Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 класс...
ЛИПЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и теории педагогики
РЕФЕРАТ
«Методические условия обоснования и выбора формы
организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов»
Выполнил:
студент группы
Л-3-3а
Винькова В.К.
Проверил: Гузенко И.Г.
ЛИПЕЦК – 2002
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………..3
1. Какие основные формы и виды обучения можно
выделить в современной педагогической науке с целью обучения литературе
учащихся 5-7 классов………………….4
2. По какой причине современные дидактические
принципы позволяют значительно активизировать учебный процесс в 5-7
классах…………………………………..7
3.
Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения
литературе в 5-7 классах?…………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………….11
Введение
Любая
деятельность состоит из трех частей:
-
операционально-исполнительной;
-
рефлексивно-оценочной.
Отсутствие
первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий
без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в
совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для
себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности,
поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое
поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения,
перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность
деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей
и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при
отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.
Поэтому
учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три
указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить
свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части
сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При
этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку,
осуществляет сам обучаемый.
Какие
основные формы и виды обучения можно выделить в современной педагогической
науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов?
Формы обучения
В
литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим
следующие определения:
Форма
- характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Метод
- способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.
Формы
обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия,
курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.
Рассмотрим
некоторые из форм более подробно.
Урок
- коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся,
определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и
тем же для всех учебным материалом.
Анализ
проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от
тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех
средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о
методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы
по типам:
1. уроки-лекции
(практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном
мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;
2. лабораторные
(практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и
навыков);
3. уроки
проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные
уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
-
повторение пройденного - воспроизведение
учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и
письменный опрос и т. д.
-
освоение нового материала. На этом этапе новый
материал излагается учителем, либо “добывается” в процессе самостоятельной
работы учащихся с литературой.
-
отработка навыков и умений применения знаний
на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);
Факультативные
занятия как форма обучения были введены в конце 60-х
- начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать
школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета
всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими
обучаемыми.
Домашняя
работа - форма организации обучения, при которой
учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства
учителя.
Внеклассная
работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать
наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Виды обучения
Существует
множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будет рассмотрено
одно из них: традиционное обучение.
Традиционное обучение
Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным
(особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и
навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид
обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в
сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное
обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются
другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что
прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить
достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его
ученику, себя исчерпала.
Во-первых,
увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание
учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на
самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к
объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы
предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их
необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного
материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод,
что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации
перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в
преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное
(соответственно) обучение.
По
какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно
активизировать учебный процесс в 5-7 классах?
Дидактика – отрасль научного знания, которая
изучает и исследует проблему образования и обучения.
Нужно вести образовательный процесс к тому,
чтобы обучающиеся больше приобретали знания самостоятельно, формировали у себя
в ходе обучения психологическую, теоретическую и практическую готовность к
самообразованию.
Впервые термин «дидактика» ввел а научный оборот В.Ратке.
«Дидактика»
- от греч. didaktikos – «поучающий» или didaktiko
– «изучающий».
Задачи дидактики:
-
описывать и объяснять процесс обучения и
условия его реализации;
-
разрабатывать более совершенную организацию
процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
Для реализации этих задач дидактика
использует философию, психологию, возрастную психологию и кибернетику.
Традиционную дидактическую систему связывают с именем немецкого ученого
И.Ф.Гербарта. Целью обучения для нее является формирование интеллектуальных
умений, представлений, понятий и теоретических знаний. Основополагающий принцип
традиционной дидактической системы основывается на том, что организация
обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально-сильную
личность.
В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводится учению –
деятельности ребёнка. Педоцентрическая дидактика строит процессы обучения,
исходя из потребности, интересов и способности ребёнка.
Одной из острых проблем современной дидактики
является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу.
а)
словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б)
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия);
в)
практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя
практические действия).
Какие
методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения
литературе в 5-7 классах?
История развития и
становления методов обучения весьма разнообразна. Ученые-педагоги, наблюдая за
процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов
деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали
называть методами обучения. Разные авторы выделяют разное количество методов
обучения, дают им крайне разнообразные наименования. Но, несмотря на различные
определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим
является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом
организации учебной деятельности.
В педагогической практике метод выступает как
упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.
При
этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной
деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во
взаимодействии.
Заключение.
Метод обучения –
категория историческая. Так как ни один из методов не является универсальным,
хороших результатов в дидактической работе можно достичь только при
использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель мог воспользоваться
многообразием методов обучения, необходимо их упорядочить, привести в
определенную систему.
Влияние оценок учителя на формирование
личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно
переоценить.
Список использованной литературы:
Кан-Калик В. Л.,
Никандров П. Г «Педагогическое творчество»,
М. 1990.
Симонов В. П.,
«Диагностика личности и профессионального мастерства педагога», М., 1985.
Демакова И. Д., «С
верою в ученика», М., 1989.
Мижериков В. А., Ермоленко
М. Н., «Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений», М., 1999.
«Педагогика»/Под ред.
профессора П. И. Пидкасистого, М., 1996.