Тевтонский Орден
Зміст
1. Тевтонський
орден в загальному огляді_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ * 1
2.
Стисле пояснення термінів, використаних у рефераті:_ _ _ _ _ _ _ *3
а) Духовно-рицарські ордена (стисло);
б) Фрідріх ІІ;
в) Хто такі ятвяги;
г) Меченосці ;
д) Вальдемар ІV.
3.
Грюнвальдська
битва_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ *4
4.
Хрестові походи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ * 6
5.
Духовно-рицарські ордена в огляді_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ *10
6.
Список використаної літератури_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ *11
7.
З питань відгуку на виконану роботу_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ *12
1
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (Немецкий орден) (лат. Ordo
domus Sanctae Mariae Teutonicorum, нем. Deutscher
Orden), немецкий духовно-рыцарский орден, основавший в 13 в.
военно-теократическое государство в Восточной Прибалтике. В 1190 (при осаде
Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека основали госпиталь
для немецких крестоносцев, который в 1198 был преобразован в рыцарский орден.
Главной задачей ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение
христианства.
Отличительный знак рыцарей Тевтонского ордена:
Черный крест на белом плаще. При четвертом магистре
Германе фон Зальца (ум. 1239), приближенном императора Фридриха II, Тевтонский
орден получил те же привилегии, что и другие рыцарские ордена. В 1211-25 рыцари
Тевтонского ордена попытались закрепиться в Трансильвании (королевство
Венгрия), но были изгнаны королем Эндре II. В 1226 польский герцог Конрад
Мазовецкий пригласил их в Хелминскую (Кульмскую) землю для борьбы с
язычниками-пруссами. Покорение пруссов и ятвягов, начатое в 1233, завершилось в
1283; два больших восстания прусских племен (1242-49 и 1260-74) были жестоко
подавлены. В 1237 к Тевтонскому ордену присоединились остатки Ордена
меченосцев, потерпевшего незадолго до этого поражения от русских и литовцев. В
результате этого объединения образовалось отделение Тевтонского ордена в
Лифляндии и Курляндии — Ливонский орден. После подчинения Пруссии начались
регулярные походы против языческой Литвы. В 1308-1309 Тевтонский орден захватил
у Польши Восточное Поморье с Гданьском. В 1346 датский король Вальдемар IV
уступил ордену Эстляндию. В 1380-98 орден подчинил Жемайтию (Жмудь), объединив
таким образом свои владения в Пруссии и Ливонии, в 1398 захватил остров
Готланд, в 1402 приобрел Новую марку.
Орден состоял из
полноправных братьев-рыцарей, приносивших три монашеских обета (целомудрия,
бедности и послушания), братьев-священников и полубратьев. Во главе ордена
стоял пожизненно избираемый великий магистр, обладавший правами имперского
князя. При нем существовал совет из пяти высших сановников. Орден располагал
1
обширными владениями на территории Германии, во главе его
территориальных отделений стояли ландмейстеры (ливонский, германский).
Резиденция великого магистра до 1291 находилась в Акре, после падения последних
владений крестоносцев на Ближнем Востоке перенесена в Венецию, в 1309 — в
Мариенбург (современный польский Мальборк).
При завоевании Пруссии и в походах против литовцев помощь
ордену оказывало светское рыцарство (из Германии и других стран). На
завоеванные земли прибывали немецкие колонисты. Уцелевшее прусское население к
17 в. было полностью ассимилировано. Прусские и ливонские города (Гданьск,
Эльблонг, Торунь, Кенигсберг, Ревель, Рига и др.) являлись членами Ганзы.
Тевтонский орден получал большие доходы от торговли и таможенных сборов (в
руках рыцарей оказались устья Вислы, Немана и Западной Двины).
Угроза со стороны Тевтонского ордена привела к установлению
династического союза между Польшей и Литвой (Кревская уния 1385). В «Великой
войне» 1409-11 Тевтонский орден потерпел при Грюнвальде (cм. Грюнвальдская
битва) поражение от объединенных сил Польши и Литовского княжества. По
Торуньскому миру 1411 он, отказавшись от Жемайтии и польской Добжиньской земли,
выплатил контрибуцию.
Экономическая политика Тевтонского ордена и ограничение им
прав сословий вызывали недовольство среди горожан и светского рыцарства. В 1440
возник Прусский союз, поднявший в 1454 восстание против Тевтонского ордена и
обратившийся за помощью к польскому королю Казимиру IV. Потерпев поражение в
Тринадцатилетней войне 1454-66, Тевтонский орден лишился Гданьского Поморья,
Торуня, Мариенбурга, Эльблонга, епископства Вармии и стал вассалом Польского
королевства. Резиденция великого магистра была перенесена в Кенигсберг.
Ливонский орден фактически стал самостоятельным. В 1525 магистр Альбрехт
Бранденбургский, перейдя в протестантизм, по совету Мартина Лютера
секуляризовал земли Тевтонского ордена в Пруссии, превратив их в светское
герцогство. Ландмейстер владений Тевтонского ордена в Германии был возведен
императором Карлом V в сан великого магистра.
Немецкие земли Тевтонского ордена были секуляризованы в
начале 19 в., а сам орден распущен декретом Наполеона в 1809. Востановлен
австрийским императором Францем I в 1834. В настоящее время члены Тевтонского
ордена занимаются главным образом благотворительной
деятельностью и исследованиями в области истории ордена. Резиденция великого
магистра находится недалеко от Вены.
2
2Стисле пояснення термінів:
А) Духовно-рыцарские
ордена
В XI
- XIII вв. католическая церковь выступила организатором духовно-рыцарских
орденов и крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от
мусульман Палестины и "гроба господня", который, по преданию,
находился в Иерусалиме.
Б) ФРИДРИХ
II Штауфен (Friedric II Staufen) (1194-1250), германский король
с 1212, император «Священной Римской империи» с 1220, король Сицилии с 1197.
Превратил сицилийское королевство в централизованное государство. Боролся с
папством и северо-итальянскими городами.
В) ЯТВЯГИ, древнее литовское племя между
реками Неман и Нарев. В 13 в. вошло в состав Великого княжества Литовского.
Г) МЕЧЕНОСЦЫ, члены духовно-рыцарского
ордена, основанного в 1202 епископом Ливонии Альбертом I
для колонизации и христианизации Прибалтики. В отличие от крупных
духовно-рыцарских орденов сохранял номинальную зависимость от епископа. После
разгрома ливами в 1236 присоединен к Тевтонскому
ордену. Символ: красные меч и крест.
Д) ВАЛЬДЕМАР
IV Аттердаг (Atterdag) (ок. 1320-75), король Дании с 1340.
Восстановил королевскую власть над большей частью страны. В войне с Ганзой
1367-70 потерпел поражение.
Е) ТЕВТОНЫ, германские племена. Во 2 в. до н.
э. вместе с кимврами вторглись в римские владения, в 102 до н. э. разбиты
римским полководцем Г. Марием. Позднее тевтонами иногда называли германцев
вообще.
3
3 Грюнвальдська
битва
ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА 15.7.1410, окружение и разгром войск
немецкого Тевтонского ордена польско-литовско-русской армией под командованием
польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) около деревень Грюнвальд и Танненберг.
Грюнвальдская битва положила предел продвижению Тевтонского ордена на восток.
ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА, сражение между войсками Тевтонского
ордена и польско-литовской коалиции в «Великой войне»
15 июля 1410.
«Великая война» 1409-11 возникла из-за стремления Литвы
вернуть находившиеся под властью Тевтонского ордена литовские земли (Жемайтию);
Польша выступала союзником Литвы в этом конфликте.
3 июля 1410 соединенные польско-литовские войска под
командованием польского короля Владислава II Ягайло (Ягеллона) двинулись к
границе владений Тевтонского ордена, навстречу им из столицы орденских владений
Мариенбурга (современный Мальборк) вышла армия под командованием великого
магистра ордена Ульриха фон Юнингена. Среди тевтонцев, кроме собственно членов
ордена и их вассалов, были рыцари из Германии, Франции и Англии; польское
войско включало полки, составленные из чехов, влахов, украинцев и белорусов; в
литовской армии, которой командовал великий князь Литовский Витовт (Витаутас),
двоюродный брат Ягайло, находились два смоленских полка под
командованием князя Смоленского Семена Лингвена Ольгердовича;
на стороне союзников выступала также татарская конница.
15 июля противники сошлись на равнине в треугольнике между
городом Грюнвальд, Таннеберг (ныне Стембарк) и Людвигсдорф (ныне Людвигово).
Войска ордена выстроились фронтом в 2 км
4
между Грюнвальдом и Таннебергом (в западной историографии
сражение обычно называют битвой при Таннеберге) в две линии. Правое крыло
первой линии возглавлял Лихтенштейн, левое Валленрод, вторую линию сам великий
магистр. Союзники выстроились в три линии на протяжении 2,5 км между Грюнвальдом
и Людвигсдорфом. На левом крыле находились поляки (совместно с чехами,
украинцами и др.) под командованием коронного маршала Польши Збигнева из Бжезя,
третья линия во главе с самим Владиславом, на правом литовские (и смоленские)
войска под руководством Витовта, на крайнем правом фланге татарская конница.
Сражение началось с залпа орденской артиллерии, не причинившей
вреда союзникам. Затем в атаку пошла татарская конница, за ней первая линия
войск Витовта. Атака была отбита, в бой пошли вторая и третья линия литовцев,
но Валленрод двинулся в контратаку, литовцы побежали. Одновременно поляки пошли
на Лихтенштейна и прорвали его фронт. Валленрод, преследовавший литовцев,
вернулся, пытался потеснить силы Збигнева из Бжезя, но был отбит. В бой вступила
вторая линия орденских войск под командованием Ульриха фон Юнингена, но на
помощь Збигневу двинулась третья линия поляков под командованием Ягайло, а
вернувшиеся на поле боя отряды Витовта довершили разгром сил ордена. Великий
магистр и с ним 205 рыцарей ордена пали в бою.
Завершивший Великую войну Торуньский мир 1 февраля 1411 не был
особенно тяжел для ордена: тот терял Жемайтию в пользу Литвы, Добжиньскую землю
в пользу Польши и выплачивал контрибуцию.
5
4
Хрестові
походи
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, походы (1096-1270) на
Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные западно-европейскими
феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «неверных»
(мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины). 1-й
Крестовый поход (1096-99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков
Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147-49, повод
взятие в 1144 сельджуками Эдессы) и 3-й (1189-92, вызван завоеванием в 1187
Иерусалима Салах-ад-дином)
были безрезультатны. 4-й Крестовый поход (1202-04), организованный по
инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен (главным образом
усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой
после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя
(1204-61). Последние походы 5-й (1217-21), 6-й (1228-29), 7-й (1248-54), 8-й
(1270) существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291)
крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.
Крестовыми
походами часто называют походы немецких феодалов в 12-13 вв. против славян и
других народов Прибалтики, а также Альбигойские
войны.
КРЕСТОВЫЕ
ПОХОДЫ (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на
Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса
Христа Иерусалима и Гроба Господня.
Предпосылками
крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение
взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если
велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками
Сирии и Палестины и угроза захвата Византии;
тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.
26
ноября 1095 папа Урбан II
призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать
захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на
одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в
Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство
в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на
время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под
защитой церкви. В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода
(1096-1101) т. н. поход бедноты.
Толпы
крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством
случайных вожаков, а то и вовсе без них,
6
двинулись
на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины
Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их
глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из
50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они
погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096.
Осенью
1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его
были Готфрид
Бульонский, Раймунд
Тулузский и др. К концу 1096 началу 1097 они собрались в Константинополе,
весной 1097 переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками
начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам. Далее путь
крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 была взята Эдесса, в
ночь на 3 июня Антиохия, год спустя, 7 июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15
июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и
прелатов было учреждено Иерусалимское
королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское
и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский,
получивший титул «защитник Гроба Господня» (его преемники носили титул
королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы
(историки называют это «арьергардным походом»); границы Иерусалимского
королевства установились лишь к 1124. Выходцев из Западной Европы, постоянно
живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские
ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах
Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.
После
того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявлен Второй
крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII
и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.
В
1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин,
который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4
июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было
разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город
сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцев осталось несколько
крепостей и два города Тир и Триполи.
29
октября 1187 был объявлен Третий крестовый поход (1189-1192). Поход возглавлял
император Священной Римской империи Фридрих I
Барбаросса, короли Франции Филипп II Август
и Англии Ричард
I Львиное Сердце.
7
Немецкое
ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но
10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное
этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 крестоносцы начали осаду Акры
города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191, но еще до
этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард
предпринял несколько безуспешных наступлений, в т. ч. два на Иерусалим,
заключил 2 сентября 1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад
Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман,
столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.
В
1198 был объявлен новый, Четвертый крестовый поход, состоявшийся много позднее
(1202-1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала
Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для
морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом,
запросила в уплату помощь в завоевании христианского (!) г. Задар на
Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила
крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом
вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения
православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204
Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии
территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя.
В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными
европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции Генуи снова заняли
Константинополь.
Ввиду
неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том,
что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но
безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться
толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый
поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов). Церковь
и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с
подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе
от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав
переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.
Пятый
крестовый поход (1217-1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев
там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесли
военные действия в Египет. 27
мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта (Думьят) в дельте Нила; египетский
султан пообещал им за снятие осады Иерусалим,
8
но
крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219, попытались
развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа
1221 был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали
Дамиетту и уходили из Египта.
Шестой
крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих II
Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от
церкви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил
союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех его врагов,
мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил
18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением, возвращение
Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем.
Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в
1224 египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню
христианского населения.
Седьмой
крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX
Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы
вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в
плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в
200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно
дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254.
В
1270 тот же Людовик предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Целью его
был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья.
Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно
отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскоре после
состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула
эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в
одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля. Дела в Палестине
шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра
последний оплот крестоносцев в Палестине. И до, и после этого церковь
неоднократно провозглашала крестовые походы против язычников (поход против
полабских славян в 1147), еретиков (см. Альбигойские
войны, Гуситы)
и против турок в 14-16 вв., но они не включаются в общее число крестовых
походов. Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают,
что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию
мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все
это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся
лишь феноменом бессмысленного фанатизма.
9
5
Духовно-рицарські
ордена
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ
ОРДЕНА, военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, возникшие в
12 в. в эпоху крестовых
походов с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в
Палестине. Позднее сосредоточились на ведении «святой войны» за Гроб Господень,
борьбе с «неверными» в Испании и Прибалтике, подавлении еретических движений.
Идеологом «воинства Христова» (лат. militia Christi) выступил св. Бернард
Клервоский: «Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за
Бога!» В отличие от просто монашества, которое еще в уставе св. Бенедикта
Нурсийского именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом
духовным, рыцари к последнему присоединили и меч материальный. Значение «нового
воинства» св. Бернард видел также в нравственном перерождении рыцарства.
Кроме
монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских
орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру.
Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров,
возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе,
причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в
конце 13 в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной
коммерческой деятельности. Наряду с крупными палестинскими орденами в 12 в.
возникли и два небольших ордена св. Лазаря и Монтжойе (вошел в состав
тамплиеров). Существовали также национальные ордена, как, например,
первоначально палестинский Тевтонский
орден или ордена в Испании (Алькантары,
Калатравы,
Сантьяго)
и Португалии (Ависский
орден), образовавшиеся в середине 12 в. в ходе Реконкисты.
Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из
подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти.
Национальные ордена были в большей степени связаны с местными государями, а
орден меченосцев
и с епископом.
Владения
орденов были объединены в провинции и округа комтурии во главе с комтурами и капитулами.
Каждый орден возглавлял великий магистр, у
иоаннитов, тамплиеров и тевтонов его резиденция находилась в 12-13 вв. в Святой
Земле. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль.
Обширные владения и многочисленные привилегии позволили иоаннитам и тевтонам
создать собственные орденские государства.
10
6
Список
використанної літератури
Cowdrey H. E. Popes, monks and
crusaders. London,
1984.
Die geistlichen
Ritterorden Europas. Sigmaringen,
1980.
Runciman S. A. History of the
Crusades. London,
1987. V. 1-3.
Heveker K. Die Schlacht
bei Tanneberg. Berlin, 1906.
Ewald
A.L. Die Eroberung Preussens durch die Deutschen. 1872-1884. Bd.1-3.
Tumler
M. Der Deutsche Orden im Werden, Wachsen und Winken bis 1400… Wien, 1955.
Boockmann
H. Der Deutsche Orden. Muenchen, 1981.
Scriptores
rerum Prussicarum. Leipzig, 1861-1874. Bd.1-5.
Regesta
historico-diplomatica ordinis S. Mariae Teutonicorum
Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. M., 1980.
Длугош Я. Грюнвальдская
битва. М.; Л., 1962.
За допомогою мережі Internet та
сайту #"1.files/image001.gif">Відгук
З питань
відгуку на виконану роботу Ви можете звернутися за моїми адресами в мережі Internet:
herrlichanna@ukr.net або flake_girl@mail.ru
Відповім
на Ваші листи.
З повагою
до Вас Anna Prussova.
12