Из истории народного образования города Москвы
МОСКОВСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 10
предмет: История культуры Москвы
Доклад по теме:
«Из истории народного образования города
Москвы»
Учащейся группы 11В Чигириновой Светланы
В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями
духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и
боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов из
монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в
монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров
грамоты.
Деловые бумаги того времени – завещательные письма, межкняжеские
договоры и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач. 15вв.
свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве читали,
кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические произведения – «Слово
о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом побоище», и др.
С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского
централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений
требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и
образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев
купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры и
просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве .
Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного дела.
Старейшая известная московская рукописная книга – Сийское евангелие 1339г. В
14 –16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со школами
рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в. около 1553г. в
Москве в Китай-городе основан печатный двор – первая московская государственная
типография. Первые книги изданные здесь не имели выходных данных, поэтому
типографию называют еще и « анонимная типография». 1 марта 1564г. И.Федоров и
Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный двор выпускают первую точно
датированную и имеющую выходные данные печатную книгу «Апостол» - образец высокого
типографского искусства. До конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг,
среди которых были светские книги , в том числе – учебники.
В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники)
все более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки
давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для чтения,
образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова, напечатанная им во
Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники, как Букварь
Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона Полоцкого, Букварь
Поликарпова для школ со славянской, греческой и латинской азбукой,
«Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов и др. Правила поведения детей
в школе, в церкви, за столом, во время игр, при встрече со взрослыми и т.д.
нашло свое отражение в рукописном пособии Славинецкого «Гражданство обычаев
детских».
С 16 в. наблюдается рост числа школ грамоты при монастырях, церквах и
частных школ. Открываются школы повышенного образования – грамматические,
греко-латинские и др. В них изучаются славянская грамматика, литература,
риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев открывает
школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653г. под
руководством Епифания Славинецкого начинает работу школа при Чудовом Монастыре,
в 1665г. – «школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при Спасском
мон. за иконописным рядом (Заиконоспасская), в 1668г.греко-латинская в
Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680г. – правительственная при
печатном дворе и др.
В 1687г. в Москве на основе школы при Богоявленском монастыре
открывается первое высшее общеобразовательное учебное заведение –
Эллино-греческая академия, образование в которой имело преимущественно
гуманитарный характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее
руководителями и преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний
Лихуды, затем – Головин и Поликарпов. В 17 в. в академии преподавались
греческий (основной), латинский и старославянский языки, богословие, «семь
свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,
астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и франц. Языки, медицина,
физика, философия, ведущее место занял латинский язык. В академии учились дети
знати, приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.
Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской фамилии,
придворных и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и преподаватели.
Многие образованные москвичи того времени хорошо владели литературным
слогом, иностранными языками, риторикой. Хозяйственная необходимость и
требования повседневной жизни вызвало появление «Домостроя» 16в. – свод правил
поведения горожанина, в ряде букварей того времени приводятся образцы деловых
бумаг – челобитные, заемные, частные письма, а также светские притчи,
изречения, поговорки. Книги продаются на торжище, где с 16в. имеется особый
книжный ряд.
Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в. и во
многом связан с именем Петра I. Расширяется практика посылки молодежи, гл.
обр. из дворянских семей, для усовершенствования в науках за границу, но в тоже
время основное внимание уделяется созданию своих высших и средних уч.
заведений.
После переноса столицы в Петербург Москва сохранила значение крупного
политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая академия в
1701г. реформирована в Славяно-греко-латинскую академию, в ней усилена
подготовка образованных лиц для церковной и государственной деятельности.
Главное внимание в академии уделялось изучению латыни – международного языка
науки и дипломатии.
В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных
заведений – Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для
военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. Пушкарская
(артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа. Для изучения
латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.
Для детей дворян в 30-е годы 18в. была открыта Юнкерская школа.
Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для других
социальных групп некрепостного населения также открывались новые учебные
заведения.
Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755г.
Московского Университета, в который по инициативе Ломоносова принимали кроме
дворян и детей разночинцев.
Университет основан по замыслу и плану Ломоносова указом императрицы
Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г. Первоначально
Университет имел факультеты: юридический, медицинский, философский. При
Университете действовала гимназия, Благородный пансион и Учительская семинария.
Первоначально Университет размещался в здании на Красной площади на месте
Исторического музея. В 1786-93 г. на углу Б,Никитской и Моховой для него
построено специальное здание (арх. Казаков), после пожара 1812г. перестроенное
арх. Жилярди.
С открытием Университета Славяно-греко-латинская академия потеряла
былое значение центра высшего общего образования и превратилась в высшее
духовно-сословное уч. Заведение (в настоящее время – Московская духовная
академия в Троице-Сергиевой лавре).
В 1764г открывается Воспитательный дом – приют для незаконнорожденных и
детей бедняков. Воспитанники находились там до 18 летнего возраста и получали
начальное реже среднее образование.»Классические классы» для мальчиков готовили
к поступлению на мед.фак. Московского университета, Повивальный ин-т и
«французские классы» для девочек готовили акушерок и гувернанток. В 1773г. в
интересах купечества при Воспитательном доме открывается Коммерческое уч-ще,
классы театрального танцевания, положившие начало созданию Хореографического
уч-ща.
В 1786г. для детей купцов, мелких служащих и ремесленников открываются
5-годичное Главное народное училище и 6 малых нар уч-щ с 2-х годичным сроком
обучения. В 1-ой пол. 19в. на постановку образования все больше влияют
развивающиеся кап. отношения, при некоторых фабриках Открыты 2-х годичные нач.
уч-ща, основано Техническое уч-ще (ныне МВТУ им Баумана), Практическая
коммерческая академия, открыта Земледельческая школа для подготовки
приказчиков и управляющих помещичьими имениями, открыт Кадетский корпус, для
детей промышленников и купцов открыто Мещанское уч-ще – повышенная начальная
школа.
К 1839г. в Москве насчитывалось 25 Частных пансионов, где воспитывались
дети дворян, крупных промышленников и купцов. Для девочек действовали закрытые
привилегированные женские средние учебно-воспитательные заведения – Институты
Благородных девиц. Первоначально они предназначались для дочерей потомственных
дворян, позднее в них стали принимать также девочек из семей чиновников,
купцов, духовенства. Воспитанницы находились в институте с 8 до 18 лет.
Потомственные дворянки обучались бесплатно, остальные платили 400 руб. в год.
Значительное место отводилось изучению иностранных языков, танцев, музыки. Девочек
недворянского происхождения готовили к роли гувернанток и экономок.
Во 2-ой пол.19 и нач. 20 вв в Москве открываются – Петровская
земледельческая и лесная академия ( сельхоз академия им. Тимирязева),
Коммерческих ин-т ( Финансовая академия им. Плеханова), Институт путей
сообщения (МИИТ) . Педагогические кадры готовятся в московском университете,
Учительском ин-те, Учительской семинарии, Епархиальном женском уч-ще, в 8-х
педагогических классах женских гимназий.
Женщины не имели права обучаться в высших учебных заведения и для
продолжения образования вынуждены были уезжать для учебы за границу. В 1869г. в
Москве были открыты Высшие Женские Курсы – высшее женское учебное заведение.
Срок обучения был 3 года. Имелись факультеты : Естественно-исторический,
медицинский, физико-математический с химико-фармацевтическим отделением.
В 1866 г. на базе музыкальных классов Московского отделения Русского
музыкального общества по инициативе Н.Рубенштейна открыта Московская
Консерватория.
Всего Москве к 1914г. насчитывалось 20 вузов.
Однако правом на образование в высших и средних учебных заведениях
( Университете, гимназиях, реальных и коммерческих уч-х) пользовались дети
обеспеченных слоев населения. В связи с этим неграмотность снижалась медленно
–в 1912г. 30% населения Москвы было неграмотным.
После Октябрьской революции создается новая система народного
образования. Был создан народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым
наркомом с 1917 по 1929г. был Луначарский.
В 1920 году создан Московский отдел народного образования.
Первоочередными задачами стали задачи ликвидации неграмотности, борьбы с
детской беспризорностью, увеличение числа школ и подготовка к введению
всеобщего обязательного начального образования детей. Создавались школы и
кружки ликбеза, начала работу Московская чрезвычайная комиссия по ликвидации
безграмотности. В 1920г. в Москве обучалось 22 тысячи неграмотных рабочих,
кустарей-ремесленников и домохозяек. Постепенно неграмотность в городе была
ликвидирована.
В настоящее время в системе народного образования выделяют: дошкольное
воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое
образование,среднее специальное образование и высшее образование.
Дошкольное воспитание.
До 1917г в Москве работало 12 частных детских садов, среди них – 2
бесплатных для детей рабочих, организованных на благотворительные средства.
Первый советский детский сад был открыт в 1918г, для детей рабочих миусского
трамвайного депо, а затем и при фабриках «Трехгорная мануфактура», «Большевик»,
заводе «Динамо».
К 1920г в Москве насчитывалось уже 266 д/с.
В настоящее время в городе существуют как государственные
муниципальные, так и частные детские сады.
Общеобразовательная школа.
Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, в 20-х годах расширилась
сеть общеобразовательных школ. К 1930 году в Москве было осуществлено всеобщее
обязательное начальное обучение детей и начало вводится всеобщее обязательное
семилетнее образование. В связи с нехваткой школьных зданий занятия проходили в
три смены, но уже к 40-му году в Москве было построено дополнительно 379 школ и
это дало возможность ликвидировать трехсменность занятий. Во время войны в
зданиях многих школ размещались госпитали для раненых, а большинство школьников
было эвакуировано в глубь страны. После 43 года началось возвращение школ из
эвакуации и возобновление занятий.
К 1959 году было в основном осуществлено обязательное 8-ми летнее
обучение.
Профессионально-техническое образование.
В 20-40 годах основным типом профессионально-технической школы была
школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой наряду с
профессиональной подготовкой давалась и общеобразовательная. В 40-м году были
созданы Государственные трудовые резервы СССР, которые объединяли в себе 80
ремесленных училищ и 45 школ фабрично-заводского обучения, которые с 59 года
были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).
Среднее специальное образование.
С 20 года на базе семилетней школы был создан новый тип средней
профессиональной школы – техникумы, где стали готовить специалистов средней
квалификации для всех отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и
просвещения, а с 37 года техникумы непроизводственных профилей стали называться
училищами. Это медицинские, педагогические, музыкальные, военные,
художественные училища и в том числе Московское фармацевтическое уч-ще.
Высшее образование.
После революции появилась возможность получить высшее образование
широким слоям населения. Для подготовки к обучению в Вузах создавались рабочие
факультеты (Рабфаки). Первые рабфаки начали действовать в 1919 году в Москве
при институте народного хозяйства и Московском Государственном Университете.
В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ, Ветеринарный
институт, Горная академия, Инженерно-строительный институт, Текстильный
институт, Химико-технологический и др. В 1923гю при ряде вузов открывается
аспирантура.
В довоенные годы в Москве создаются новые институты и академии, в
которых готовился руководящий состав для различных отраслей народного
хозяйства.
В Московских Вузах студенты обучались на дневных, вечерних и заочных
отделениях. Во время войны большинство Московских Вузов работало в эвакуации,
продолжая подготовку специалистов.
В 60-70 годы в столице открываются Вузы по новым направлениям науки и
техники: Электронной Техники, Электронного машиностроения, Электроники и
Автоматики и др. В настоящее время наряду с государственными высшими учебными
заведениями в Москве существует большое число высших учебных заведений других
форм собственности, в т.ч. и коммерческие.
Москва в наши дни продолжает оставаться крупнейшим в стране центром
высшего образования.