Геродот
ГЕРОДОТ ( р. между 490 и 480, Галикарнас, на Ю.-З.М.Азии, -
ум.ок.425 до н.э., Афины или Фурии, Юж.Италия), древнегреческий историк. В
молодости принимал участие в борьбе с тиранией и был вынужден покинуть Геликарнас
после её установления. Некоторое время жил на о.Самос. Много путешествовал:
посетил М.Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской
Греции, побережье Черного моря вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах.
Длительное время жил в Афинах; близость Геродота к вождю афинской демократии Периклу
оказала сильное влияние на его политические взгляды. Из Афин около 443 Геродот
переселился в Фурии.
Труд Геродота условно названый "Историей", посвящен
важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам
(500 - 449 до н.э.); изложение доведено до взятия греками г.Сеста (в
Геллеспонте) в 478. Впоследствии александрийские ученые разделили сочинение
Геродота на 9 книг, по числу муз, каждая книга была названа именем одной из
муз. Главным мотивом "Истории" Геродота является идея борьбы
греческого мира с миром восточным. В чисто эпической манере, со множеством
отступлений и спец. экскурсов рассказывает Геродот о начале столкновений греков
с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов,
повествует об отдельных походах персидских царей: Кира - в Мидию (550) и на
Вавилон (539), Камбиса - в Египет (525), Дария І - в Скифию (512), каждый раз
подробно описывая географическое положение страны, явившейся объектом похода
персов, нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономической и
политической жизни. Лишь с 5-й кн. Геродот приступает к основной теме своего
рассказа - к истории греко-персидских войн. Произведение Геродота существенно отличается
и от эпоса, и от историко-мифологических повествований (местных хроник,
генеалогий и землеописаний) первых греческих прозаиков-логографов.
Геродот вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором
фактичность сочетается с художественностью. Историчность главной темы,
грандиозность и единство замысла делают труд Геродота первым историческим
произведением в собственном смысле слова и дают право его автору на почетное
имя "отца истории".
Исторические воззрения Геродота не отличаются целостностью и научной
определенностью. В объяснении исторических событий он допускает различные
версии, то ссылаясь на божественную волю, то на судьбу, то давая
рационалистические истолкования некоторым событиям или поступкам людей.
Встречаются у Геродота и отдельные примеры исторической критики. Напротив,
политические взгляды Геродота отличаются вполне определенной симпатией к
афинской демократии.
Труд Геродота основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это
были личные наблюдения, отчасти - устная традиция, рассказы очевидцев, народные
предания и легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов
(главным образом Гекатея Милетского), изречения оракулов,
официальные записи. Приводимые в "Истории" Геродота факты, как
правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по
истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более
ранней греческой и древневосточной истории. Большое значение имеет труд
Геродота и для изучения древнейшего прошлого нашей Родины ( в 4-й книге
сочинения даётся первое в античной литературе систематичное описание жизни и
быта скифов).
Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии.
В 464 году он отправляется в путешествие. Геродот мечтает узнать про
другие, гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали
цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает
разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это побудило его
предпослать истории персидских войн обширное исследование обо всех народах,
напавших на Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали.
Он пускался в очень далекие края, чтобы добыть проверенные сведения. Он
обследовал землю собственными глазами и собственными ногами, несомненно, много
ездил верхом на лошади или на осле, часто плавал на лодках.
Свое "кругосветное" путешествие Геродот начал с Вавилонии,
где увидел великий город Вавилон. Геродот описывает Вавилон как очень большой
город. Это был самый большой город, какой он видел, и наиболее грандиозный в
древнем мире той эпохи.
Изучив Вавилон Геродот отправился в Персию. Так как целью его
путешествия было собрать точные сведения о продолжительных греко-персидских
войнах, то он посетил те места, где происходили эти войны, чтобы получить на
месте все необходимые ему подробности. Эту часть своей истории Геродот начинает
с описания обычаев персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим
богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников,
довольствуясь исполнением религиозных обрядов на вершинах гор.
Далее Геродот говорит о быте и нравах персов. Они питают отвращение к
мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; они проявляют интерес к
чужестранным обычаям, любят удовольствия, ценят воинскую доблесть, серьезно
относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба; они
терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой
служит для них доказательством, что "несчастный согрешил против
Солнца".
Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов,
населяющих её, составленное отчасти по личным наблюдениям, но главным образом
по расспросам сведущих лиц из числа местных греческих колонистов.
Путешественник передает много мифов о происхождении скифского народа; в
этих мифах большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает
рассказом о браках скифов с воинствующими женщинами из племени амазонок, чем и
можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка
не может выйти замуж, пока не убьет врага.
Что Геродот описывает особенно ярко, так это великую изобретательность
скифов во всем, что относится к умению отражать нашествия. Эта
изобретательность заключается в умении отступать перед нападающими, в умении не
дать себя настигнуть, когда это нежелательно, в заманивании врага в глубь
обширных равнин до момента, когда можно будет вступить с ним в бой. Скифам в
этой тактике очень благоприятствовали не только естественные условия страны -
обширной равнины, густо заросшей травой, но и пересекающие её полноводные реки,
представляющие отличные рубежи сопротивления. Геродот перечисляет эти реки и
некоторые их притоки от Дуная до Дона.
Из всех виденных им стран Египет, конечно, полнее всех воплощал то
сочетание истории и географии, которые ему хотелось видеть подлинными и в то же
время чудесными. Геродот стремится разгадать двойную тайну источников и
наводнений Нила.
В Египте множество странных и священных животных, возбуждающих
любопытство Геродота.
В экзотической фауне его интересует отчасти странность внешнего вида и
поведения животных, но еще больше характер связей, которые возникли между
человеком и животным. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и
налагает на человека необычные обязательства. Геродот задумывается над
"договором", заключенным египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и
его исследования позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении
животного, а в отношении человека.
Путешественник с необычайным удовольствием собирает сведения о
диковинных обрядах. Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни
была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком
случае, считается ими правдоподобной.
Перечисляя народы, обитающие в Ливии, Геродот упоминает пастушеские
племена, кочующие вдоль берегов Африки, и называет еще аммонийцев, которые
живут в глубине страны, в местах, изобилующих хищными зверями.
По Геродоту, Ливия населена двумя народами: ливийцами и эфиопами. Но
действительно ли он путешествовал по этой стране? Историки в этом сомневаются.
Скорее всего, многие подробности он записывал со слов египтян. Но нет сомнения,
что он действительно плавал к городу Тиру, в Финикии, так как здесь он дает
вполне точные описания. Кроме того, Геродот собрал сведения, по которым
составил краткое описание Сирии и Палестины.
Выполнила
студентка группы ВОТ-99
Возняк
Елена