могли, поддерживали дружеским советом,
подбадривали шуткой.
Антон рос активным, любознательным мальчиком. Научившись
читать в пятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой.
Семён Григорьевич и Татьяна Михайловна твёрдо решили дать
своему сыну образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сперва в
Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырёх классное
училище. И в Белопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился
отлично, сильно выделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором.
Антон Семенович Макаренко с большой теплотой вспоминал
свои ученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович Каминский и
Константин Максимович Сальник. Г.П. Каминский был у Макаренко учителем
словесности. Может быть благодаря ему, слово “учитель” приобрело в душе у
Макаренко особый смысл. И после того как родители решили, что Макаренко пойдёт
учиться дальше на учителя, он воспринял это с восторгом. С помощью этих
педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца “настоящий человек достоин
уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком”.
Макаренко закончил училище на пятёрки. В 1905 году он
закончил специальные педагогические курсы, которые давали ему право преподавать
в сельских двухклассных училищах.
В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко занял
должность учителя в двухклассном железнодорожном училище небольшого посёлка
Крюков. Он преподавал русский язык, черчение и рисование.
Молодой учитель не оставался в стороне от событий. В эти
годы Антон Семенович начел изучать Марксистскую литературу, изучал работу
Ленина. А так же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с их
родителями (железнодорожными рабочими).
В 1905 году Антон Семенович Макаренко принимает активное
участие в организации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой
он выступает на съезде, и в резолюции, которую составляют делегаты при
непосредственном его участии, чувствуется твердость убеждений, определенность
требований, живая заинтересованность в том деле, которому взялся служить
Макаренко.
Не сразу ученики восприняли Антона Семеновича как учителя.
Но очень скоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже иногда
играли с ним.
Антон Семенович был очень энергичен, он неутомимо носился
из класса в класс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех
среди голосов ребят.
На уроках Антон Семенович словно
порхал в воздухе, ему очень нравилось преподавать,
говорить что-то новое для своих учеников. А каждому сидящему ученику казалось,
что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним.
Антон Семенович искренне любил детей. Он всегда помогал в
беде, выслушивал, давал советы.
Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он
делился с ними своими взглядами по воспитанию, давал советы. Хоть его
собеседник чаще всего оказывался старше, к его словам прислушивались, старались
их запомнить.
С помощью Долинской школы Макаренко определил для себя педагогические
принципы, которым следовал в практике последующих лет.
В 1914 году в Полтаве открывается педагогический институт.
И хоть Антон Семенович был учителем со стажем работы с детьми, поступить в
институт становится следующей целью.
Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович
Макаренко стал студентом Полтавского педагогического института.
В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию.
Через полгода его сняли с учета. Макаренко был близорук.
Антон Семенович вернулся в Полтавский педагогический
институт, и закончил его с золотой медалью.
Сразу после окончания учебы Макаренко едет к матери в
Крюков.
Октябрьскую
революцию Макаренко принял восторженно. По его признанию, она открыла перед ним
невиданные перспективы.
Вскоре Антон Семенович получает новое назначение, он
становится директором 10-й Полтавской трудовой школы. Из этой школы вышло много
большевиков.
В 1920 году Советское правительство
поручило отделам народного образования организовать колонии для
несовершеннолетних правонарушителей. Заведующий Полтавским районом предложил
Антону Семёновичу взять на себя это сложное дело.
Все понимали, что в колониях должны
воспитываться новые люди, нужные нашей стране, нашему народу, и «делать» таких
людей надо по новому, но как – никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть
Макаренко понимал, что надо искать новые методы образования, он не испугался, и
пошел по этому трудному пути.
Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро.
Они не хотели работать, не желали убирать за собой постели,
носить воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а
воспитателей просто не замечали. Когда им хотелось есть, они воровали еду.
Когда они мёрзли, они жгли мебель или забор. Макаренко с каждым днем терял все
больший и больший контроля над ними. Но Макаренко не сдавался и добился своей
цели. Как-то раз в гневе своего воспитателя, воспитанники увидели обиду за
общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога. После этого,
требования Макаренко начали безоговорочно выполняться.
Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания
коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в
дела важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные,
даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива
советских людей.
Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила
его в том, что огромное значение для создания коллектива имеет труд,
объединяющий людей. После этого Макаренко стал понимать правдивость своих
выводов.
Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот
принцип, которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как
можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».
Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы
В. И. Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли
его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды прогрессивных
педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.
В это время на окраине Харькова чекисты строили здание для
новой детской коммуны. Они попросили Макаренко посмотреть здание с
педагогической точки зрения. Макаренко посмотрел, внёс кое-какие изменения.
Антон Семенович Макаренко предложил свою педагогическую
систему. Нашлись и противники этой системы. Сначала они были против, но в конце
концов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи.
Чекисты открывали перед Макаренко огромные возможности. И
Антон Семенович Макаренко 3-го сентября 1928 года ушел с поста заведующего
колонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и возглавил трудовую
коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Возглавив коммуну, Макаренко
используя опыт полученный им в период работы в колонии, продолжал интенсивную
работу.
Коммуна существовала на средства которые добровольно
отчисляли из своей зарплаты чекисты.
Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было
уважение к человеку, к товарищу. Антон Семёнович очень хотел, чтобы его
ребята, лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего
тепла, всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Макаренко был строг со
своими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы.
Антон Семенович с детства любил природу, любил походы,
разговоры у костра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его
воспитанников, вить в этих походах расширяется кругозор, определяются интересы.
4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в
члены Союза советских писателей СССР.
В жизни Макаренко особую
роль сыграл А.М. Горький. Он был его советчиком, его руководителем, его большим
другом. Горький был для Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел,
кто поддерживал его в трудную минуту.
Художественная
деятельность
Макаренко собирался написать несколько работ, в которых
хотел обобщить некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической поэмы», над которой работал всё
это время, он за два месяца 1930 года написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал
о жизни коллектива “Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование
коммуны. Через 2 года – опять в течение двух
отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».
В
начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение «Педагогической поэмы» и
даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я часть «Педагогической
поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого замысла. «Фд-1» стало
самостоятельным произведением, правда, близко примыкающим по стилю к
«Педагогической поэме».
В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и
пьесу «Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах
говорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках и
буднях.
Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это
время он много пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи,
посвящённые вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом
лекций о воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников
просвещения. Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской
организации, членом которой он стаёт.
Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель
определил так: «Моя тема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно
сложившийся, растущий материально и духовно».
В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для
родителей». Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода
повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты своих
родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым. Макаренко
ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали проблему чести до
революции и в первые послереволюционные годы, как относились к этой моральной
категории различные классы.
Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над
«Книгой для родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной
Стахиевной Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один:
помешала внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.
Государственные
награды
29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны,
Макаренко был торжественно премирован коллегией Государственного политического
управления УССР грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуны
премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народный
комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.
1-го февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был
награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области
литературы». Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.
В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой
награждаются особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.
Личный
вклад
Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического
воспитания показал огромные возможности целенаправленного воспитательского
воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется
закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского
народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского государства
в области политического воспитания.
Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека
нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено
постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система
воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал
теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного в
зависимости от конкретных условий организационного строя коллектива,
самоуправления, дисциплинирования, формирования общества мнения как регулятора
отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним,
укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определена
решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за
единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил
педагогов на задачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко
подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой
личности в отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив (“педагогика
параллельного действия”) и непосредственно педагогом. Сущность своего
педагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно больше уважения
к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренко старался “проектировать
лучшее в человеке”, стремился видеть в личности воспитанника прежде всего
положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист Макаренко требовал
от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал
необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение
воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистко-ленинской идеи
соединения обучения воспитания с производительным трудом учащегося. Макаренко
многое сделал для развития советской теории развития советской теории семейного
воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически основанных
принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно
и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе,
контроль родителей за каждым своим шагом – вот первый и главный метод
воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.
“Я писатель Макаренко”
1
апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко на 51 году жизни скончался в поезде
направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: “Я писатель Макаренко”. Врачи
констатировали смерть от разрыва сердечной мышцы.
Елабужский государственный педагогический
университет
Кафедра педагогики
Контрольная
работа на тему:
А.С.
Макаренко
Работу
выполнил студент 1 курса
факультета иностранных языков 335 группы
Нечепурнов
Егор Александрович
Научный
руководитель:
Старший
преподаватель кафедры педагогики:
Немтылев
Анатолий Анатольевич
Елабуга 2003