Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко
Русская литература 18 столетия
развивалась и крепла, выражая и пафос невиданного до того грациозного
государственного строительства, и идеи общественного долга, и растущий интерес
к человеческой личности. Эти её особенности определили прогрессивный характер
изобразительного искусства той поры. Искусство 18 столетия было связано с
запросами привилегированных кругов дворянского общества, но лучшие его
произведения отражали передовые идеи эпохи.
В 18 веке одним из высоких достижений
русского искусства в портретном жанре явилось правдивое изображение
представителей господствующего класса и людей из народа. Это решительно
отличает творения русских мастеров от произведений многих иностранных
художников, приглашенных в Россию и выполнявших заказы императорского двора и
знати.
Почти все художники 18 века по своему
происхождению принадлежали к народным «низам». Их творческими усилиями созданы
ценности, являющиеся неотъемлемой частью художественной культуры человека.
Антон
Павлович Лосенко родился 10 августа 1737 года в украинском городе
Глухове и семье крестьянина-подрядчика Павла Яковлевича Лосева. В 1744 году
мальчика, обладающего хорошим музыкальным слухом, отдали в придворный певческий
хор. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику Ивану Аргунову. Он учился у
него, потом в Академии художеств. В двух заграничных командировках он хорошо
ознакомился с классическим и современным искусством, с памятниками античной
культуры. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко
создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к
изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги
Авраама). В произведениях конца 1760-х годов – «Зевс и Фетида», «Каин» -
отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции – особенности,
характеризующие стиль классицизма. Современники высоко ценили эти работы
Лосенко, подчеркивая их национальное значение.
С осени 1769 года Лосенко начинает
работать над картиной «Владимир и Рогнеда». Тему предложила художнику Академия,
предоставив возможность самому уточнить сюжет. Эта картина, в сущности, первое
произведение, посвященное отечественной истории. Картина "Владимир и
Рогнеда" положила начало разработке национальной исторической темы, к чему
призывали М.В.Ломоносов и
А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Кроме
того, была определена нравственная позиция трактовки исторических событий,
которая отвечала передовым взглядам русского общества, осуждавшего произвол и
насилие. Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет
Академии, "видя превосходный талант" автора, избрал его в академики и
удостоил профессорского звания.
В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский Владимир,
отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк,
разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял её в жены.
Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к
людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Образы
картины отличаются большой жизненной конкретностью: драматические переживания
Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным
любопытством воинов.
В картине Лосенко
запечатлен момент, когда Владимир сообщает Рогнеде о совершенных в Полоцке
злодеяниях и говорит, что она должна стать его женой. Однако у Лосенко образ
Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Это передано в
жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Художник
морализирует, стремясь доказать, что человечность возобладала в князе над
произволом.
Центральная роль в картине отведена, естественно, Владимиру и Рогнеде. Их
фигуры выделены светом, цветовыми пятнами. Художник подчеркивает переживания
героев выразительностью жестов и поз, особенно заметной в сравнении со
статуарностью женских фигур и тяжеловесностью воинов Владимира.
Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии
ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, -
произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы
общественно-политической жизни. Совет Академии, "видя превосходный
талант" автора, избрал его в академики и удостоил профессорского звания.
Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов,
прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником
прогрессивного направления в русском историческом жанре конца 18 века и дали
право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи».
Реферат по истории
Русские художники 18 века
Антон Павлович
Лосенко
Кисляковой
Ирины 7А.