Внешняя политика советского государства накануне Второй мировой войны
Реферат на тему:
"Внешняя политика советского государства
накануне Второй мировой войны"
План
1. Международное
положение СССР. 3
2.
Советско-немецкие отношения, разногласия и разделение сфер влияния. 4
Литература. 11
Внешнеполитическая деятельность страны в предвоенные
годы строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от
состояния и развития международных отношений.
При всем различии подходов к тактике во
внешней политике общая тенденция международного развития в начале 30-х гг.
советским руководством была определена правильно: обострение международной
обстановки, нарастание сил реваншизма и войны, движение мира к новой войне.
Какой же была в этих условиях внешнеполитическая практика страны? Наблюдается
активная деятельность, направленная на борьбу с фашистской агрессией, создание
системы коллективной безопасности в Европе, развитие международных отношений на
основе политики мирного сосуществования. Реализацией этой линии внешней
политики было установление в 1933-1935 гг. дипломатических отношений СССР с
Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией,
Бельгией, Люксембургом и Колумбией, которые в течение более 25 лет не
признавали нашу страну. Особое место в международных событиях этих лет занимает
установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. Все
это свидетельствовало об ук-реплении международного авторитета СССР и создавало
более благоприятные условия для активизации его внешнеполитической
деятельности.
В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В
результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и
наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым был выработан проект Восточного
пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют
систему коллективной безопасности. Однако Вос-точный пакт как система
коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и
правых реакционных кругов Франции.
В марте 1936 г. был заключен договор с
Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. - договор о ненападении
между СССР и Китаем.
Серьезным фактором, осложнившим в эти годы
международную обстановку, явилось подписание между Германией, Италией, Францией
и Англией Мюнхенского соглашения 1938 г., по которому Чехословакия потеряла
свою самостоятельность.
В создавшихся условиях советская дипломатия
стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в
Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать
максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой -
принимать все необходимые меры по укреплению обороны страны.
В условиях, когда переговоры СССР с Англией и
Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение
Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве
был подписан советско-германский договор о ненападении.
Возникает вопрос: было ли заключение договора
с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед
Советским правительством в этот период?
СССР был поставлен перед дилеммой: или
договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в
Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. На этот
счет имеются различные точки зрения историков.
Некоторые специалисты рассматривают заключение
договора с Германией как наихудший вариант, сравнивают его с Мюнхеном,
утверждают, что пакт с Германией провоцировал вторую мировую войну. Другая
точка зрения сводится к попытке сравнивать заключение советско-германского
пакта о ненападении с подписанием Брестского мира, рассматривать его как пример
использования компромисса, умения использовать межимпериалистические
противоречия.
Что же побудило Германию пойти на союз с СССР?
Для Гитлера это был тактический шаг: ему нужно было гарантировать
беспрепятственный захват Польши и разворачивать дальше военные действия.
Советская же сторона, подписывая договор, стремилась, с одной стороны, обеспечить
безопасность СССР накануне войны Германии против Польши за счет ограничения
продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских
целях Прибалтийских государств, с другой, - обезопасить дальневосточные границы
СССР от нападения Японии. Заключив в 1939 г. пакт с Германией о ненападении,
когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два
фронта.
В целом же этот пакт не дал возможности
создать в Европе единый антисоветский фронт. Таким образом, заключив пакт, СССР
оттянул на время начало военных действий и отодвинул свои границы от жизненно
важных центров страны. Но, несомненно, и то, что полученную отсрочку СССР
использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту. Несколько слов о
секретном протоколе к этому договору, который держался в глубокой тайне.
Если сам договор от 23 августа 1939 г. можно
объяснить и оправдать конкретными обстоятельствами, то принятие 28 сентября
1939 г. дополнительных протоколов к советско-германскому договору было
серьезной политической ошибкой, которой в тот период можно было избежать. В
1989 г. 24 декабря II Съезд народных депутатов СССР, заслушав сообщение
Комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о
ненападении от 1939 г., осудил секретный протокол к нему и признал их
"юридически несостоятельными с момента их подписания". Было признано
также, что "...решение об их подписании было по существу и по форме актом
личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несет
ответственности за этот сговор" (1939 г. Уроки истории. М., 1990. С.
496-497).
Назовем и другие внешнеполитические акции
СССР. В эти годы была возвращена в состав Советского государства Бессарабия.
Несколько раньше, в сентябре 1939 г. народам Западной Украины и Западной
Белоруссии была возвращена территориальная общность с Украиной и Белоруссией.
17 сентября 1939 г., т.е. когда Германия вела военные действия с Польшей,
советские войска перешли ее восточную границу. В официальном заявлении
Советского правительства эти действия оправдывались необходимостью "взять
под защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии".
Подобные силовые позиции проявились во
взаимоотношениях СССР с его прибалтийскими соседями.
В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии
сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для
наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов
Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка, т.е. около
2710 квадратных километров, в обмен на территорию в Советской Карелии размером
в 5523 квадратных километров. Финская сторона не приняла эти условия, и
переговоры 13 ноября были прерваны, а затем между СССР и Финляндией вспыхнул
военный конфликт.
Советско-финская война длилась 105 дней, с 30
ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой
СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо-западе,
отодвинуть границу от Ленинграда, все же нельзя не признать, что эта война
нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общественное
мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал.
По требованию ряда стран, 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.
К концу мая 1940 г. стало ясно, что военные
действия в Западной Европе, развязанные Германией в результате начала 1
сентября 1939 г. Второй мировой войны, близятся к завершению. Из этой кампании
Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях. Одержав
верх над Францией и Великобританией, Германия потеряла всякий интерес к
сохранению "дружбы" с СССР. Война вплотную подходила к территории
СССР. В этих условиях СССР был заинтересован в том, чтобы германские войска
находились как можно дальше от его границ и его действия в 1940 г. были
направлены на то, чтобы, используя советско-германский договор 1939 г.,
ограничить сферы распространения германской агрессии.
В заключение попытаемся коротко сформулировать
ответ на вопрос: Обеспечила ли внешняя политика СССР в 30-е гг. безопасность
страны? Ответы на этот вопрос неоднозначны. Если раньше вся внешняя политика
СССР этого периода оценивалась как безошибочная, то сегодня мы встречаем
суждения совершенно противоположные. Факты того периода говорят о том, что
внешнеполитическая деятельность СССР в 30-е гг. носила противоречивый характер,
методы ее осуществления в первой и во второй половине 30-х гг. отличались между
собой, что объяснялось конкретной обстановкой, ее изменением, стремлением любой
ценой оттянуть войну, что неизбежно повлекло ошибки и просчеты. В результате
многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере
не удалось.
Второй, но очень важный вопрос, который
требует своего объяснения, - это советско-германские отношения, связанные не
только с подписанием самого договора 1939 г., но и с последующими событиями,
вплоть до вероломного нападения Германии на СССР.
В этой связи принципиальное значение имела
поездка руководителя Советского правительства В.М.Молотова в Германию в ноябре
1940 г. Эта поездка стала сенсацией, сразу облетевшей весь мир. Миссия Молотова
до сих пор привлекает внимание общественности и вызывает повышенный интерес
исследователей, которые по-разному трактуют и оценивают ее. Этот интерес не
случаен, ибо советские материалы переговоров Молотова с рейхсканцлером
Гитлером, рейхсминистром иностранных дел Риббентропом, беседы с германским
послом в СССР Шеленбергом, рейхсмаршалом Герингом, заместителем Гитлера Гессом
важны для понимания взаимоотношений двух государств накануне войны между ними.
Визит Молотова в столицу "третьего
рейха" проходил на фоне трагических событий Второй мировой войны, пламя которой
раздувал Гитлер. "Третий рейх" установил свое господство над
значительной частью Европы. К ноябрю 1940 г. вермахт оккупировал Польшу,
Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Данию и Норвегию. Германия угрожала
высадить экспедиционный корпус на Британские острова. Германские войска
находились также в Финляндии и Румынии.
Переговоры выявили скрытое политическое и
дипломатическое соперничество двух государств. Отклонение Гитлером предложений
о выводе немецких войск из Финляндии свидетельствовало о твердости Берлина в
проведении намеченных им планов. По существу ни один из обсуждаемых вопросов не
был решен или урегулирован.
Переговоры обнажили жестокую реальность и
подлинные намерения Германии. А между тем Советский Союз не был готов к великим
испытаниям и большой войне, которая приближалась к его границам.
К сожалению, высшее военное командование
Красной Армии в то время еще не осознало и не оценило в полной мере
принципиальных изменений, произошедших благодаря вермахту в военно-оперативном
искусстве. Доказательством тому - заявление наркома обороны СССР С.К.Тимошенко
на совещании высшего руководящего состава РККА, проходившем с 23 по 31 декабря
1940 г.: "В смысле стратегического творчества опыт войны в Европе,
пожалуй, не дает ничего нового". Не менее любопытное признание сделал
впоследствии Молотов: "Мы знали, что война у порога, не за горами, что мы
слабее Германии, что нам придется отступать. Весь вопрос был в том, докуда
придется отступать - до Смоленска или до Москвы, это перед войной мы обсуждали".
Сталин действительно боялся надвигавшейся
войны с Германией. Он всеми средствами старался оттянуть ее начало. Эту цель
преследовали в определенной мере и поставки в Германию из СССР нефти, пшеницы и
сырья в 1940-1941 гг. Но этим Сталин лишь укреплял потенциального противника и
помогал ему в подготовке к походу на Восток.
Десять дней спустя после возвращения Молотова
из Берлина советское правительство изложило свою позицию по вопросу заключения
пакта четырех государств (Германии, Италии, Японии и СССР) о политическом
сотрудничестве и экономической взаимопомощи. 25 ноября 1940 г. в Кремле Молотов
заявил Шеленбергу о готовности СССР принять проект пакта четырех держав о
политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи при условии вывода
немецких войск из Финляндии, заключения пакта о взаимопомощи между Советским
Союзом и Болгарией, признания его территориальных устремлений южнее Батуми и
Баку в направлении Персидского залива, предоставления морских и сухопутных баз
СССР в районе Босфора и Дарданелл, отказа Японии от угольных и нефтяных
концессий на Северном Сахалине. Все эти предложения подлежали оформлению в виде
пяти секретных дополнительных протоколов к пакту четырех (Новая и новейшая
история. 1993. № 5. С. 69-99). В Москве с нетерпением ждали ответа. Время шло,
а гитлеровское правительство молчало. Ответ Берлина так и не поступил.
Каковы были причины, определявшие поведение
Гитлера и его дипломатии, характер переговоров и столь быструю потерю интереса
к миссии Молотова?
Их было много. Но все же главным
обстоятельством являлось принятое рейхсканцлером решение начать войну против
Советского Союза. 31 июля 1940 г. Гитлер официально сообщил высшему
генералитету о предстоящей военной кампании. В дневнике начальника Генштаба
сухопутных войск генерал-полковника Ф. Гальдера в этот день появилась запись:
"Начало (военной кампании) - май 1941 г. Продолжительность всей операции -
пять месяцев". Генштаб спешно приступил к разработке стратегического плана
ведения войны против СССР. В основу планирования было положено требование
максимально быстрого, молниеносного разгрома вооруженных сил Советского Союза.
1 августа 1940 г. начальник штаба 18-й армии генерал Э. Маркс, а также
германский военный атташе в Москве генерал Э. Кестринг представили общий
замысел операции. 5 августа Гальдеру был доложен оперативно-стратегический план
"Фриц", предусматривавший нанесение ударов в направлении Москвы и
Киева. 17 сентября первый заместитель начальника Генштаба сухопутных войск
генерал Ф. Паулюс закончил в основном разработку стратегического сосредоточения
и развертывания войск. Планы агрессии против СССР отрабатывались и в штабе
оперативного руководства сухопутных войск под началом генерала А. Йодля. 18
декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 верховного главнокомандования вооруженных
сил Германии (ОКВ) о нападении на СССР и дал ей кодовое название
"Барбаросса" (Новая и новейшая история. 1993. № 5. С. 64-68).
1.
Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР
за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1. М.: Международные отношения, 1992.
2.
Согрин В. Политическая история современной России.
М., 1994.
3.
Соколов Б.Ю. Цена победы Великой Отечественной:
неизвестное об известном. М., 1991.
4.
Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе
сталинизма. М., 1989.
5.
Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.