Обучение персонала на предприятии
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
1.
РАЗРАБОТКА ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.. 2
2.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.. 5
2.1.
Определение структуры учебного материала. 5
2.2.
Определении объема логического материала. 5
2.3.
Разработка технологии обучения. 5
2.4.Система
контроля и оценки результатов обучения. 7
Заключение. 9
Список
литературы.. 10
Подготовка,
повышение квалификации, обучение работников в наши дни становится актуальной
задачей рыночной экономики. Обучение работников может осуществляться
непосредственно на фирме. Это могут быть переподготовка или переобучение, а
также обучение новым профессиям.
Рассмотрим
особенности обучения работников фирмы на конкретном примере. Охарактеризуем
нашу фирму. Инициатор проекта - фирма «Вектор». Фирма образована в июне 1995 г.
Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. К
настоящему времени внесено 50% уставного фонда. Учредители ООО: Зиновьев В.П. -
60% уставного капитала, Зиновьев П.И. - 30 % уставного капитала, Никорук И.Л. -
10%. Основные виды деятельности предприятия - инновационная и
торгово-закупочная. Проект направлен на достижение основной цели первого этапа
развития фирмы - увеличение капитала предприятия для его последующего
инвестирования в инновационные проекты.
Организационная
структура: директор, бухгалтер, начальники отделов, продавцы. Примерная
численность персонала - 30-32 человека.
Так как фирма
занимается торговой деятельностью, значит, ее сотрудникам необходимо обладать
коммуникативными навыками. Навыкам общения с клиентами следует уделить особое
внимание при составлении программ обучения для сотрудников фирмы.
К целям обучения
сотрудников предъявляются определенные требования. Рассмотрим их. Итак, первое
требование - диагностичность. Это значит, что результаты обучения легко
проверяются. Подробнее на проверке результатов мы остановимся в 4 части.
Также в обучении
важна соподчиненность: каждый раздел материала должен быть усвоен. Только тогда
возможен переход к следующему этапу. Например, уяснив понятие «этика»
обучающиеся переходят к понятию «профессиональная этика», определяют связь и
различие этих понятий.
Важной
отличительной чертой обучения работников на фирме является инструментальность.
Учебный процесс облегчает наличие под рукой соответствующих целям обучения
инструментов. Интересный курс предлагает фирма Тайм Менеджмент Интернешенел -
использование специального инструмента планирования времени тайм-менеджера.
Инструмент представляет собой особый вид блокнота с элементами календаря,
записной книжки и пр. За 1-2 дня сотрудники организации могут обучиться умело
планировать мероприятия, составлять эффективные расписания, освоить другие
вопросы организационного плана. Как показывает практика, использование
тайм-менеджера делает организацию более маневренной, способствует оздоровлению
делового климата в коллективе.
В процессе
обучения сотрудников вполне допустимо применять специфические методы. Они могут
быть выбраны в соответствии с целями обучения и индивидуальными особенностями
обучаемых. Это могут быть тренинги по маркетингу и управлению кадрами,
финансовому и гостиничному делу и др. В случае нашей конкретной фирмы таким
методом может быть составление сценариев, разрабатывающих ситуации общения
«продавец-покупатель», «менеджер-продавец», «менеджер-поставщик» и др.
Очень важно, что
рассматриваемое обучение предназначено для профессионалов, т.е. для
специалистов, ощущающих нехватку в знаниях. Следовательно, обучающийся ставит
перед собой задачу овладеть определенным предметом, а такого ученика, несомненно,
легко научить.
Система
педагогических целей имеет свою сложную структуру. 1.Уровень этой структуры
представлен интегральными целями, отражающими результат всего образовательного
процесса. В результате процесса обучения сотрудник получает необходимую для его
должности подготовку, или же овладевает новой профессией и повышается в
должности .
Также в системе
педагогических целей важное место занимает программная цель - обучение по
разным дисциплинам. В стандартный пакет дисциплин входит 5 предметов: деловой
иностранный язык, составление деловой и финансовой документации на иностранном
языке, компьютерные курсы для начинающих и профессионалов, курс международного
производства, курс машинописи. И, наконец, рабочая цель: конкретный
педагогический цикл завершен. Работник фирмы повысил квалификацию и может
применять свои знания непосредственно в работе.
Решающую роль в
педагогическом процессе играет разработка учебного материала. Материал делится
на логически завершенные самостоятельные части учебного материала: понятия,
факты, явления, процессы, закономерности. Работники нашей фирмы будут обучаться
по курсу «Этика делового общения» . Приведем несколько примеров. В курсе
изучаются: такие понятия, как «этика», «нравственность», «этикет», «общение» ,
различные варианты процесса общения - «общение без слов», «общение по
телефону», психологические закономерности поведения человека. Также в учебном
материале выделяются дедертические единицы, или определения (суждения). Приведем
пример из нашего курса: « речь - основное, но далеко не единственное средство
общения».
Продолжительность
курса обучения зависит от уровня подготовки сотрудников фирмы. При необходимости
используются краткосрочные ознакомительные программы - примерно 10 часов
учебного времени. Занятия по таким узким вопросам, как составление факса на
английском языке, как правило, занимают порядка 6 часов. Курс этики не
содержит сложного материала, требующего длительной проработки, поэтому мы
распланировали материал на 6 часов занятий.
Предмет обучения - этика делового общения.
Тема
|
часы
|
форма
|
методы
|
средства
|
профессиональная и управленческая
этика
|
1 час
|
устная и письменная
|
беседа, составление логических схем
базы знаний
|
учебный материал (учебник «Этика
делового общения»)
|
служебный этикет
|
1 час
|
устная
|
заполнение анкет, тесты
|
ПК, бланки анкет
|
как говорить по телефону
|
устная и письменная
|
составление сценариев
|
действия по сценарию
|
психология взаимоотношений
|
5 часов
|
устная и письменная
|
лекция психолога, беседа,
составление логических баз данных
|
учебный материал ( учебник «Этика
делового общения»)
|
2.4.Система контроля и оценки результатов обучения.
Контролю обучения
предъявляется ряд требований. Контроль должен быть объективным: следует
установить четкие критерии и параметры оценки. Например, можно составить тест
для проверки определенного раздела учебного материала и назначить определенное
количество баллов за правильный ответ. Затем баллы складываются, получается
некоторый результат, который можно сравнить с результатами других обучаемых.
Также контроль должен быть своевременным. В предложенном нами курсе «Этика
делового общения» контроль проводится в конце курса. В более длительных учебных
программах контроль должен вестись по равноценным по объему разделам. После
проведения контроля руководитель обучения анализирует, насколько усвоен
материал, суммирует свои впечатления и определяет наиболее частые ошибки. Затем
производится ликвидация пробелов в знаниях: проводятся дополнительные занятия
для всех, если большинство не усвоило какой-то раздел, или индивидуальные
консультации с отдельными обучаемыми по определенным вопросам, вызывающим у
них затруднения.
Рассмотрим виды и
методы контроля. Укажем, что сначала коллектив разбивается на группы и
определяется начальный уровень контроля. Часто применяются такие методв
контроля, как тестирование и собеседование. Промежуточный, или текущий,
контроль проводится в таких формах, как контрольная работа, зачет, ролевая
игра. В нашем случае контроль может приобретать такой вид. Обучаемым
предлагается тест-тренинг «Общительны ли вы?», состоящий из 16 вопросов. За
положительный ответ работник ставит себе 2 балла, за отрицательный - 1. В конце
подсчитывается сумма баллов, на основании которой проверяющий может судить о
готовности обучающегося вести деловую беседу с клиентом ( овладел ли он
соответствующими приемами в процессе обучения). Также целесообразно провести
групповое занятие на определение «психологической близости». Учащимся
предлагается по выбору составить карту личности двух других членов группы и их
психологическую совместимость по схеме. Также может быть проведено аудиторное
занятие по сценарию. Оно будет иметь следующую схему: 1. Распределение ролей
(10 мин), 2. Разыгрывание ситуаций (60 мин), 3. Анализ поведения участников
ситуации (20 мин), подведение итогов ( 15 мин), тестирование (20 мин), устные
ответы обучающихся на вопросы преподавателя ( 10 мин).
Очень важен в
учебном процессе итоговый контроль, на основании которого можно судить об
успешном или неуспешном окончании обучаемым учебного курса, пригодности его к
определенному виду работы. Методы такого контроля могут быть разнообразными:
экзамен, защита работы, деловая игра. В последнее время метод деловой игры
пользуется огромной популярностью. Для подведения итогов по нашему курсу можно
провести комбинированную проверку знаний: экзамен и защиту небольшой работы.
Вопросы для экзамена должны быть не слишком объемными, например: Что такое
этика? Для чего нужна профессиональная этика? Какие показатели поведения
влияют на успешность проведения деловых переговоров? Каковы основные правила
служебного этикета и др. Темы работ должны быть интересными и ставить
определенные проблемы перед учащимся. Приведем примерные темы работ: этикет
руководителя, культура поведения специалиста, общение в профессиональной
деятельности, этика специалиста, психологические основы этики делового общения
и т.д.
Залог успеха
любого современного предприятия - постоянное совершенствование и развитие
навыков персонала.
Результат
обучения должен быть стимулом для работника. Этого можно добиться в случае
поощрения наиболее успешно закончивших курс сотрудников. Заработная плата и
условия труда сотрудника, повысившего свою квалификацию, должны меняться в
лучшую сторону. Это послужит хорошим примером для других служащих. Если они
увидят реальные преимущества обучения и тоже будут стремиться повышать свой
профессиональный уровень.
1. : Галушкина М., Костина
Г., Никитин Л. Советник навигатора. Вып. 2: Кадры для инновационной
деятельности. – Мю., 2005.
2. Исаев В.В. Организация работы команды проекта:
Психология, стратегия, тактика. – М., 2001.
3. Солдатова И.Ю., Чернышев М.А.
Основы менеджмента. – М., 2002.
4. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. –
СПб., 2004.