Эстетическое воспитание детей через изучение искусства
Боженко Т.С.преподаватель
МОУДОД «Детская художественная
школа» г.Саратова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ЧЕРЕЗ
ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное
значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств
общения между людьми.
С древних времен человек умел и любил рисовать. О
чем свидетельствуют наскальные рисунки, найденные археологами в пещерах древних
людей. Уже тогда человек стремился к прекрасному. Он любовался красотой
окружающей его природы, грацией диких животных, воспевал женщину-мать. Древний
человек открыл миру такие виды искусства как живопись, скульптура, архитектура
(менгиры, дольмены, кромлех, курганы) и прикладное искусство.
Навыки в рисовании первобытный человек приобретал
путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены охоты, рыбной
ловли, бытовые сцены.
Из года в год, из века в век человек
совершенствовал свои навыки и достигал определенных побед. В эпоху Античности
появилась ордерная система, в эпоху Средневековья - иконопись, книжная
миниатюра и витражи, новые типы архитектурных сооружений, в эпоху Возрождения –
перспектива и т. д.
Искусство прочно вошло в жизнь человека, в его
быт. Мы повсеместно сталкиваемся с произведениями того и иного вида искусства,
будь то книга или здание, мимо которого мы проходим каждый день. Ребенок
впитывает это с молоком матери, и воспринимает окружающее его пространство как
должное. Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу
дом был когда-то храмом греческого бога. Именно оттуда дошли до нас современные
постройки, претерпев некоторые изменения, не всегда в лучшую сторону.
Отражая жизнь в художественных образах, давая ей
эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом
освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни.
Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и
чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства (истории
искусств), необходимо использовать их в работе с детьми.
***
Говоря об эстетическом воспитании в наши дни,
нельзя не вспомнить мыслителей, которые еще в далеком прошлом впервые стали
уделять ему внимание, - Платона, английских просветителей, Шиллера. Мы не можем
с такой же уверенностью, как древние греки, утверждать, что видя красивые формы,
слыша прекрасные звуки, дети станут сами подобны им, здоровыми и прекрасными.
Можно только позавидовать тому, как ощущали древние греки благотворное
воспитательное воздействие искусства. «Как дуновение цветка из целительной
местности», - говорил Платон. Нам представляется проявлением прекраснодушия
Шиллера его уверенность, что одно созерцание «истинных художественных
произведений» способно породить «высокое душевное равновесие, свободу духа,
соединенную с силой и бодростью», и что эстетическое воспитание способно
разрешить все социальные противоречия человечества.
Эстетическое воспитание понимается в наши дни,
прежде всего как оснащение человека лучшими достижениями мирового искусства
всех народов и всех столетий.
Знакомство с историей искусств - это основа основ
эстетического воспитания. Оно расширяет кругозор, внушает уважение к творчеству
предков и народов мира, пробуждает симпатию к художественному творчеству. Когда
на занятие я рассказываю о какой-то из религий мира, мне в первую очередь
хочется донести до детей не ее религиозное начало, а всю ту красоту, которую
она несет в себе. Детям очень нравится слушать мифы и легенды народов мира,
рассматривать изображения богов. На одном из таких занятий дети с большим
удовольствием писали живописные работы на мифологическую тему - это и рождение
Афродиты, и битва Кентавра. На пленэрном занятии мы с ребятами рисовали церковь,
и по ходу занятия я рассказывала им характерные особенности православного
зодчества, где располагается апсида, что такое закомара и т.д. Меня приятно
удивил интерес детей к этой теме, они задавали разные вопросы, и я с
удовольствием отвечала на них.
В последнее время гуманитарная основа
эстетического воспитания особенно много значит. Для формирования личности
современного человека привлекается ценнейший опыт, накопленный человечеством за
много столетий. В общеобразовательных школах, к счастью, возобновили
преподавание такого предмета как «Мировая Художественная Культура», но пока не
во всех школах. Я стараюсь дать «своим» детям как можно больше знаний по этому
вопросу.
Постижение искусства – это всегда трудное дело,
требующее знаний, тренировки, опыта и многих усилий ума и чувства. Понимание
всех глубин искусства нелегко дается даже специалисту.
***
Задачей преподавателя является, как можно
доступней и понятней донести до детей основные понятия и принципы
изобразительного искусства и истории искусства.
Во время прогулок или пленэра, на примере
конкретного здания я стараюсь рассказать основные принципы архитектурного
строительства. Рассматривая картины известных художников дети узнают не только
о авторе но и о эпохе в которой этот художник жил и творил.
При просмотре работ разных авторов дети отмечают
для себя те или иные качества художника, стараются подрожать ему, этим самым они
находят для себя то главное, к чему они стремятся в своем творчестве. «Изучение
творчества великих мастеров должно воспитывать в человеке понимание разных
путей художественного творчества, из которых каждый не похож на другой, но все
ведут к совершенству».
Источники
- М. В. Алпатов «С веком наравне» Москва изд. «Молодая Гвардия», 1990
год.
- В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной
школе» Москва издательский дом «Дрофа», 1997 год.
- Н. Н. Ростовцев «Очерки по истории методов преподавания рисунка»
Москва изд. «Изобразительное Искусство», 1983 г.
- Н. Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в
школе» Москва изд. «Агар», 2000 год.