Метафоры в поэзии Александра Блока
Калининградский Государственный Университет
Факультет
славянской филологии и журналистики
МЕТАФОРЫ В ПОЭЗИИ
АЛЕКСАНДРА БЛОКА
Введение
Прежде
чем переходить непосредственно к метафорам в поэзии Александра Блока, скажем
несколько слов о том, что собой представляет метафора.
Метафора
возникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам.
Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка или
таксономический сдвиг. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу,
в который он входит, и включает его в категорию, к которой он не может быть
отнесен на рациональном основании.
Сравнивая
объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение,
но и противопоставление, исключая из него содержащий отрицание термин.
Метафора
выполняет две основные функции – функцию характеризации и функцию номинации
индивидов и классов объектов. Они четко противопоставлены в субстантивной
метафоре. В первом случае существительное занимает место таксономического
предиката, во втором – субъекта или другого актанта.
Исходной
для метафоры является функция характеризации. Занимая позицию предиката,
метафора постепенно утрачивает предметное значение и вместе с тем большую часть
входящих в него семантических компонентов. Смысл метафоры ограничивается
указанием на один или немногие признаки.
Употребление
метафоры в актантной позиции вторично. В русском языке оно поддерживается
указательным местоимением.
Естественное
для себя место метафора находит в поэтической (в широком смысле) речи, в
которой она служит эстетической цели. Метафору роднят с поэтическим дискурсом следующие
черты: нераздельность образа и смысла, отказ от принятой таксономии объектов,
актуализация далеких и «случайных» связей, диффузность значения, допущение
разных интерпретаций, отсутствие мотивации, апелляция к воображению, выбор
кратчайшего пути к сущности объекта.
Именно
поэтому в поэзии Блока метафора является естественной составной частью. Однако
надо заметить, что у Блока (как и у других символистов) метафора используется
чрезвычайно широко. Этому способствует тот факт, что символ, как отмечают
многие исследователи, по своей форме и содержанию близок к метафоре.
Глава 1. Метафористический образ
«Прекрасной Незнакомки»
Несомненно,
наибольшее количество метафор в поэзии Блока отдано женщине. Блоковская женщина
– это и Прекрасная Дама, и ее Чародейный, Единый Лик (все с большой буквы!), и
знаменитая Незнакомка. Женщина Блока – и проститутка («В темной комнате ты
обесчещена…»), и королевна, и «звезда мечтаний нежных» (в стихотворении «Я в
дольний мир вошла, как в ложу»), и «царица блаженных времен», и «отзвук
забытого гимна» (в стихотворении, которое так и называется: «Ты – как отзвук
забытого гимна…»), и «бред моих страстей напрасных» (в «О да, любовь вольна,
как птица…»)… Продолжать можно, несомненно, еще долго, с чем согласится каждый,
кто читал Блока.
Она была
– живой костер
Из снега и вина…
Так
пишет Блок о Незнакомой в стихотворении «Зачатый в ночь, я в ночь рожден», и
вкладывает ей в уста следующие строки: «Я, как метель, звонка». Некоторые
стихотворения начинаются прямо с метафоры, раскрывающей дальнейшие строки: «Ты,
как отзвук забытого гимна…» (о Кармен) и дальше: «И твоя одичалая прелесть –
как гитара, как бубен весны!».
Таким
образом, метафора позволяет передать Блоку его отношение к женщине в ее
различных ипостасях. Образ женщины расчленяется на различные составляющие, и
Блок для каждого из стихотворений выбирает тот или иной, отвечающий сути, и
воплощает его с помощью символа, а следовательно – с помощью метафоры. В
результате женщина у Блока предстает перед нами во всем многообразии образов,
которые представлял собой поэт.
Ты перед ним – что стебель гибкий,
Он пред тобой – что лютый зверь…
Через две
незамысловатые метафоры Блок передает нежность и невинность девушки – и
грязную, пошлую, жестокую сущность мужчины. Дальнейшие строки стихотворения
служат, по сути, лишь раскрытию этих двух метафор, данных в первых строках.
Глава 2. Метафора в портрете и пейзаже
Чрезвычайно
часто использует Блок метафору для обрисовки внешности, а через внешность –
характера героя.
В «Снежном вине»
мы читаем о невинной улыбке в «тяжелозмейных волосах», в стихотворении «Я помню
нежность ваших плеч» - «волос червонная руда», в стихотворении «Я в дольний мир
вошла, как в ложу» - «крылатые глаза», и такая прекрасная, необычная и яркая
метафора как:
Взор мой – факел, к высям кинут,
Словно в небо опрокинут
Кубок темного вина!
Или
не менее интересная метафора (точнее целая низка, словно низка бус, метафор) в
стихотворении «Сердце предано метели»:
Пронзай меня,
Крылатый взор,
Иглою снежного огня!
А
иногда метафора помогает Блоку воссоздать картину окружения человека, его
одежду – и через это – как через символ – его характер, жизнь, сущность. Так,
интересна метафора в стихотворении «В темной комнате ты обесчещена…»:
Шлейф ползет за тобой и треплется,
Как змея, умирая в пыли…
И не надо
дополнительных описаний внешности и одежды девицы с улицы – мы отчетливо видим
не только то, во что она превратилась, но и состояние ее души, ее суть и смысл
существования. Так одна-единственная метафора у Блока (одна, кстати, на все
стихотворение) вмещает в себя целый абзац, если не целую страницу, если ее
расшифровывать.
Яркая метафора
дана в поэме «Возмездие» - «Победоносцев над Россией простер совиные крыла».
Конечно, можно было бы долго говорить о том, какой консерватор был этот
Победоносцев, что он принес России, как была заглушена свободная мысль – но
насколько ярче, звучнее, выразительней звучат строки о «совиных крылья» над
многострадальной Россией! И мы словно видим этот мрак, который принес с собой
Победоносцев.
Явления
природы Блок также передает через метафору: «драгоценный камень вьюги» (в
стихотворении «Второе крещенье»), «снежные иглы», «снежных вихрей подъятый
молот», «вихрь звездный» и «жезл померкшего царя» для изображения зари (в
«Настигнутом метелью»), «месяц ладью опрокинул…» и «душит красавица ночь» (в «С
каждой весною пути мои круче»), «весенний ливень бурных слез» (в «Я помню
длительные муки…»).
Наиболее
ярким примером будет, наверное, следующий отрывок из «Поля Куликова»:
Опять над полем Куликовым
взошла и расточилась мгла,
И, словно
облаком суровым,
Грядущий день заволокла…
Здесь уже метафора
обрисовывает не только и не столько состояние природы, сколько через состояние
природы как через символ – состояние исторического момента, которые, между
прочим, Блок считал для истории России символическим.
Метафора
используется Блоком и для характеристики философских понятий. Например, Смерть
(с большой буквы) у него – «третье крещенье» (в стихотворении «Второе
крещение»).
Россия,
Русь, также становится объектом метафоризации: «разбойная краса», «а ты все та
же – лес, да поле» в стихотворении «Россия», которая под пером поэта
отождествляется с женщиной: «…твои прекрасные черты…».
А
в поэме «Опять на поле Куликовом…» Россия для Блока – «жена моя!» - так
восклицает поэт.
Заключение
В
заключение отметим, как сам Блок оценивал свои стихи: в его оценке сразу видна
та роль, которую он отводил символу, а через это мы можем понять, какова была
роль метафоры в его поэзии.
Так,
Александр Блок писал, что «Стихи о Прекрасной Даме» - «ранняя утренняя заря»,
«те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».
«Нечаянная
радость» - «первые жгучие и горестные восторги», «первые страницы книги бытия»,
«чаши отравленного вина», «полувоплощенные сны».
«Земля
в снегу» - «плод грустных восторгов», «чаша горького вина».
Даже
для стихов у Блока есть метафоры: «рифм веселых огоньки» в стихотворении «Они
читают стихи».
Из
этих примеров видно, что сам Александр Блок подходил как к символу даже не к
слову, не к строке, не к стихотворению – целые стихотворные сборники были для
него символами, и он описывал их содержание с помощью метафор.
Метафора у Блока
играет чрезвычайно важную роль – она позволяет и показать отношение автора к
описываемому предмету (явлению), и обрисовать с помощью метафоры образ, и даже
сравнить несколько образов на основе метафор. Несомненно, что без метафор Блоку
пришлось бы передавать в нескольких строках (или даже строфах) то, что он
говорит в двух-трех словах, и главное – потерялась бы та яркая образность,
которую так ценят любящие и знающие поэзию Блока.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блок А.
собрание сочинений в шести томах. Т. 1, 2. Л, 1980.
2. Павлович Н. В.
Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.
3. Павлович Н. В.
Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Образные средства поэтического
языка и их трансформация. М., 1995.
4. Русский язык.
Энциклопедия. М., 1997.