Род человеческий на плахе
Род человеческий на плахе .
Человек – высшее творение природы . Существо , которое способно
осмыслить свою жизнь и законы бытия , созидать прекрасные творения и уничтожать
природу , соединяющее в себе две противоположные силы : добро и зло .
Несовершенный по своей природе человек подвержен сомнениям и коварству ,
обречён на вечный поиск истины , смысла жизни , идеала своего совершенства
.
Вопрос назначения человека на земле до сих пор остаётся неразрешён-
ным , обрастает с каждым годом новыми проблемами , связанными с развитием
цивилизации , и остаётся вечным и новым для каждого человека , сколько-нибудь
задумывающегося над соей жизнью .
Попытку разрешить этот вопрос
по-своему мы видим в романе Чингиза Айтматова «Плаха» . Автора волнуют насущные
проблемы его современности (советской эпохи строительства развитого социализма)
: утрата веры в человека, проблема уничтожения природы , распространение
пьянства , наркомании , потребительская психология членов советского общества .
И в то же время главной проблемой произведения остаётся борьба добра и зла
среди людей и внутри каждого , поиск истинного смысла существования человека .
Построение романа обусловлено
логикой художественного видения мира писателем : мир един , в нём всё взаимосвязано
– добро и зло , человек и природа , прошлое , настоящее и будущее . Поэтому в
нём переплетаются две сюжетные линии : жизнь Авдия Каллистратова и судьба
волчьего семейства . По сути своей - жизнь человеческого общества и природы . С одной стороны - человек подчиняет себе и
использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой
стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы
превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения
родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз
Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!
Человек в романе Айтматова лишь
бездумный пользователь природы , уничтожающий её . Уже в завязке Айтматов
очерчивает трагедию рода человеческого – уничтожение окружающей среды как
уничтожение самого рода человеческого . Картина безжалостного отстрела сайгаков
ради выполнения плана по мясозаготовке является предупреждением для нас :
уничтожая
природу , человек лишает
себя будущего ; зло , содеянное миру природы , как бумеранг возвращается к нему
самому .
Автор создаёт в своём произведении два
мира противоположных по своей сути : мир природы , представителями которого
являются волки, и мир людей . При чём волки оказываются добрее , чем люди . В
фольклоре волки традиционно являются символом кровожадности и жестокости . А в
романе , наоборот , автор обнаруживает в их поведении такие человеческие
качества , как преданность , заботливость , нежность , привязанность одного
существа к другому , потому что все эти качества обусловлены законами природы ,
изначально гармоничной субстанции . Эти два мира находятся в гармоничном
единении , которое нарушается только по вине человека . До тех пор , пока
естественные связи волчицы Акбары и мира природы не нарушены , она избегает
прямого столкновения с человеком . Лишь загнанная в тупик бессмысленной
жестокостью Базарбая , охваченная жаждой мести , она вступает в схватку со всем
родом человеческим , не разбирая , кто прав , кто виноват . Исход этого
противостояния предрешён : гибель самой Акбары и человека , похищенного ею сына
Бостона . Айтматов предупреждает нас своим романом , что пока в мире будут
властвовать базарбаи и кандаловы , мир человеческий и мир природы никогда не
придёт к гармоничному единению .
Спасителем ,
на мой взгляд , Айтматов видит человека , постоянно находящегося в поисках
истинного своего предназначения . Таким человеком в произведении является Авдий
Каллистратов . Кто он ? Смешной Дон Кихот , плохой психолог , наивный и скучный
проповедник или воплощение поиска истины , доброты , честности , истинной любви
и сострадания ?
По-моему ,
автор недаром вводит в свой роман на ряду с реальными действующими лицами образы
Христа и Понтия Пилата . Ведь появляется асоциация , что в современном мире
таким же спасителем человечества как Христос являются люди , подобные Авдию .
Для них смысл существования человека на земле заключается в
самосовершенствовании , следовании высоким гуманистическим идеалам добра , ради
которых можно пойти на смерть . Соразмеряя идеи Христа с современностью автор
наделяет своего «спасителя» не слепой верой , а поиском Бога во внешнем мире и
в себе в том числе . По мнению Каллистратова человек как высшее существо на
земле должен сам осознавать свои пороки , а не ждать наказания от Бога ,
указания того , что ему следует предпринять для собственного усовершенствования
и улучшения жизни вообще : «Ведь
благодаря силе разума человек властвует над собой, как Бог. Ведь что такое
искреннее осознание порока? По-моему, это осуждение зла в себе на уровне Бога.
Человек сам определяет себе новый взгляд на собственную сущность.»
В то же время и автор ,
и его герой да и мы с вами вполне осознаём противоречивость и не совершенность
человеческой натуры , поэтому жизнь главного героя-человека в романе
заканчивается так трагически . Писатель как бы спрашивает у нас : неужели
человек не может обойтись без войн , без крови , без погони за наживой и
властью . Неужели же прав Понтий Пилат , утверждающий , что «человека не научат
ни проповеди в храмах , ни голоса с неба»? Неужели человечество не найдёт в
себе силы остановиться на краю пропасти , в которой его погибель ? Неужели же
оно не сможет совладать со своими пороками , ведущими его на плаху
самоуничтожения ? Неужто прав Авдий , именующий Землю «каруселью кровавых драм»
, которой суждено кружить до скончания века ?
Самое страшное
, что Авдий одинок . В человеческом мире размыты границы между добром и злом ,
попраны идеалы гармонии и счастья , торжествует бездуховность . Свет
жестокости не принимает проповеди Каллистратова . Человечество не способно ещё
осознать истинной своей сущности и необходимости доброты в своей жизни . Правда
, не всё потеряно : ведь человечество способно создавать прекрасное , например
, музыку .
В которой оно
подсознательно выражает «ощущение трагичности своего
пребывания в круговороте жизни, когда все приходит и все уходит, вновь приходит
и вновь уходит» . Именно при помощи музыки человечество способно оставить
память о себе во Вселенной . Красота , и в том числе музыка ,– вот то что может
удержать человечество от самоуничтожения , от победы зла над добром .
Гибнут спасители рода человеческого от рук
самих людей , но остаётся надежда, что придёт просветление . Человек
остановится , оглянётся вокруг и поймёт , что его путь – это путь на плаху .
Тогда , я верю , восторжествует добро , человек поймёт , в чём истинность его
предназначения , ведь «превыше всего истина, а истина одна. Двух истин не
бывает.»