Исторический путь развития семейно-брачных отношений
Курсовая работа по социологии на тему:
«Исторический путь развития
семейно-брачных
отношений»
Содержание
1.
Введение
2.
Исторические типы брака
3. Выбор
партнеров
4. Эволюция семьи и брака
5. Брак в
древности
6. Европейский
брак в средневековье и эпоху Возрождения
7. Семья
в библейские времена
8. Языческая
семья
9. Христианская
модель семьи
10.Внутрисемейные
отношения по «Домострою»
11.Заключение
12.Список
литературы
Введение
Семья является одним из фундаментальных институтов общества,
придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом
следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав
множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс,
трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой,
которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах
общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества.
В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а
именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства,
институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные
отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения
могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако
именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой,
социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но
обязательных сексуальных отношений супругов.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма
семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности,
между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей
степени носило качественный характер.
Исторические типы браков
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных
местах, четыре системы брачных отношений:
-
групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был
распространен в первобытном обществе);
-
полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ
скотоводам-кочевникам)
-
полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай,
существовавший у одного из народов Индокитая);
-
моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у
земледельческих народов).
- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и
допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с
детьми) встречались крайне редко. [1; 312-313]
Выбор партнеров
Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и
экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится
сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой
группе.
Одним из
критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает,
что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному
положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает
преимущество выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в
социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом,
сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех
случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это
возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в
пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.
Другим
критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака
возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина
была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались
“подарками”, которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили”
родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и
помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно
назвать дарообменной.
Практика
покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение
невест, нередко чисто символическое. При похищении невесты у разных народов
практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались
женщины – родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме
похищенной знак – одежду или оружие, иначе брак считался незаконным.
Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто
символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей.
Особой
разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая
ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай
выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих
древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень,
по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. Девушка должна
была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени
соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю
поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку
выдавали замуж за бога-змея.
Священный
брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки
практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город
или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители
вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не
освобождал девицу и город. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов
(добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь,
получить помощь в охоте или спасти племя от какой-либо беды.
В отличие
от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного
дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись
в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил
невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему
привилегированному положению, размеру богатства и политической власти.
Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле
покупным. Брак превращается в объект купли – продажи. Утверждение частной
собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на
обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного
за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена
сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.
С тех пор
можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Церемония
бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной
договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном
браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично.
Сначала в
эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых
государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак,
приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец)
осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания:
1.
принятие решения о необходимости либо желательности
вступления в брак,
2.
выбор брачного партнера, заключение брачного
контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.
Покупной
брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть
родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма
покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, первоначально
выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю
работницы. Махр – брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В
отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей
как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за
девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона
невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в
качестве калыма.
Размер
калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты,
тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту,
нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и
работоспособность будущей невесты.
Согласно
традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он
воспринимается и как составная часть рыночной экономики и таким образом
формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы:
цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) – самые высокие, а цены на
самом большом (конфессиональном) – самые низкие; чем выше степень эндогамии
(запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.
Одним из
предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне
обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В отличие от калыма
здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу
девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались
замужними.
Брак по расчету
зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы
обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем
правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям
других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить
межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака
менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная
составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность браку
по любви.
В
дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части
населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом.
Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел
голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже
на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи
и “мира” – сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена
крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских
девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется
материальной необходимостью. Экономическая и морально-этическая необходимость
заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие
практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей
крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не
взаимная склонность.
Характерным
было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в
16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и
др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при
обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак
до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку.
Другая
причина брака по расчету – желание избежать службы в армии. Земские врачи
считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и
половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8-10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам.
“Хозяйственный”
подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры считали, что семья – это
группа людей, которая “отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный
огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери”. Симптоматично, что
“жениться” у юкагиров дословно означает “приобрести чум”, а не найти любимого
человека. Видимо, для менталитета этого народа, понятие “домохозяйство” более
точно отражает реальность, нежели термин “семья”. [1; 317-326]
Эволюция семьи и брака
Как
устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя.
Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (управлялась отцом,
включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от
старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся
в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы.
Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из
дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства – обязательной
отдаче детей на воспитание в чужие семьи. другой пример – обычаи травестизма и
кувады. Травестизм – практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего
пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до
супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация
отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до
косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение
диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его
отцовских прав и установление отцовского родства.
Первой
формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще
одно ее название – патриархальная семья. Различаются два основных типа такой
семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых
и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья,
образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.
В реальной
жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и
нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее
рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья
достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.
Все члены
семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели
хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие
дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете,
состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся
внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.
Большая
семья постепенно уступило место исторически новой форме – малой нуклеарной,
элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло
это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом,
эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие
семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они
трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали
обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти
ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной
собственностью.
Неравенство
мужа и жены, старших и младших в семье – это не исходная точка истории, а
скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам,
девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя
женщина – купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если
женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были
вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его
семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому,
что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому.
Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.
[1; 328-330]
Брак в древности
Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к
первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те
времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить
девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были
обычным явлением.
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим
соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить
наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется
отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе
главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины.
Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая
форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства
по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию
проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными
родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались
при ней и составляли ее, материнский, род. [3; 8]
В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в
брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение
невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже
дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.
Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего
брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак
давал им право владеть Египтом.
Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному
основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с
мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее
распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью
приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как
необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует
исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась
семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу
английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие
права.
В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1)
жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны –
респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за
измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни,
являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры – образованные и одаренные женщины
(так называемые «женщины для наслаждения»);
Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец
разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об
этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от
постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый
мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев,
которая заключалась в рождении детей.
Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было
всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и
в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в
рабу его желаний, в простое орудие деторождения». [10; 60]
С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней
прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже
распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти
власть в доме переходила к сыну.
По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не
трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого
скота.[3]
Европейский брак в средневековье и
эпоху Возрождения
На
протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась
нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о
браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских
племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены
строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли
полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских
племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и
экономического удобства.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация
выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга.
По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка
«продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя
обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии
брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и
могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров
средневековых городов и среди купечества.
Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как
правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел
под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой.
Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом
рогоносца.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на
добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная
точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно
исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической
красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность,
плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические
страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным
явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось
сравнительно редко».
Семья в библейские времена
Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата
(когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад
древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею,
она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством. [5]
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же
слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они
находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько
серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя»,
«избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» - кровной мести.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными
представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) –
отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того,
что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.
В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был
заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели
место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно
состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену
или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина
обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины
было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его
делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные
потребности и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины
практически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, – пишет
Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во
внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении
женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом
всегда оставалась покорная женщина». [5; 85]
Языческая семья
Примером
семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на
отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как
подчеркивает В. Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи»
Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не
только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и
могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» -
старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или
старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом
мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина
доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье.
Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в
большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В
античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества
равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.
В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.
Христианская модель семьи
Победа
христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений
между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о
браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай,
обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской.
Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему
подчиняться.
Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние
ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой
патриархальной культуры.
В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной
власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то
монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье
миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные
монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному.
Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной
стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в
миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские
качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не
отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому
особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи.
Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две
модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.
Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу).
Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец
Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего
ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь –
ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец.
Земная модель христианской семьи является классическим вариантом
детоцентрической семьи.
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы
Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни
было ее роль. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к
сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин
Лютер (1485 – 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что
целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной
верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами
сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и
Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное
единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе
были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например,
догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев,
особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские
установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода
колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины
занимали бесправное, подчиненное положение.
По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к
браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за
избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.[14]
В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям
супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям.
Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем
встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться
женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего
мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас
сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как
повеление»
И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о
господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить
жене»
Внутрисемейные отношения по
«Домострою»
В российском
религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны.
Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя
языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к
«нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много
внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное
место в доме принадлежало не жене, а мужу.
Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует
слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое,
члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются
необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.
Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в
том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и
знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того,
она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность
отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают
совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое
является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за
семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то
есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует,
что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд,
сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»
Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне
естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее
распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему
положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность
детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них
в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной
казни. [14]
Заключение
Поскольку большинство браков в традиционном обществе
совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем
браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в
принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым
образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает
тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы
живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к
этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в
некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими
братьями. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием
общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в
прошлое. Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно – люди
пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных –
развитие частной собственности.
Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма
значительные функции в жизни общества. Различия форм брака в разных странах
обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а
также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями.
Вступление в брак в основном рассматривалось как некая форма экономической
сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и
определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить даже
представители высших слоев общества.
В обществе преобладал матриархат, в то время когда
женщина выполняла важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе.
Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство
перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в
обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект
купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом
социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также
отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с
переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится
покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в
брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме
того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины
уходят в монастыри. Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько
другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.
Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам
оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда
было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество
стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные
отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и
семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии,
морали, общественного мнения.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые
связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности
человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные
потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного
осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных
условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в
детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве
человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не
поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что
общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том,
чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только
выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в
условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе
с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для
человека.
В
чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность
заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и
как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи
образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих
единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов
семьи, ни к отдельному члену семьи.
Список
литературы
1.
Добреньков
В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.
2.
Мифологический
словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е. М. – М., 1991.
3.
Гитин В.
Г. Эта покорная тварь – женщина. – М.: Изд-во АСТ, 2002.
4.
Голод С.
И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис»,
1998.
5.
Ларю Дж.
Секс в Библии. – М., 1995.
6.
Кравченко
А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 479 с.
7.
Земска М.
Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.
8.
Голод С.
И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис»,
1998.
9.
Берн Ш.
Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
10.
Энгельс
Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс,
1991.
11.
Социология:
учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С.
Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000.
12.
Столяров
Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного
обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
13. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем.
В. М. Фриче. – Смоленск: Русич, 2002. – 624 с.
14. Человек в кругу семьи: очерки по
истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996. –
586 с.
15. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн.
/Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991.