Царь Ашока в Древней Индии
ОДЕССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. МЕЧНИКОВА
ФИЛОСОФСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
По
Всемирной истории
НА
ТЕМУ:
«
Царь Ашока в Древней Индии »
Автор
– Анастасия Залевская,
Студентка
1 курса 2 группы
Дневного
отделения,
Культурология.
Одесса
– 2008
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ВОЙНА С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
АШОКА…………….…4
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
АШОКИ…………………….6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….…9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ
РЕФЕРАТА………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Ашока правил
империей (к 264 г до н. э.) от Афганистан до Мадраса. Ашока, древнеиндийский царь [правил
в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. При жизни
своего отца Биндусары был правителем наиболее важных наместничеств с центрами в
Удджайне и Таксиле. Захватил трон отца после междоусобной борьбы.
Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки мы имеем важные сведения об
истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев. В
эдиктах маурийский царь называется Пиядаси Деванампия, т. е. «царь Пиядаси,
милый богам». Лишь в двух эдиктах царь выступает под именем Ашоки. Некоторые
более поздние источники говорят о том, что Пиядаси было собственным именем сына
Биндусары до захвата им (Престола, а став царем, он величался и как Ашока
(дословно — «лишенный печали»).
Показательно, что в греческих надписях, эдиктах, найденных в Кандагаре,
маурийский царь выступает под именем Пиядаси.
Цейлонские хроники рассказывают, что Пиядаси, будучи еще царевичем, был
направлен в качестве правителя отцом — царем Биндусарой в Западную Индию.
Согласно же североиндийским источникам царевич находился в Северо-Западной
Индии, в Таксиле, куда Биндусара послал его для подавления восстания местных
жителей против царских чиновников. Источники повествуют об упорной борьбе
Пиядаси с братьями за власть. Цейлонские хроники сообщают, что соперничество
продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате
официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата
им власти.
Целью данного реферата было изучение основных положений внутренней и
внешней политики Ашоки в древней Индии.
Моей задачей было показать каким образом Ашока стал правителем, как по
ходу правления изменилось его мировоззрение и тем самым политика управления
своим государством, а так же отобразить основные принципы, которых
придерживался Ашока, завоёвывая другие государства. В научной литературе по
данной теме информации мало, по этому по объему работа вышла не большая. В
реферате упоминается об отношении Ашоки к буддизму, но данную тему я глубоко не
рассматривала.
Список литературы использованной в написании реферата приведён в конце
работы.
ВОЙНА
С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АШОКА
Единственным
крупным политическим событием, о котором нам рассказывают эдикты царя, была
война с Калингой — сильным государством на восточном побережье Бенгальского
залива (современная Орисса.) В своем эдикте Ашока сообщает, что во время войны
было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение
Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало
усилению империи.
Калинга
оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а
затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвященном
завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись
и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью
Маурьев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку
в завоеванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но
император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его
собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму
городских жителей и беспричинного причинения страдании».
Многие
последователи считают, что калингская война заставила Ашоку отказаться от
традиционной активной внешней политики по созданию объединенного государства.
По их мнению, император стал мечтателем, не стремящимся к расширению и
укреплению своего влияния и своей власти. Однако эти взгляды не соответствуют
данным источников. Ашока не отказался от активной внешней политики, а лишь
несколько изменил методы действий. Не забывая о своем могуществе и применяя в
необходимых случаях силу, маурийский император в основном прибегал к
идеологическим и дипломатическим приемам. С помощью специальных чиновников и
миссий он стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая
населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское
расположение и всяческую поддержку.
В
одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил «Люди из
незавоеванных стран должны твердо усвоить, что царь для нас как отец. Как он
себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги — так и мы. Ашока поддерживал
тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается
селевкский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта
Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг
и царь Эпира Александр. В различные страны были послать: маурийские послы
(дута), которые рассказывали о могущественном и добродетельном царе Ашоке
Очень
тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе
со своим сыном Махендой для распространения буддизма.
Царь
Цеилона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам»
(Деванампия) и направил свое посольство в Паталипутру.
ОСОБЕННОСТИ
ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ
Подчинив себе всю
Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. Он
поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги
и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних
правителей. В соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока
запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых
видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы
назначались специальные чиновники, в обязанности которых входили поощрение
добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц.
Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти
всего царствования проводил политику религиозной терпимости.
Ашока
упорно трудился особенно для распространения образования на своей земле.
Наланда – самый известный университет того времени, был центром образования в
Магадхе – он был основан царем Ашокой. Студенты этого университета очень
уважались.
Все
деньги, из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он
развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремесла. Строились каналы для
ирригации и шлюзы для торговых кораблей, так в то время в основном торговля шла
по водным путям.
Ашока
прокладывал добротные дороги по всей стране, для того, чтобы помочь росту
торговли и развитию различных ремесел. Для блага путешественников он сажал
деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы, и дома
отдыха.
Была
бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока –
первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал
лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определенных мест
и сажал там, где их не было. В одной из надписей он выразил желание, чтобы даже
обитатели леса в его империи жили счастливо.
Как
сандаловое дерево изнашивает себя, чтобы дать прохладную и ароматную пасту
людям; как сахарный тростник дает свой приятный сок людям, и становиться
тоненькой высохшей кожурой; как свеча сгорает полностью, но дает свет другим,
так и вся жизнь царя Ашоки была посвящена благу других.
Пациенты могли
делать добровольные вклады в эти учреждения, но никого не заставляли платить.
Ашока
не только думал о счастье своих подданных, но и стремился принести счастье
всему человечеству. Он желал завоевать сердца людей и служить миру через
Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Он решил направить все свои усилия,
всю свою власть и богатство этой цели.
Первая
вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей – это
совершение паломничеств. Это произошло по пришествии двух лет после калингской
войны. Его паломничество, начатое с его посещения Самбодхи, святого места, где
Будда ушел в паринирвану. Он посещал и другие святые места в течение
многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил цель своих паломничеств:
«…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со
старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон
Дхармы, разговаривать о Дхарме». Это были важные цели.
Ашока
сделал для распространения буддийского
учения куда больше, чем любой из предыдущих правителей. Он заставил
своих подданных руководствоваться моральными заповедями Будды: быть всегда
справедливыми и проявлять к другим любовь и сострадание. Он заявил, что все
должны повиноваться своим родителям, уважать любую жизнь, всегда говорить
правду и оказывать почет учителям. Он не только построил буддийские храмы и
монастыри по всей Индии, но и создал лечебницы для людей и животных, насадил
множество садов. Ашока даже осудил войну, твердо заявив, что единственное, что
достойно завоевания, — это дхарма, учение Будды.
ВЫВОДЫ
Таков был Ашока,
величайший из царей. Он далеко опередил свое время. Он не оставил наследника
или организацию людей, которые бы продолжили его работу, и через столетие после
его смерти, великие дни его правления стали славной памятью разрушенной и
распадающейся Индии. Каста священников-брахманов, самая высокая и
привилегированная каста в индийском социальном обществе, всегда была оппозиционно
настроена в отношении открытого и простого Учения Будды. Постепенно брахманы
подорвали влияние буддистов в Индии. Старые чудовищные боги, бесчисленные
культы индуизма возобновили свое влияние. Каста стала более
строгой и сложной.
Его двадцативосьмилетнее
правление было одним из ярчайших эпизодов в беспокойной истории человечества.
Повсеместно в Индии он организовал рытье колодцев и сажал тенистые деревья. Он
строил больницы и сажал сады для людей, а также сады для выращивания
лекарственных растений. Он создал министерство, которое заботилось о
благосостоянии коренных жителях и пришлых народов Индии. Он создал условия для
образования женщин. Он делал щедрые пожертвования буддийским монахам и побуждал
их к более глубокому исследованию их собственной литературы, так как очень
быстро накопились искажения и суеверия в чистом и простом Учении Великого
Индийского Учителя (Будды). Миссионеры, посланные царем Ашокой, были в Кашмире,
Персии, на Цейлоне и в Александрии.
Сегодня
утешает и вдохновляет мысль о том, что был, по крайней мере, один великий
правитель, хорошо известный в истории, который нашел мужество, доверие и
видение приложить это учение о ненасилии, мире и любви к управлению обширной
империей, во внутренних и внешних делах, - Ашока, великий буддийский император
Индии (III век до н.э.) - "Любимый Богами", как его называли.
В
истории человечества это единственный пример победоносного завоевателя,
который, на вершине своего могущества, еще имея силы продолжать завоевание
новых земель, все же отрекся от войн и насилия и обратился к миру и ненасилию.
Это
урок для современного мира. Правитель империи прилюдно повернулся спиной к
войне и насилию и принял послание мира и ненасилия. Нет никаких исторических
свидетельств, что какой-либо соседний царь воспользовался благочестием Ашоки
как преимуществом для военного нападения, или что на протяжение его жизни в его
империи был какой-либо бунт или восстание. Напротив, по всей земле был мир, и
даже похоже, что страны за пределами его империи знали его благотворное
руководство.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА
1. Кудрявцев М. К., Община и каста в
Хиндустане, М., 1971
2. Васильев Л.С.
История востока. Т.1.М.: 2004