Внешняя политика СССР в 20-х - 30-х годах ХХ века
Внешняя политика СССР
в 20-х – 30-х годах ХХ века.
Декрет о мире,
принятый в ноябре 1917 года II
Всероссийским Съездом Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского
государства. Однако очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения
можно установить только с союзниками Германии – так называемыми
Центральными державами. Заключение Брестского мира означало временную
передышку. Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский
договор: «Большевики – подлые и в высшей степени противные люди, но это не
помешало нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем
их. Это политично, и это – политика». Но, спустя время, стало ясно, кто кого
использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир
был аннулирован советским правительством, и Красная Армия двинулась на
Украину, Белоруссию и Прибалтику.
В первые годы
своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С
одной стороны необходимо было признание советской власти со стороны основных
мировых держав. С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались
от курса на мировую революцию, что означало свержение существующих правительств и
установление в сопредельных государствах, а в перспективе и во всем мире
коммунистических режимов. Так, 17 марта 1920 г. Ленин по прямому поводу
требовал от находившегося на юге Сталина ускорить операцию по ликвидации
деникинских войск в Крыму, поскольку «только что пришло известие из Германии,
что в Берлине идет бой и спартаковцы (члены коммунистического «Союза Спартака»)
завладели частью города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь
вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас
двинуться на запад на помощь коммунистам». В действительности в те дни бои в
Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем
Вольфгангом Каппом. Однако вскоре поход к германским границам всё же состоялся
– во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под Варшавой.
Стало ясно, что «экспортировать революцию» на красноармейских штыках –
задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние проблемы в сильно
пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и других странах, лежащих
к западу от советских границ, вызовут там коммунистические восстания, на помощь
которым придёт Красная Армия.
Государства,
ранее входившие в состав Российской империи (Польша, Латвия, Литва, Эстония,
Финляндия, а также Румыния, присоединившая российскую Бессарабию), назывались
«лимитрофами», т. е. «пограничными». По замыслу Англии и Франции они должны
были составить своеобразный «санитарный кордон» против проникновения
большевиков в Германию и далее на Запад.
Первых успехов
советской дипломатии удалось добиться в сопредельных государствах. В
1919 г. Советскую Россию признал Афганистан, в 1920 г. – Эстония и
Иран, а в 1921 г. были установлены дипломатические отношения с Монголией.
Следующий шаг в
прорыве дипломатической блокады был сделан в 1922 г., когда советскую
делегацию пригласили в Германию для обсуждения вопроса о долгах царского и
Временного правительства. Признание этих долгов являлось одним из основных
условий политического признания Советского государства. И хотя решить эту
проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли одержать победу, правда,
в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась в униженном положении.
В этой ситуации 16
апреля 1922 г. был подписан советско-германский договор о восстановлении
дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве. По договору СССР
и Германия отказывались от возмещения убытков, которые обе стороны потерпели в
Первой мировой войне. Кроме того, Германия отказывалась от претензий на
национализированную в России собственность германских подданных.
Тем не менее,
вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на победу германской
революции. В Германию тайно направлялись агенты Коминтерна, военные
специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного управления Красной Армии.
Кроме того, на финансирование германской компартии были потрачены сотни тысяч
долларов. Однако после неудачи восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г.
Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие большевистские руководители поняли, что
мировая революция откладывается на неопределенный срок.
Постепенно
удалось установить дипломатические отношения с Англией и Францией – СССР был
заинтересован в торговле с этими странами. Британское правительство во главе
с Джеймсом Макдональдом признало СССР в феврале 1924 г., а французское в
октябре того же года.
На востоке
Советский Союз особенно большое внимание уделял Китаю. Ещё в 1919 г.
советское правительство заявило об отказе от всех прав и привилегий, которыми
обладала в Китае Российская империя.
Дипломатические
отношения с Китаем были установлены в 1924 г. Центрального правительства в то
время в Китае фактически не было, там шла гражданская война. Москва поддерживала
Гоминьдан (политическая партия Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную
роль, а после 1927 г. превратившаяся в правящую партию
буржуазно-помещичьей реакции, власть которой была свергнута китайским народом в
1949), возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией.
Войска гоминьдана вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала
Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому
помогали Англия и США.
Правительству
Сунь Ятсена направлялась советская помощь. В город Кантон прибыла группа
военных советников во главе с командармом Василием Блюхером. Их опыт помог
реорганизовать Национальную армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г.
После этого главнокомандующий армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который
сменил умершего Сунь Ятсена, фактически разорвал союз с коммунистами.
В июле
1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную железную дорогу,
но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии. В связи с этим были
разорваны дипломатические отношения с центральным китайским правительством в
Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить их удалось только в
1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала Манчжурию.
На Среднем
Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию в Афганистан,
чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-хана, против которого поднялось
народное восстание. За время похода на север страны было убито и ранено до 120
красноармейцев и около 8 тыс. афганцев. Однако к тому времени король уже
оставил Кабул и эмигрировал в Индию. Советский корпус вынужден был вернуться.
Вскоре в Афганистане установился британское влияние.
Основные
направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг.
разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI
конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились
противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным,
который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если
Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства
рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с
угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла
своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления
коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и
были одобрены конгрессом, сводились к следующему:
1.
отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые
рассматривались как главные враги рабочего класса;
2.
бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и
создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;
3.
очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной
линией Коминтерна.
В практике
деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин
"социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в
перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде
ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в
кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и
подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической
партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она
готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и
крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности
трудящихся.
Тезисы о
нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе
для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале
30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и
провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований.
В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и
урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие
капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который
рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма
националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий
Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми
европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз
заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей,
Францией. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в январе
1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг.,
стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении
военного сотрудничества с Германией. В октябре того же года Германия
отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем
вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим в
Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 году на VII конгрессе
Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.
В этих условиях
Советский Союз формирует новую внешнеполитическую доктрину. Суть её заключалась
в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и в участии в создании системы
коллективной безопасности, которое было невозможно без расширения
сотрудничества с западными демократиями. Показательно то, что к середине
30-х гг. в большинстве европейских стран сложились тоталитарные или авторитарные
режимы. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы
сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.
Ратификация
вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для
ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей
воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского
договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти
державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации
оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую
ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его
новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление
из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное – в Красной
Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о
присоединении Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении
Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими
соглашениями 1938 г.
В то же время в
декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что
заставляет советское руководство подумать о безопасности своих западных границ
в условиях, когда на восточных было очень неспокойно. Япония, оккупировавшая в
1931 г. Манчжурию, в 1937 г. перешла к агрессии против остальной
территории Китая и Монголии. Действия японских войск затронули и территорию
СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан произошло сражение между
советскими и японскими войсками, закончившееся изгнанием японцев с
территории, которую они собирались захватить. Следующая попытка была
предпринята у реки Халхин-Гол в Монголии, здесь бои длились несколько месяцев,
и советским войскам удалось успешно отразить все атаки японцев. 15 сентября
1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.
На фоне этих
событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного
союзника. Предпринимались попытки заключить трёхстороннее соглашение с
Великобританией и Францией, военные гарантии которого распространялись бы на
всю Восточную Европу от Румынии до прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь
германского министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в
известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией,
несмотря на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь
воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и
старались выяснить намерения Германии. Позиция же руководителей Франции и
Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со
стороны СССР. Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в
тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов
соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г.,
но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и
начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в
Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены
на более поздний срок.
14 августа
1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического
соглашения сообщил министр иностранных дел Германии
И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был
смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по
национальности) и заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция
была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым
А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву
было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа
советско-германский пакт о ненападении, действие которого было рассчитано на 10
лет, был подписан. Он вступал в силу незамедлительно.
К договору
прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал до лета
1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны влияния в
Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и
Бесарабия, в немецкой – Литва. О судьбе Польши в протоколе ничего не было
сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в
её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.
Происшедшие
незадолго до подписания советско-германского пакта в одной из европейских стран
события показали, насколько серьёзной может стать новая война, если она
начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г. была свергнута
монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта.
Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его
деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка. В
июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, продолжавшаяся до весны
1939 г. Жертвами этой войны стали более 1 млн. испанцев. С самого
начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под
командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства
Народного фронта. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские
дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал оказывать поддержку
Испанской республике. Однако, эта поддержка носила весьма специфический
характер:
1.
Во-первых,
республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и
вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было
значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко.
2.
Во-вторых,
в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только
военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД.
Советское
руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди
левых сил Испании, против которого и развернули борьбу "компетентные
органы". Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые
потерпели поражение в гражданской войне.
События в Испании
дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники
(прежде всего самолётов) и показать всему миру, что новая война будет
качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. К началу Второй Мировой
войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о
том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и
на чужой территории.
Итоги
Политика 20-х
годов показала успешность деятельности советского правительства в прорыве
политической блокады с Западом. Удачная политика Советского государства придала
уверенности новому правительству, дав толчок для более активной внешней
политики с государствами Восточной Азии и Японией. Внешняя политика государства
в этот период отличается активностью, но бессистемностью. Позже, в начале 30-х
годов, правительство слало структурировать свою деятельность. Придавая ей более
строгий осмысленный вид.