Музыкальная драматургия в рок музыке
Музыкальная
драматургия в рок музыке.
Музыкальная
драматургия, очевидно, подразумевает сложность и изысканность исполнения, «не
простоту» музыкальных фраз, ориентированность на классическую симфо-музыку и
школу игры, и театральность постановки выступления.
Рок-музыка,
зародившись в середине ХХ века, как жанр, естественно, стала развиваться в
разных направлениях. Одна часть исполнителей, Бон Джови, Стинг, Стиви Уандер и
др. тяготели к эстраде, группы типа Дорз, Битлз, Джетро Талл, Роллинг Стоунз –
к балладно-романсным музыкальным отношениям, собственно, рок-н-роллу как
таковому, как принято определять ядро данного жанра. Вообще, о музыкальной
драматургии в таких «живых» культурных явлениях, как рок-музыка, рэп,
панк-музыка можно говорить с достаточной степенью условности. Например,
рок-опера «Иисус Христос Супер Стар», с которой, собственно, и началась история
музыкальной рок драматургии, – театрализованное шоу с сотнями исполнителей,
гигантскими декорациями, огромными залами и тысячами зрителей, и она идет с
успехом вот уже тридцать лет. Взятый отдельно от визуального шоу, саундтрек к
этой рок опере – вполне рок-н-рольная музыка, которую можно поставить в один
ряд с произведениями таких групп, как Спейс, Кинг Кримпсон, Пинк Флойд. По
«симфоничности», понятой, как «сложность», - это не менее изысканные и
драматургичные произведения. А если лазерное шоу, сопровождавшее все
выступления вышеуказанных групп сравнить с театрализованными интерьерами рок
опер, то мы увидим поразительную близость того, что в театральной среде
называется «рок-опера», а в среде рок-н-ролльной – «симфо-рок».
Если
рассмотреть историю чисто рок опер, то мы увидим поэтапное движение двух видов
искусства друг к другу. Театралы, пытаясь «оброкенролить» свое театральное
действо, движутся к музыке. Музыканты - обогащают свои выступления на публике
театрализованными представлениями.
Поэтому,
«драматургичность», на наш взгляд, - это, с одной стороны, сложность,
«симфоничность» собственно музыкального произведения, с другой стороны – это
театрализованность исполнения.
Как выше уже указывалось, первой рок оперой
стала «Иисус Христос Супер-звезда». Америка 70-х буквально взорвалась
ошеломляющим успехом музыки и театрального шоу этой постановки. Через некоторое
время появился фильм с одноименным названием. Кинорежиссеры мира, как будто
почувствовали веяние времени, и начали выпускать музыкальные фильмы,
театральные режиссеры – ставить рок оперы. В России, которая, конечно, не могла
отставать от Америки ни в чем, почти одновременно появляются 2 постановки:
«Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» и «Юнона и Авось». Успех и той и другой –
впечатлял. В кино – «Собака на сене», «Труффальдино из Бергамо», «Д Артаньян и
три мушкетера».
Расцвет
движения хиппи, поклонявшихся музыке и цветам, фестиваль «Вудсток», триумфальное
шествие по миру «Битлз» - все это расцвет рок-н-ролла 70-х. Но это, так
сказать, ядро жанра. По обочинам – симфо-рок или рок оперы и эстрада. Отдельно,
примыкая к ним, стоят барды, панк-рок и хэви-металл. И там и там и там
присутствует драматургия, понятая как «театральность» и сложность музыки, и там
и там – страстное желание петь, «выпевать жизнь»... но все проходит. Кончилось
время цветов, хиппи выросли, стали бабушками и дедушками, а новое поколение
слушает новую музыку в более яркой ритмичной упаковке. Время рок опер проходит,
и седеющий Александр Грацкий вместе с Жан Мишель Жарром медленно перемещаются
по направлению к Свану.