Краткая биография Жана Жака Руссо
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать умерла
через 9 дней после его рождения. Жан Жак с самых ранних лет был окружен добрыми
и любящими его тетками.
Впечатлительный,
мягкий и добрый мальчик в годы своего детства много читал.
Жан Жак рано начал
самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые
различные профессии : был писцом у нотариуса, учился у гравёра, служил лакеем.
Затем, не находя соответствующего применения своим способностям, стал на путь
бездомных скитаний.
Шестнадцатилетний
Жан Жак в городе Аннеси познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой
де Варанс, которая «жила милостями сардинского короля» и занималась вербовкой
молодых людей в католичество.
Госпожа де Варанс отправила Жана Жака в Турин,
в приют для новобранцев, где он был наставлен и принят в лоно католической
церкви.
Спустя 4 месяца Руссо оставил
Турин и с двадцатью франками в кармане отправился искать работу. Найти такой
труд, который был бы приятен и легок, ему не удалось. Его по-прежнему тянуло к
странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с госпожой
де Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Госпожа де Варанс простила Руссо
безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал
его пристанищем.
Разошелся с де Варанс осенью 1741
года и переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот,
уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его
связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного
общения с передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво,
Фонтенелем и другими.
Наиболее теплые дружеские
отношения завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как и Руссо
увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к свободе. Но мировоззрение
у них было разное. Обе эти сложные натуры в течение пятнадцати лет так или
иначе сохраняли довольно тесные дружеские отношения. Но в конце 60-х годов на
почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт,
приведший к их разрыву.
В Париже Руссо сошелся с молодой
белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым
нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее,
обучить грамоте, однако все усилия его в этом направлении оставались
бесплодными.
Французские просветители, в
особенности философы-материалисты XVIII века, вели борьбу
против идеологической и политической реакции своей эпохи. Большинство из них
сотрудничало в многотомной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и
ремесел», редакторами которой были Д”Аламбер и Дидро.
Некоторое время Руссо был
незаметным сотрудником «Энциклопедии», однако, в 1750 году, когда Дижонская
академия объявила конкурс сочинений на тему «Способствовало ли возрождение наук
и искусств улучшению нравов?» Руссо представил жюри великолепный трактат, в
котором читателю сообщалось, что наука и искусство только «обвивают гирляндами
цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство
свободы, при которой они, казалось бы рождены, заставляют их любить свое
рабство и создают так называемые цивилизованные народы».
Тем самым Руссо дал начало новому
направлению общественной мысли – эгалитаризму.
В 1763 году был опубликован знаменитый
роман Руссо «Эмиль или О воспитании».Здесь Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная
обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или
бедный, сильный или слабый – есть плут».
Большой популярностью у
современников пользовался и другой роман Руссо «Юлия или Новая Элоиза»,
написанный им в 1761-1763 годах. Этот роман в письмах повествует о любви
аристократки Жюли д”Этанж и ее домашнего учителя Сен-Пре. Руссо на протяжении
всего этого произведения подчеркивает социальное неравенство влюбленных.
Кроме того, Руссо писал статьи для
«Энциклопедии». Интересна его статья «О политической экономии». Он осветил в
ней социально-экономические проблемы, в частности имущественные отношения, государственное
управление, общественное воспитание.
Он выступает за частную
собственность, требуя более равномерного ее распределения. Руссо отрицает
крайности, богатство и бедность. Мелкая частная собственность, основанная на
личном труде, согласно его учению, является опорой справедливого порядка.
Литературные успехи, однако, не
приносили Руссо ни обеспеченности, ни душевного спокойствия. После выхода в
свет романа «Эмиль или О воспитании» и политического трактата «Об общественном
договоре» (в котором Руссо высказывался против абсолютизма и развил демократическую
теорию общественного договора) парижский парламент стал метать громы и молнии
против автора «зловредных» произведений.
Королевский суд приговорил
«Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление об
аресте Руссо. Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию.
Но здесь, как и в Париже, его
ожидали преследования. Женевское правительство также осудило «Эмиля» и
«Общественный договор» и запретило автору появляться в пределах Женевского
округа.
Руссо, ища пристанища, в
сопровождении Терезы отправился в город Страсбург. Однако и тут он не мог
оставаться долго. Тогда Руссо уговорили поехать в Англию, куда пригласил его философ
Юм. Руссо и Тереза поселились в деревушке Вуттон. Но даже здесь, в глухом
уединении, Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм вслед за его бывшими
французскими друзьями отвернулся от него.
Очутившись снова на Французской
земле, Руссо и тут не мог дышать свободно. Он вынужден был скрываться под
именем гражданина Рену.
В 1770 году, когда французское
правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало
воздерживаться от политических репрессий и Руссо, к своему удовольствию, мог
свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.
2 июля 1778 года, вернувшись домой
после продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и
прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза
помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался.
Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для
ошеломительной сенсации: быстро распространился слух, что Жан Жак Жак Руссо
покончил жизнь самоубийством.
Через 16 лет, 11 октября 1794
года, прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом
Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском
озере памятник своему великому соотечественнику.
Литература:
1.Всемирная
история: Эпоха просвещения/
А.Н.Бадак,
И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – М.: АСТ;Минск:
Харвест,2001
– Т.15
2.Дворцов
А.Т. Жан Жак Руссо. – М.: Наука, 1980