Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого 'Война и Мир'
Картины природы у Толстого, отмечает
В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота
природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его…
Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в
лирическом стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием
героя, фиксируя его моменты».
Великий писатель высоко
ценил облагораживающее влияние природы на человека.
Роман Л.Н. Толстого «Война
и мир» вспоминается яркостью эпизодов, отдельных картин, каждая из которых
много значит сама по себе. Охота и святки, первый бал Наташи, лунная ночь в
Отрадном и девочка на окне, встречи князя Андрея со старым дубом… Так
отдельными яркими эпизодами встаёт в нашей памяти эта книга. Все эпизоды служат
общей связи романа, вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему
автономны, завершены.
Жизнь, которую рисует
Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они
к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически
равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни и её
борьба.
Разочаровавшись в прежних
своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем,
смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых
проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему
остаётся.
Итак жизненный путь
определён? Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может
довольствоваться столь узким кругом. Недаром его «взгляд был потухший, мёртвый»
и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
Толстой не признавал жизни
застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил
постоянное развитие, движение вперёд, поэтому он и выделил на первый план силу
жизни.
Автор показывает, как
медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха
на этом пути возрождения – встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем
встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу
молодых мыслей и надежд», – всё это подготовило окончательное возвращение
Андрея к жизни. Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее
душевное состояние.
В общем плане романа этот
эпизод важен не только как определённая ступень к определённому итогу, он не
только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», - он
задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из
бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.
Дуб, который дважды
встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему
«смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением
безнадёжности, в другом – символом радостной веры в счастье.
При первой встрече дуб
представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом»,
который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать
весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и
чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он
видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые
болячки».
Герой находит в роще то,
что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться
обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».
«Да, он прав, тысячу раз
прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы
знаем жизнь – наша жизнь кончена!» Грустные, безнадёжные мысли теснились в это
время в голове князя Андрея.
Дуб – параллель к образу
Болконского. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних
идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади.
Второй раз – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его
намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к
большой гражданской деятельности.
Описание лунной ночи в
Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и
романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком
отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного – и
игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и
серебристо-освещённые с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где
листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом,
полная луна на светлом, почти беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё
чарует незабываемой прелестью.
Эта картина почти с зыбкой
игрой