Складывание радиально-кольцевой планировки Москвы
Реферат по
москвоведению
по теме
"Складывание
радиально-кольцевой планировки Москвы"
ученика 9 "Д" класса школы
№1061
Деменкова Ильи.
Москва . 1997 г.
План :
1) Введение. Планировка Москвы .
2) История складывания рад.-кол. планировки
Москвы :
а) Экономико-географическое расположение
древней Москвы и Кремль ;
б) Китай-город ;
в) Белый город и Земляной город ;
г) Камер-Коллежский вал ;
д) Окружная железная дорога ;
е) МКАД ;
3) Особенности Москвы в связи с её
планировкой .
4) Проблемы и Перспективы .
Параграф №1
Введение.
рис.1
Данная планировка выгодна для
населённых пунктов ,
выполняющих
одновременно роли транспортно-промышленного узла и военно-тактического центра , каковыми являлись
большинство древнерусских городов , не исключая и Москвы , с той только разницей , что Москва выполняла
больше транспортную функцию , так как изначально располагалась на пересечении нескольких
торговых путей ,
а
позднее и сама стала крупным транспортным узлом .
Радиально-кольцевая система
планировки является синтезом радиальной , идеальной для транспортных узлов планировки (рис.2) и классической цепи
фортификационных сооружений (рис.3) .
рис.2
рис.3
К несомненным преимуществам
радиально-кольцевой планировки следует отнести её компактность , быстроту внутригородского
перемещения и неограниченные возможности роста во всех направлениях . Основным же недостатком
данной планировки является неизбежность транспортной перегрузки центральной
части города .
Наряду с Москвой классические
примеры радиально-кольцевой планировки представляют такие города , как Париж и Вена . Менее выражена она в
Берлине и Брюсселе
.
Нынешняя радиально-кольцевая
планировка сложилась в Москве далеко не сразу . О том , как развивалась структура Москвы на протяжении
веков , рассказано
во втором параграфе .
Параграф №2
История складывания
радиально-кольцевой
планировки
Москвы .
Предпосылки к складыванию
радиально-кольцевой структуры появились в Москве изначально , с момента основания
города . Причиной этому
послужило то ,
что
Москва была основана на пересечении нескольких торговых путей : Торжок-Тверь-Москва-Рязань
, Углич-Тверь-Москва-Курск
и др. Но в те времена
Москва ещё не была "круглой" , то есть не
обладала радиально--кольцевой планировкой : кремлёвские стены - от первых деревянных до
возведённых Иваном Калитой - имели вид треугольника , расположенного на мысе
между реками Москвой и Неглинной . У небольшого торгового городка , каким была тогда Москва
, нет ни
возможности ,
ни
необходимости преодолевать какие-либо препятствия на пути своего роста , тем более водные .
Но наступил момент , когда Москва увеличилась
настолько ,
что
для её роста перестали быть помехой сначала маленькая Неглинная , а затем и большая
Москва-река .
Две
новые линии городских укреплений , возведённые в конце XVI века , зафиксировали
постепенное округление границ города . Первая линия - стены Белого города - напоминала
сильно выгнутую подкову ,
концы
которой упирались в Москву-реку . Стена , шедшая вдоль реки , соединяла концы подковы
со стенами Кремля и Китай-города .В общем , Белый город представлял собой почти полное
кольцо .Когда сто
пятьдесят лет спустя его стены сломали , на освободившемся месте разбили широкие бульвары
.Все вместе они
составляют ,
то
что мы сейчас называем Бульварным кольцом .
А первое полностью замкнувшееся
кольцо вокруг города образовали стены Земляного города , "перешагнувшие" и Москву-реку , охватив Замоскворечье . Сейчас на месте стен
Земляного города пролегло знаменитое Садовое кольцо .
Следующее кольцо "городской ограды" -
Камер-Коллежский вал - сооружалось в середине XVIII века уже не в
оборонительных целях , а как
таможенная граница города - вал ограничивал территорию , на которой действовала
спиртная монополия откупщиков , приобретших право исключительной торговли спиртным в
пределах Москвы .
Это
"кольцо" длинной около
37 км было неправильной формы . Особенно далеко оно отступало от центра на северо-восток , где лежали важные и
многолюдные пригороды - Преображенское и Лефортово , а на северо-западе и
юго-западе подходило близко к центру , как будто было "вдавлено" .
Камер-Коллежский вал фактически
стал границей города ,
но
царское правительство ещё долго не признавало этого . Например , в 1806 году было
объявлено ,
что
московская городская полиция может распоряжаться внутри всего Камер-Коллежского
вала , но при этом
официальной границей города по-прежнему считалось Садовое кольцо .Московская дума много
раз обращалась к правительству с просьбой установить соответствующую истинным
размерам города границу ,
но
всякий раз получала отказ . Возможность установить новые границы города появилась лишь в
1917 году .
К этому времени вокруг Москвы возникло
ещё одно кольцо - Окружная железная дорога . Она не предназначалась для городского движения и
весьма слабо соответветстовала реальным границам города , но , тем не менее она была
признана официальной границей Москвы . Окружная дорога стала своего рода чертой , подытожившей рост города
за семь с половиной веков - до самой Октябрьской революции.
Но уже через полгода Думу заменил
Московский совет ,
и
он границах города надолго забыли .
Вспомнили об этом вопросе только
в конце 20-х - начале 30-х годов .
И вот , в 1935 году был разработан грандиозный
Генеральный План развития и реконструкции Москвы . Подобные Планы создавались и позже - в
1971 году , например - но
они являлись скорее продолжением мыслей , изложенных в Генеральном Плане 1935 года . План должен был выявить
перспективные направления развития столицы и предотвратить стихийную , неорганизованную
застройку .
Он
предлагал
"сохранение
исторически сложившейся планировки города и одновременное введение в неё новых
элементов"
-
таких , как длинные
прямые проспекты (преимущественно в южной части столицы) и крупные зелёные
массивы . В соответствии с
Планом вдоль границ Кремля и Китай-города было проложено Центральное полукольцо
, состоящее из
цепочки площадей ,
соединённых
широкими проспектами .
На
всём протяжении расширили и благоустроили Садовое кольцо , в местах пересечений с
радиальными магистралями соорудили транспортные развязки . Были начаты работы по сооружению
колец - Третьего и Паркового . Полной реализации Плана помешала война , но отдельные участки
колец удалось соорудить .Позднее , в Генеральном плане 1971
года идея разгрузки Центра от транспортных потоков получила дальнейшее развитие
. Казалось , исправление векового
недостатка планировочной схемы Москвы не за горами , но этого не произошло . Прокладка новых улиц
среди сложившейся застройки , сооружение многочисленных транспортных развязок - тоннелей , эстакад , мостов оказалось делом
долгим и дорогим .Кроме того , осуществление работ
натолкнулось на упорное сопротивление "ревнителей старины" , отрицавших
всякую возможность реконструкции старых московских улиц .
Правда , всё-таки одно новое
кольцо Москва получила .Им стала
Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) , сооружённая в конце 50-x годов как скоростная
магистраль ,
все
пресечения которой были устроены на разных уровнях . Изначально это
109-километровое кольцо предназначалось для лишь для пропуска в обход города
транзитного автотранспорта , но к сегодняшнему дню сильно возросла его роль для внутригородского
движения .
Москва уже достаточно давно вышла за
пределы МКАД ,
но
она выполняла роль административной границы Москвы целую четверть века .
Параграф
№3
Особенности
Москвы в связи с её планировкой .
"Кольца" вокруг Москвы в разные времена
возводились с разными целями : сооружённые до Камер-Коллежского вала являлись
фортификационными сооружениями , после - попытками разгрузить от транспорта Центр . Вообще , вопрос транспортной
перегруженности центральной части города в городах радиально-кольцевой
планировки стоит очень остро . Например , центр Парижа ежедневно в час "пик" выдерживает
поток в 15 000 автомобилей . В Москве ситуация едва ли не хуже .
Но есть у Москвы и приятные
особенности :
так
, радиально-кольцевая
планировка способствовала архитектурному разнообразию столицы . Московский столичный
регион - один из популярнейших рекреационных районов мира , и этом он обязан не
каким-то отдельным достопримечательностям , а планировке Москвы .
Москва быстро перешагнула
единственные преграды на своём пути - реки Неглинную и Москву , поэтому в ней наиболее
полно проявились преимущества радиально-кольцевой планировки - по городу можно
быстро передвигаться ,
что
особенно заметно при использовании метрополитена . Кстати , Московский метрополитен в своём роде
уникален , его схема
практически единственная ,
имеющая
так сильно выраженную радиально-кольцевую структуру .
В общем , основной особенностью
Москвы является то ,
что в ней наиболее сильно выразились
черты радиально-кольцевой планировки .
Проблемы
и Перспективы .
Основная проблема Москвы
- транспортная перегруженность Центра - сейчас уже близка к разрешению. Московская кольцевая
автодорога расширяется ,
и
всё больше московских автомобилистов предпочитают её внутригородским
магистралям .
Но проблем никогда не будет
слишком мало . Москва растёт и
скоро - через десяток - другой лет - встанет необходимость сооружения нового
кольца вокруг города .
Однако
этому не предаётся достаточного значения : самые новые московские территории , так называемые "выбросы" за пределы МКАД
возникают и растут почти стихийно , нарастая по тем направлениям , по которым Москва уже "растянута" - в северной и
южной частях столицы ; в них не
просматривается никакого намёка на радиально-кольцевую планировку . О следующей кольцевой
магистрали надо думать уже сейчас и соответствующе развивать "выбросы" .
С ростом Москвы и , соответственно , усложнением передвижения
внутри города должна будет возрасти роль метрополитена .И наступит момент , когда одной Кольцевой линии
метрополитена , примерно
соответствующей Садовому кольцу , станет недостаточно . Здесь наблюдается та же
ситуация , что и с "выбросами" - о новом кольце
пока не задумываются и строят "ветви" метрополитена без учёта того , что скоро - лет через
50-60 - оно станет необходимым .
В целом , после решения проблемы
транспортной перегруженности Центра основным вопросом развития столицы
Российской Федерации ,
города
Москвы станет планировка новых городских территорий .
Список
использованной литературы .
1) Москва . Энциклопедия . 1980 год .
"Советская
энциклопедия "
, 1980
г.
2) "Москва . Человек-Город-Природа . Экспериментальное
учебное пособие для старших классов .
Рогачёв А.В. "Дрофа" , 1994 г.