Дети и музыка
ДЕТИ И МУЗЫКА
Красота
музыки имеет своим источником красоту
окружающего
мира.
В.А.Сухомлинский
Музыка для ребенка-мир
радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать
у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную
отзывчивость.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В
ПРОЦЕССЕ
СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.
В процессе
слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями
разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства.
Во время
слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки,
которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это
способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к
детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны
определить, кто находится в мешочке.
Такая игровая
форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.
«Тихие-громкие
звоночки»-направление на развитие динамического восприятия.
Например: при
разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для
закрепления провести игру «Что делаю дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш».
Постепенно
благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В
ПРОЦЕССЕ
ПЕНИЯ.
Развитие певческих навыков является
одной из задач музыкального воспитания в детском саду.
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам
научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Свои занятия с самыми маленькими я всегда стараюсь строить в виде игры,
маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю
стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем
зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане,
бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в
догонялки, прятки. Эта структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой,
матрешкой.
Для закрепления знакомых песен, использую игру «Волшебный волчок»,
которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по
вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано.
Попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, можно использовать для закрепления
знаний о звуках на разной высоте и в качестве музыкально-дидактической игры.
1)Раздаются детям карточки с изображением красного низкого бубенчика, желтого
среднего бубенчика, зеленого высокого. Когда на каком-либо инструменте звучит
низкий звук, дети поднимают карточку с изображением красного бубенчика. Или
можно так, музыкальный руководитель показывает бубенчик, дети должны пропеть
звук соответствующий бубенчику.
В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки разные по
высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке,
птичке.
Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям
песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут
прохлопать ритмический рисунок.
Для развития ритмического чувства можно использовать различные
музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке.
Например: «Андрей воробей».
В начале используется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже
ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В
ПРОЦЕССЕ
РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.
Одним из видов
музыкальной деятельности является ритмические движения. На занятиях
значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в
соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой
музыки.
В процессе
систематических занятий по движению у ребят, развивается музыкально-слуховое
восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы
одновременно точно выполнять движения.
Детям младшего
возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет
желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью
которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.
Например: перед
занятием воспитатель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и
приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям
петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С
куклой детям интересней выполнять движения (в упр. «Гулять, отдыхать»
М.Красева) или плясать.
С первых занятий
необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами
выразительно двигаться под музыку.
Таким образом надо
активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь
могут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети
должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но
и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого
трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой
игре.
Интересные
игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового
музыкального произведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети
определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Арман говорит: «Это
музыка-танец, она веселая и танцевать ее надо легко и весело» и начал выполнять
поскоки. Игорь придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже
знакомый вид польки можно было увидеть в движениях других детей. Одни за другим
ребята включались в танец. Танцует вся группа.
Для детей
старшего возраста используем магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания
оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на
ребят.
Использование
грамзаписи в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно
импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов,
игр.
А это является
содержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая
мелодия», «Определи пляску».
Таким образом,
музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение
элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными
играми и творческими заданиями.
В своей работе по
развитию творчества я использую наглядный материал: картины, рисунки,
музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры.
Итак, в доступной
игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.
В игре дети
быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и
музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки.
Систематическое
применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим
заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным
материалом.