Фамилия
|
110 м с/б
|
400 м с/б
|
В. Скоморохов (СССР)
|
13,9
|
49,1
|
Д. Хемери (Англия)
|
13,7
|
48,1
|
Р. Манн (США)
|
14,2
|
48,4
|
Д. Акии-Буа (Уганда)
|
13,6
|
47,82
|
Э. Мозес (США)
|
13,5
|
47,13
|
Заслуженным
авторитетом пользуется американская школа мужского бега на 400 м. Регулярно
тренеры США готовят атлетов самого высокого класса. В списке сильнейших в мире
на этой дистанции наибольшее число мест занимают американские спортсмены.
Например, в беге на 400 м с/б двукратный Олимпийский чемпион из США Э.Мозес за
10 лет (1977-1987) одержал 122 победы подряд на соревнованиях высшего уровня.
(см. Приложение 1)
Больших
успехов добивались и советские спортсмены, например, Т.Лунев, который установил
рекорд СССР в беге на 400 м с/б - 53,2 сек. в 1949 году, участвовал в
Олимпийских играх 1952 года. Славные традиции белорусских барьеристов продолжил
А.Юлин, который на Олимпийских играх 1952 года занял 4 место. В 1954 году он
становится чемпионом Европы и возглавляет десятку лучших бегунов мира в беге на
400 с с/б за год с результатом 50,5 сек. А.Юлин в составе сборной команды СССР
участвовал на Олимпиаде-56 и чемпионате Европы 1958 года. Е.Гавриленко также
успешно выступал на двух Олимпиадах (1972 - 6 место, 1976 - 3 место) и был
бронзовым призером чемпионата Европы 1974 года. Ученик Юлина А.Васильев победил
в соревнованиях «Дружба-84», на чемпионате Европы-86 занял 2 место, а также
неоднократно устанавливал рекорды СССР (400 м с/б - 47,92 сек). В.Будько на
соревнованиях «Дружба-84» был вторым на дистанции 400 м с/б. Но наибольшего
успеха добилась представительница женского барьерного бега Татьяна Ледовская.
Чемпионка мира 1991 г., Европы 1990 г., серебряный призер Олимпиады-88,
четвертое место на Олимпиаде-92 - вот ее лучшие достижения в беге на 400 м с/б.
Т.Ледовская - олимпийская чемпионка 1988 года в эстафете 4х400 м. Необходимо
также отметить достижения И.Куклича (1964, 400 с/б) и Т.Курочкиной (1988, 400
с/б - 7 место).
«Профессиографические»
требования к спринтеру и барьеристу очень близки. Однако, как показывают
специальные исследования, есть и специфические различия между ними как в
антропометрических признаках, так и в особенностях функциональной
подготовленности. Так, в отличие от спринтеров, барьеристов отличают более
высокий (на 4-7 см) рост, большая величина росто-весового индекса, более
высокие характеристики подвижности в суставах. Но наибольшие преимущества
барьеристы проявляют в таком интегральном и важном качестве как способность
тонко и точно управлять своими движениями, дифференцировать их в пространстве и
во времени. Иными словами, барьеристы в подавляющем большинстве случаев
обладают лучшими, по сравнению со спринтерами, координационными способностями.
Специалисты
также подчеркивают, что целый ряд важных качеств генетически обусловлен и,
благодаря этому, диапазон их совершенствования под влиянием тренировки
существенно лимитирован. К таким качествам применительно к барьерному бегу, как
показали специальные исследования, относятся: реакция на движущийся объект,
способность к воспроизведению интервалов времени и произвольного (заданного
извне) ритма, амплитуда подвижности в суставах (гибкость), длина тела и его
отдельных сегментов. Из двигательных качеств в наибольшей степени генетически
обусловлены скоростные (по результатам бега на 10, 20 и 30 м с ходу),
скоростно-силовые (по результатам прыжков в длину и тройным с места) и
показатели относительной мышечной силы (подошвенные сгибатели стопы, сгибатели
и разгибатели бедра и туловища).
Вместе
с тем, исследования показали, что не только генетические факторы, но и физическое
развитие играет существенную роль в обеспечении такого сложнокоординационного
циклического вида легкой атлетики как барьерный бег [6, 7,8]
В
многолетней подготовке бегунов с барьерами выделяют четыре этапа:
предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации
и спортивного совершенствования.
Высокие
требования, предъявляемые к разносторонней физической и технической
подготовленности бегунов с барьерами, обусловливают на начальных этапах
подготовки (предварительной подготовки и начальной специализации) необходимость
создания базы общего физического развития, овладения навыками и умениями
преодоления различных препятствий, правильного выполнения разнообразных
двигательных заданий. [9,10,11 и др.]
Вместе
с тем, к числу распространенных недостатков современных методик обучения
относятся чрезмерная постепенность, удлиняющая процесс обучения спортсмена, и
часто слабый учет диалектического единства формы и содержания. Согласно
существующей методике обучения необходимо разучивать схему движений в
упражнениях на месте и совершенствовать технику барьерного бега в упрощенных
условиях, характеризуемых низкой скоростью передвижения на удобно расставленных
и чрезмерно пониженных барьерах. Однако заучивание и запоминание движений в
абстрактных условия, когда нет актуальной потребности в их проявлениях,
нарушает естественность движений. Результаты проведенных исследований
показывают, что обучающиеся осваивают технику барьерного бега не столько под
влиянием специального научения (показ, рассказ, подготовленные и специальные
упражнения), сколько в результате приспособительных действий по ходу выполнения
упражнения в конкретных условиях целостной барьерной ситуации - оптимальная
высота барьеров, расстояние и т. д.
Дело
в том, что каждый из компонентов, составляющих барьерную ситуацию, и все в
целом вызывает у обучаемых определенную двигательную реакцию, проявляющуюся в
той или иной форме движений. Так, повышением скорости бега увеличивают наклон
туловища, повышают частоту шагов, а в некоторых случаях увеличивают их длину.
В
барьерном беге двигательные реакции на высоту барьеров, расстояния между ними и
скорость бега проявляются в комплексе. Элементы движений приобретают новое
смысловое содержание. Они, изменяясь по форме, взаимно обуславливают друг
друга. Причем формы движений и принцип взаимосвязи между ними определяются не
просто механической последовательностью, а физическими усилиями.
Таким
образом, целостность барьерной ситуации является непременным условием в
поисково-приспособительной деятельности обучаемых, недооценка хотя бы одного
из называемых компонентов, например, расстояние между барьерами лишает
обучаемых важного для них ориентира, сообразуясь с которым они ведут построение
своих движений. Движение в этих случаях начинают приобретать высокую
вариативность как в беге, так при переходе через барьер.
Анализ
различных подходов к технике барьерного бега у лучших спортсменов показывает,
что один из основных факторов успеха - индивидуальная приспосабливаемость
спортсмена к дистанции, чему всегда предшествует просмотр кинограмм.
В
теории спорта определение понятия «спортивная тактика» трактуется неоднозначно.
Связано это со сложностью изучения проблемы. В тактике отсутствует четко
измеряемый результат. Показатели тактической деятельности не могут быть
измерены секундами, метрами, килограммами. Многие процессы скрыты от внешнего
восприятия и оценок.
Можно
говорить о тактике в широком смысле. Главная цель при этом - добиться
максимального результата. Средствами достижения служат проявления всех сторон
подготовленности спортсмена, его поведение, включающее содержание разминки
перед соревнованием, способы психологического воздействия на участников
деятельности (противников, партнеров, судей), распределение своих возможностей
в ходе состязание и др. Такая тактика присутствует не только в спорте, но и во
многих сферах деятельности человека.
Формулируя
определение понятия «спортивная тактика», следует установить главные
определяющие критерии, которыми, на наш взгляд, являются содержание цели и
задач, решаемых спортсменом.
Спортивная
тактика - это система специальных знаний и умений, направленных на решение
задач сбора и анализа информации, принятия решения с целью оптимизации состава
и структуры основного соревновательного упражнения при различных условиях
взаимодействия с противником.
Система
- это совокупность элементов, связанных между собой и составляющих единое
целое. В процессе тактической подготовки спортсмен приобретает знания о
правилах соревнований, особенностях судейства и проведения соревнований,
специфике применения подготавливающих и главных разновидностей действий,
подготовленности своей и противника. В ходе соревнований спортсмен использует
накопленную информацию, анализирует ситуации, действия соперников, принимает
решения на основе увиденного и собственных знаний. Специальные тактические
умения - основа тактики, поскольку все тактические задачи, решаемые спортсменом
на соревнованиях, требуют проявления этих умений.
Исходя
из вышеизложенного, тактику барьерного бега можно определить как систему
специальных знаний и умений, направленных на решение задач сбора и анализа
информации, принятия решения с целью оптимизации состава и структуры основного
соревновательного упражнения, в нашем случае – пробегания 400-метровой
дистанции.
Оптимизация
состава и структуры основного соревновательного упражнения - единственная цель
тактической деятельности, требующая от спортсмена принятия адекватных решений в
использовании арсенала действий в соревнованиях и (или) точной детализации
характеристик одного действия.
Техника
барьерного бега на дистанции 400 м имеет свою специфику. Для детального ее
рассмотрения в общей структуре бега с барьерами выделяются фазы: старт и
стартовый разбег, бег по дистанции с преодолением барьеров и финиширование.
Дистанция
400 м с/б преодолевается с достаточно высокой скоростью (92-96% от скорости
бега 400 м без барьеров).
Техника
преодоления барьеров в беге на 400 м с/б в основных своих чертах практически не
отличается от техники преодоления препятствий на коротких барьерных дистанциях.
Небольшая
высота препятствий не требует большого наклона во времени его преодоления, а
бег на вираже вызывает определённую трудность. Спортсмен на большой скорости
должен преодолеть центробежную силу и сохранить технику и ритм барьерного бега.
Некоторое преимущество при этом имеют барьеристы, выполняющие отталкивание
правой ногой, т. к. в данном случае они могут бежать у самой бровки и
преодолевать барьер у самого его левого края. Маховая (левая) нога не мешает
сохранять наклон туловища влево.
Совсем
в другом положении находятся бегуны, которые отталкиваются левой ногой. Они
вынуждены в момент отталкивания отойти от внутренней линии дорожки на 60-70см,
иначе при переходе через барьер толчковая нога пройдёт вне барьера, что не
разрешается правилами соревнований. Но если барьерист и выполняет правильно
«атаку» барьера, то всё равно левая (толчковая) нога, переходя через
препятствие, заставит его уйти вправо ещё на 15-20см.
Для
уменьшения центробежной силы на вираже барьерист во время бега преодоления
препятствий старается наклонить туловище к внутренней бровке левым плечом
вперёд и несколько больше повернуть ступни ног влево. Определённую трудность в
беге на 400 м с/б представляет второй вираж. Усталость резко наступает между 6
- 7-м и 7 - 8-м барьерами. Не теряя самообладания, спортсмен должен сохранять
технику перехода через препятствие и поддерживать длину бегового шага за счёт
более мощного отталкивания.
Иногда
значительное уменьшение бегового шага вынуждает барьериста перейти на большее
количество шагов между барьерами. Здесь необходимо умение перестраиваться на
новый ритм бега.
Старт
и стартовый разбег. Многие специалисты считают, что старт в беге на 400 м с/б
не имеет существенного отличия от старта в гладком беге на 400 м. Однако если в
стартовой позе и нет особых отличий, то уже стартовый разбег требует от
барьериста точного расчета шагов, чтобы попасть на 1-й барьер.
Расстояние
до 1-го барьера (45м) лучшие барьеристы страны пробегают за 20-22 беговых шага.
Менее подготовленные барьеристы укладываются в 23-24 шага. При четном
количестве шагов впереди (на старте) ставят толчковую ногу, при нечётном - маховую.
Чтобы со старта пробежать большой отрезок по прямой, барьерист обычно
располагает колодки у внешнего края дорожки.
Длина
шагов до 1-го барьера будет меняться в зависимости от их количества. Так, при 20-беговых
шагах средняя их длина должна быть 225см, при 21 шаге - 219см, при 22 - 202см,
при 23 - 195см, при 24 - 185см. В качестве примера приводим расчёт длины шагов
при разбеге в 22 шага: 60, 120, 135, 150, 165, 180, 195, 210, 222, 218см. Далее
до 21-го шага длина их стандартизуется – 218-222см. Длина 22-го шага –
205-200см, отталкивание на барьер происходит с расстояния 210-215см. При любом
расчёте шагов они после 10 - 11-го шага достигают наибольшего размера и далее
изменяются всего на 5 - 8см.
Небольшая
высота препятствий в беге на 400 м с/б позволяет незначительно изменять
структуру барьерного шага. Это происходит за счёт меньшего наклона на барьер и
более широкой амплитуды движений ног.
Отталкивание
и переход через барьеры. Постановка ноги на место отталкивания
выполняется с внешней части стопы, несколько впереди о. ц. т. Затем ноги
опускаются на всю ступню. При тщательном рассмотрении постановки стопы нет
отличительных моментов в сравнении с бегом на 110м с/б. Барьерист проходит
вертикаль через слегка согнутую опорную ногу, подтягивая маховую ногу, сильно
согнутую в коленном суставе. Выпрямление толчковой ноги начинается после
прохождения о. ц. т. над опорой и заканчивается в момент выведения маховой ноги
коленом вверх – вперёд.
Завершение
отталкивания совпадает с увеличением наклона туловища, выведением вперёд руки и
началом активного выпрямления маховой ноги в коленном суставе. В беге на 400 м
с/б нога полностью выпрямлена в колене, туловище наклонено меньше, ведущая рука
опущена ниже, чем в беге на 110м с/б. Маховая нога не успевает полностью выпрямится
и, перейдя стопой перекладину барьера, сразу же опускается вниз.
Бегун
на 400 м с/б проносит маховую ногу над барьером по большой амплитуде и начинает
опускать её после прохода перекладина барьера задней поверхностью бедра. В тоже
время значительно стремительнее начинает подтягиваться толчковая нога. Левая
рука заметно опускается вниз, но на такое расстояние, чтобы не помешать проходу
толчковой ноги через барьер. Быстрое продвижение толчковой ноги вперёд
сопровождается энергичным отведением левой руки назад и уменьшением наклона
туловища.
Приземление. Маховая нога,
пройдя перекладину барьера, опускается вниз вначале усилием стопы, затем бедра.
Вследствие этого она в первой фазе слегка сгибается в коленном суставе, а затем
снова выпрямляется. Обращает на себя внимание носок маховой ноги. Стопа
готовится к активной постановке на землю. Приземление происходит за барьером на
расстоянии 125-145см на носок стопы, но со значительной амортизацией в
голеностопном суставе. Широкое разведение рук в передне-заднем направлении и
активное выведение толчковой ноги дают возможность начать бег между барьерами.
Бег
между барьерами. Высокая техника преодоления барьеров характеризуется прежде
сего малой полётной фазой и уменьшенной фазой опоры за барьером.
У
барьеристов, бегущих в 13 шагов, опорные и полётные фазы до барьера увеличены в
сравнении с данными барьеристов, пробегающих в 15 шагов. Происходит это потому,
что большинству спортсменов на первой половине дистанции приходиться
искусственно сокращать шаги, чтобы правильно, на нужное расстояние, подойти к
барьеру.
Кроме
этого следует заметить, что независимо от количества шагов (13 или 15) между
барьерами опорная фаза в отталкивании значительно превышает опорную фазу в приземлении.
Но главный показатель - это время полёта через барьер.
Барьерист
должен хорошо выполнять проход за барьер, а это возможно лишь при законченном
отталкивании и широком размахе маховой ногой.
В
расчёте шагов спортсмен полагается не только на выработанное мышечное усилие,
но нередко включает и глазомерную поправку. Глазомерный расчёт принципиально
меняется при разном количестве шагов. Опытные барьеристы нередко меняют
количество шагов между барьерами (во второй половине дистанции), но они
рассчитывают свои усилия (зрительно), так что в преодолении барьеров не
допускают существенных ошибок.
Учитывая
особенности бега на 400м с/б, следует при совершенствовании техники применять
иногда смешанный ритм бега или изменять расстояние между барьерами. При беге в
15 шагов на первой половине дистанции (5-6 барьеров) спортсменам приходится
воздерживаться от размашистого длинного шага, сокращать шаги перед подходом к
месту отталкивания. Начиная с 6 – 7-го барьера бегун заметно усиливает
отталкивание и в конце дистанции полностью использует всё силу мышц или переходит
на большее количество шагов.
Финиширование. Финишный отрезок
(40 м-1/10 часть дистанции) преодолевается с полной концентрацией усилий, с
ускорением, близким к спринтерскому бегу. Обычно этот отрезок пробегается за
15-17 шагов (мужчины) и за 17-20 шагов (женщины).
Время
преодоления барьеров в беге на 400 м спортсменами различного уровня подготовленности
дано в табл. 2 и 3. [3]
Таблица 2. Ориентировочное время по дистанции (мужчины), с.
Барьеры
|
Финишный отрезок
|
Результат
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
6-й
|
7-й
|
8-й
|
9-й
|
10-й
|
5,9
|
9,7
|
13,5
|
17,4
|
21,3
|
25,3
|
29,5
|
33,8
|
38,2
|
42,7
|
5,3
|
48,0-48,5
|
6,0
|
9,9
|
13,8
|
17,7
|
21,7
|
25,8
|
30,1
|
34,5
|
39,1
|
43,6
|
5,4
|
49,0-49,5
|
6,0
|
10,0
|
14,0
|
22,2
|
26,4
|
30,8
|
35,3
|
39,9
|
44,5
|
5,5
|
50,0-50,5
|
6,1
|
10,2
|
14,3
|
18,5
|
22,7
|
27,0
|
31,4
|
35,9
|
40,6
|
45,9
|
5,6
|
51,02,0
|
Таблица 3. Ориентировочное время по дистанции (женщины), с.
Барьеры
|
Финишный отрезок
|
Результат
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
6-й
|
7-й
|
8-й
|
9-й
|
10-й
|
6,8
|
11,2
|
15,6
|
20,0
|
24,4
|
29,0
|
33,7
|
38,5
|
43,3
|
48,2
|
6,3
|
54,0—55,0
|
7,0
|
11,5
|
16,0
|
20,6
|
25,4
|
30,2
|
35,1
|
40,0
|
45,0
|
50,0
|
6,5
|
56,0—57,0
|
7,9
|
11,7
|
16,4
|
21,1
|
25,9
|
30,8
|
35,9
|
41,1
|
46,2
|
51,8
|
6,7
|
Показатели
техники бега с барьерами служат для определения эффективности действий
спортсменов при достижении ими конкретных спортивных результатов. Необходимо
учесть, что техника барьерного бега включает в себя не только
структурно-техническое совершенство целостного спортивного движения, но и те
факторы и характеристики, которые участвуют в управлении и регулировании
технических действий барьеристов и обеспечивают высокий конечный результат
барьерного бега. В табл. 4 представлены основные показатели техники преодоления
барьеров на различных дистанциях бега.
Таблица 4. Параметры техники барьерного бега на различные
дистанции
Параметры
|
Дистанция, м
|
100 (n=24)
|
110 (n=27)
|
400* (жен. n=16)
|
400** (муж. n=28)
|
1
|
205,9
|
209,9
|
200,7
|
225,0
|
2
|
103,5
|
145,2
|
115,2
|
141,1
|
3
|
120,9
|
134,6
|
106,1
|
116,4
|
4
|
37,1
|
13,9
|
30,2
|
38,2
|
5
|
68,9
|
69,9
|
66,6
|
65,5
|
6
|
40,1
|
41,9
|
30,0
|
32,0
|
7
|
23,6
|
27,0
|
22,7
|
24,4
|
Примечание.
1 - расстояние от места отталкивания до барьера (в см); 2 - расстояние от
барьера до места приземления (в см); 3 - наивысшая точка ОЦМТ при преодолении
барьера (в см); 4 - расстояние от барьера до наивысшей точки ОЦМТ (в см); 5 -
угол отталкивания при атаке барьера (в град.); 6 - угол наклона туловища в
положении над барьером (в град.); 7 - угол наклона туловища при приземлении (в
град.).
*
Параметры даны при 15-шаговом ритме бега между барьерами.
**
При 13-шаговом ритме.
Интегральной
оценкой эффективности техники барьерного бега является разница времени
преодоления барьерной и гладкой дистанции.
В
таблице 5 показана «техничность» (уровень владения техникой преодоления
барьеров и ритмом бега между барьерами) бегунов на 400-метровой дистанции.
Таблица 5. Техническое мастерство барьеристов
Дистанция, м
|
Результат в беге с
барьерами, с
|
Результат в гладком
беге, с
|
Техничность бегуна, с
|
400 (жен.)
|
53,00
|
49,50
|
3,50
|
54,00
|
50,00
|
4,00
|
55,00
|
50,50
|
4,50
|
56,00
|
51,20
|
4,80
|
400 (муж.)
|
48,00
|
45,50
|
2.50
|
47,00
|
3,00
|
52,00
|
48,00
|
4,00
|
54,00
|
49,50
|
4,50
|
Барьерный
бег вообще является одним из наиболее сложных в координационном отношении видов
легкой атлетики. Кроме высоких скоростных качеств, спортсмену необходимо
обладать достаточным уровнем технической подготовленности, что в свою очередь
требует хорошей координации движений, гибкости и подвижности в суставах.
Современной техникой можно назвать такую, которая дает возможность барьеристу
использовать его высокую скорость в беге между барьерами и при переходе через
них. Даже небольшие ошибки в преодолении барьеров в общей сложности приводят к
потере значительного времени. Поэтому барьерист должен стараться до минимума
сократить потерю времени за счет отточенных движений.
Исследования
последнего времени дают достаточно оснований для признания того, что в
современной науке о двигательной активности сегодня утвердилось и развивается новое
самостоятельное направление - дидактическая биомеханика [15,16,17,18]. Объектом
ее изучения является искусственно организованный, осмысленный процесс
деятельности человека, направленный на эффективную его подготовку к решению
сложных двигательных задач в сфере каких-либо его социальных и профессиональных
интересов. Предмет дидактической биомеханики - двигательные действия человека,
их целевая ориентация и физические закономерности, процессуальная и
содержательная структуры, а также биологические и физические закономерности и
условия их выполнения [19].
К
настоящему времени сформулированы основные теоретические концептуальные
положения дидактической биомеханики как науки. Во многом они базируются на
известных постулатах Н.А. Бернштейна о том, что каждое «упражнение есть в
сущности не повторение осваиваемого действия, а его построение» [20].
Биомеханические
характеристики спортивной техники играют роль ведущих управляемых переменных
параметров в системе управления всем процессом тренировки. Фактически они
служат тем рычагом, посредством которого тренер может управлять физической
подготовкой, воздействовать как на исполнительные органы, так и на системы,
обслуживающие аппарат движений. Развитие функциональных возможностей организма
спортсменов в таких условиях не только эффективно стимулируется, но и строго
лимитируется проявлением тех или иных биомеханических характеристик
двигательных заданий в тренировочном процессе. С учетом того факта, что в ходе
технической подготовки спортсмены, как правило, обучаются не механическим
движениям, а двигательным действиям, реализация которых невозможна без
активного участия сознания, у тренера появляются дополнительные возможности
посредством направленного формирования определенных биомеханических структур
техники эффективно управлять и сферой психологической подготовки атлетов. Это
позволяет системно объединить в дидактическом процессе традиционно обособленные
физический, технический и психологический виды подготовки.
Как
показали исследования ряда ученых, современная структура планирования и
годичной подготовки легкоатлетов строится с учетом закономерностей морфо-функциональной
и психологической адаптации организма спортсмена к определенным программам
физических упражнений, оптимального совмещения, распределения, длительности
применения разных по направленности тренировочных программ, их объема и
интенсивности.[21,22]
Требования
к универсальной гармоничности «антагонистических» качеств и
технико-тактическому мастерству (у «элиты» барьеристов не бывает ни одного
слабого места в подготовленности) обусловливает сложность планирования их
достижения как по отдельным сторонам подготовки, так и по индивидуальной
вариативности. При конкретности и однозначности цели тренировки (выраженной в
биомеханических параметрах двигательной задачи бега на определенный результат)
процесс её достижения многовариантен и «штучен» (с точки зрения тренировочной
адаптации, приводящей к изменению отдельных биохимических и физиологических
показателей).[23]
В.Степанов,
основываясь на ретроспективном анализе 23-летней тренировки Марины Степановой,
приходит к выводу, что сохранение ведущих позиций этой спортсменки в разных
поколениях барьеристок (мировые рекорды она устанавливала в возрасте от 29 до
36 лет) было обусловлено согласованным прогрессом в элементах физической и
технической подготовки, достигнутым за счет: 1) фундаментальной многолетней работы
с относительно поздней специализацией на базе многоборной «тренировки качеств»,
адекватной индивидуальному «адаптационному генотипу», «метаболическому уникуму»
и «двигательному профилю», которые формируются на основе генетики и реальной
двигательной практики в определённые сенситивные возрастные этапы; 2) точного
биомеханического обоснования текущих и перспективных моделей бега, а отсюда -
требований к проявлению в элементах бега конкретных форм физических качеств,
обеспечивающих технико-тактические параметры; 3) систематического ежедневного
анализа различных оценок состояния спортсменки как ответа на тренировочные
воздействия - то есть «обратной связи» как основы в управлении процессом
тренировки.
В.Степанов
считает, что вся беговая нагрузка (отрезки, фартлеки, темповые кроссы,
барьерные имитации, специальные беговые и прыжковые упражнения) должны
регламентироваться по техническим заданиям (двигательным установкам) и
временным акцентам энергетических зон (переключению скоростей и техники внутри
отрезка) - с учётом индивидуальных особенностей в удержании длины и частоты
шагов и требований выбранной схемы будущего бега.
Важнейшим
для быстрых беговых движений является плиометрический (уступающий) режим.
Относительно недавно открытые новые механизмы и парадоксальные явления в
физиологии мышечного сокращения (гиперплазия, постдеиннервационная и продольная
гипертрофия волокон, минорные и структурно связанные с нитями миофибрилл
ферментные белки и др.) реализуются в различных «педагогических»
закономерностях, таких, например, как гетерохронность срочного и отставленного
эффекта и различные величины прироста после одной или серий силовых тренировок
- проявляемые по-разному для условно выделенных «дистанционных» либо
«стартовых» мышечных групп или «мышц длины шага» и «мышц частоты». В целом
период силовой работы требует гораздо более длительного (по сравнению,
например, со скоростной или гликолитической работой) и концентрированного
внимания, особенно для спортсменок, уступающих мужчинам в 1,4-2,8 раза по
локальной силе разных мышечных групп и тем более для барьеристок, выбравших
путь к рекордному результату на основе скоростно-силовой схемы смешанного
ритма.
В
направлении «техника и ритм» ведущая проблема - необходимость выполнить до 80
барьерных тренировок на стандартной расстановке и до 40 пробеганий полной
дистанции на сбалансированной базе качеств. Требуется, с одной стороны,
«уплотнять» специальные тренировки, а с другой - устранять их негативное
влияние на сохранение достигнутых ранее физических кондиций (например, снижение
результатов на гладких дистанциях до 0,4-0,7с на 200 м и до 1,5-1,8с на 400 м в
течение сезона). Неизбежным, но эффективным, как показал опыт Степановой,
оказалось разведение барьерной и скоростной или специальной и
«поддерживающе-физической» работ даже в соревновательных периодах. Оптимальным
было соотношение периодов разведения основной и дополнительной работ 3:1 (по
длительности каждый из них от 2 до 12 недель). Важным было также постоянное
тестирование биомеханических параметров шагов в гладком и барьерном беге и
более широкое варьирование интенсивностью барьерных отрезков (до 80-85%) при
той же шаговой структуре ритма за счёт сокращения стандартной расстановки
барьеров до 30-32 метров, что позволяло гораздо больше «набегивать»
соревновательный ритм.[23]
Подводя
итог теоретическому обзору проблемы, отметим, что в последние годы наука о
спорте, в том числе и теория, и методика барьерного бега, начала развиваться
быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и
мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась.
Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только
соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена,
высокого тактического мышления преподавателя-тренера и самого спортсмена.
[1]
Обучение легкоатлетическим упражнениям на уроке физической культуры в школе:
Методические рекомендации /Сост. С.А.Кошар, Ф.Ф.Мордухай, Ю.Н.Чудаков.- Гродно
1999. - 94 с.
[2] Гживоч
Р. Индивидуализация тренировочных нагрузок спортсменок, занимающихся бегом на
400 м и на 400 м с/б // Теория и практика физической культуры, 1999, № 6, С.
40-43.
[3]
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В.
Коробов, А. В, Левченко). Учебник для институтов физической культуры. М.:
«Физкультура и спорт», 1988.
[4] Искра
Я. Ритмическая способность перед и после анаэробного усилия самых лучших
польских барьеристов. Теоретические и практические аспекты двигательных
способностей человека. - АФВ, Катовице, 1997, С. 47-50.
[5] Искра
Я. Взаимосвязь уровня максимальной скорости и результатов в барьерном беге
среди женщин и мужчин разных уровней подготовленности /Проблемы полового
диморфизма в спорте. - АФВ, ПТНКФ, Катовице, 1995, С. 280-285.
[6] Венедиктова
И.И. Использование канонической корреляции для обоснования морфологических
критериев отбора девочек в некоторые виды легкой атлетики // Тезисы докладов
ХII Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы отбора и подготовки
перспективных юных спортсменов» (Ярославль, 10-13 октября 1989 г.) - М., 1989.-
С. 13.
[7]
Становление и совершенствование спортивного мастерства в барьерном беге:
[Учеб.пособие] / В.Ф.Таранов, В.П.Черкашин, В.Д.Фискалов, В.В.Чемов/ Волгогр.
Гос. ин-т физ. культуры.- Волгоград: Волгогр. ГИФК, 1987.- 440 с.
[8]
Щенников Б.Ф. Барьерный бег для женщин.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- С.
3-6.
[9] Максименко
Г.Н., Полтавский А.Ф. Основы отбора, обучения и тренировки юных легкоатлетов. -
Киев: Вища школа, 1994. - 365 с.
[10]
Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -
176 с.
[11]
Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. - М.,
1999. - 220 с.
[12] Теория
и методика физического воспитания: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Л.П. Матвеева
и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976, т. 1. - 304 с.
[13]
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов:
Учебное пособие. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
[14]
Теория спорта: Учебник для ИФК /Под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища
школа, 1987. - 424 с.
[15] Бальсевич
В.К. Объективная регистрация движений //Легкая атлетика, 1964, № 5, С. 7-8.
[16]
Гросс Х.Х. Педагогическая кинезиология - новое направление в спортивной
педагогике и биомеханике //Теория и практика физической культуры, 1979, № 9, С.
7-10.
[17]
Дмитриев С.В. Основы теории решения двигательных задач. - Л.: Изд-во ЛГПИ им.
А.И. Герцена, 1988.
[18]
Донской Д.Д. Законы движений в спорте. - М.: ФиС, 1968.
[19]
Лапутин А.Н. Дидактическая биомеханика: проблемы и решения. // Наука в
олимпийском спорте. - № 2(3). Киев, 1995, С. 42-51.
[20]
Бернштейн Н.А. Очередные проблемы физиологии активности. В сб.: «Проблемы
кибернетики» /Под ред. А.А. Ляпунова. - Москва: Гос. изд. физ.-мат. литературы,
1961, С. 142.
[21] Платонов
В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.:
Олимпийская литература, 1977.
[22]
Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки. -
М.: СААМ, 1995.
[23] Степанов
В. Индивидуальное планирование физической и технической подготовки в беге на
400 метров с барьерами. /Материалы семинара по спринтерскому и барьерному бегу
(Москва, 14-17 мая 2001 года)// [#"_Toc136873289">Приложение 1
EDWIN MOSES
Event: 400m hurdles
Height: 6-2
Weight: 180
PR: 47.02 (1983)
Born: August 31, 1955, in Dayton, Ohio
Current Residence: Atlanta, Ga.
High School: Fairmont (Dayton, Ohio) HS ‘73
College: Morehouse College ‘77
Coach: Self
Agent: Self
Career Highlights: 1976, ’84 Olympic gold
medalist; Five-time USA champion; 2-time world champion (’83, ’87); member of
National Track & Field Hall of Fame; 1983 Sullivan Award winner; 1981 Jesse
Owens Award winner
As the dominant intermediate hurdler in the
world for more than a decade, Edwin Moses is recognized globally as one of the
greatest track & field athletes in history. Moses announced on August 31,
2003 (his 48th birthday) in Paris that he would compete in the 400m hurdles
again beginning in 2004, primarily in masters competitions, and is shooting for
meeting the Olympic Trials “B” qualifying standard of 50.50. He burst onto the
world scene with a win at the 1976 U.S. Olympic Trials. Competing in his first
international meet a month later, Moses won the Olympic title with a world
record time of 47.64 seconds as a collegiate junior. The following year, he won
the U.S. title with another world record performance (47.45). That August, West
German Harald Schmid beat Moses in Berlin. Moses won his next race on September
2, 1977, and kept right on winning. He didn't lose again for another nine
years, nine months and nine days until he was defeated on June 4, 1987 by Danny
Harris in Madrid, Spain. Following the defeat, Moses won 10 straight races,
including the 1987 World Outdoor Championships in Rome. During his winning
streak, Moses won 122 consecutive races (107 finals) and set another world
record (47.02 on his birthday in 1983); won five U.S. and U.S. Olympic Trials
titles; took three World Cup titles; and another Olympic gold medal in 1984.
Moses’ world record stood for 9 years, until Kevin Young broke it at the 1992
Olympic Games. … In utilizing a remarkable combination of speed, grace and
stamina, Moses took an unprecedented 13 steps between hurdles instead of the
customary 14. He missed a chance for a third Olympic triumph at the 1988 Games,
taking a bronze medal in what was then the final race of his career. Among the
many honors won by Moses are the Sullivan and Jesse Owens Awards, and he was
named Sports Illustrated’s Sportsman of the Year in 1984. … He was inducted
into the National Track & Field Hall of Fame in 1994. … broke 48 seconds every
year of competition from 1976 until his retirement in 1988 … Moses turned to
track as a high schooler after being cut from the basketball team, and instead
of accepting an athletic scholarship, Moses attended Morehouse College in
Atlanta on an academic scholarship, where he studied physics and engineering.
In 1994, Moses received his Master’s degree from Pepperdine University…son
Julian was born in 1995.
1988: Olympic bronze medalist (47.56)…1st at
USA Olympic Trials (47.37)…ranked #2 in the world & U.S…best of 47.37.
1987: 1st at World Outdoors (47.46)…1st at USA
Outdoors…ranked world #1 by T&FN…best of 47.46.
1986: Did not compete at USA Outdoors…ranked #2
in the world by T&FN…best of 47.38.
1985: Injured, did not compete.
1984: Olympic champion (47.75)…1st at U.S.
Olympic Trials (47.76)…ranked world #1…best of 47.32
1983: 1st at World Outdoors (47.50)…1st at USA
Outdoors…ranked world #1…best of 47.02.
1982: Did not compete.
1981: 1st at World Cup…1st at USA
Outdoors…ranked world #1…best of 47.14.
1980: 1st at U.S. Olympic Trials (47.90)…did
not compete at Olympic Games due to U.S. boycott…ranked world #1…best of 47.13.
1979: 1st at World Cup…1st at USA
Outdoors…ranked world #1…best of 47.53.
1978: Did not compete at USA Outdoors…ranked
world #1…best of 47.94.
1977: 1st at World Cup…1st at USA
Outdoors…ranked world #1…best of 47.45
1976: Olympic gold medalist (47.64)…1st at U.S.
Olympic Trials (48.30)…ranked world #1…best of 47.64
1975: Best of 52.0y.
[http://www.usatf.org/athletes/bios/oldBios/1997/young.asp]