Регулирование ценообразования
смотреть на рефераты похожие на "Регулирование ценообразования"
Министерство РФ по связи и информатизации
СибГУТИ.
Кафедра экономики и финансов
Реферат на тему:
Регулирование ценообразования.
Выполнил: студентка группы Э-91
Будченко Е. А.
Проверил: Кожевникова Л. Е.
Новосибирск, 2001.
План.
План. 2
Введение. 3
Роль государства в ценообразовании. Государственное регулирование цен. 3
Проблемы России в регулировании цен. 5
Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях.
6
Правовое регулирование ценообразования. 11
Заключение. 12
Список используемой литературы. 12
Введение.
Роль государства в ценообразовании.
Государственное регулирование цен.
Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и
предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия – это
саморегулирование. Оно осуществляется в связи с тем, что производитель
несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции
и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем.
Саморегулирование - это совокупность норм и правил, которые должны
соблюдать контрагенты не рынке.
Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом,
чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками.
Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг
товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и
принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права
устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками.
При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам,
установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных
случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным
ценам.
На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке,
на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и
уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная
плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное
регулирование.
Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством.
Выделяются три уровня подобной деятельности:
Установление государством фиксированных цен:
- в виде государственных прейскурантных цен;
- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен;
- фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством цен посредством установления условий
ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в
формах:
- фиксирования предельного уровня цен;
- выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным
прейскурантным ценам;
- внедрения предельного значения элементов розничной цены;
- установления максимального уровня разового повышения цен;
- государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для
продукции государственных предприятий.
Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень
самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет
различных запретов. Формы таких ограничений:
- запрет на горизонтальное фиксирование цен;
- запрещение вертикального фиксирования цен;
- запрещение ценовой дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка
только у одного производителя);
- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью
устранения конкурентов);
- запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.
В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное
ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного
регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с
помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.
Проблемы России в регулировании цен.
Регулирование цен является инструментом, который не может быть признан
в полной мере адекватным для использования в эффективной рыночной
экономике. Единственным исключением является регулирование тарифов и цен в
отраслях естественных монополий, которое определяется соответствующим
законодательством. В отраслях естественных монополий регулирование
применяется в качестве неизбежной платы за экономию средств, которые были
бы потрачены на создание параллельных сетевых структур. В таких отраслях
как электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт
(точнее было бы сказать в монопольных сегментах этих отраслей) сложившиеся
сетевые структуры и технологии не позволяют развивать конкуренцию. В других
отраслях (электросвязь) развитие технологий неизбежно приводит к появлению
эффективной конкуренции там, где ранее она отсутствовала или при
насильственном ее внедрении могла бы повлечь за собой излишние издержки для
потребителей. Развитие конкуренции должно приводить к прекращению ценового
регулирования и такая возможность предусмотрена в Законе РФ “О естественных
монополиях”.
Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно
дорогостоящий процесс. Известно из опыта зарубежных стран, что нередко
регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными компаниями, которые
подлежат регулированию. Нередко это происходит через делегирование
компаниями высококвалифицированных специалистов в органы регулирования.
Однако коррупция в чистом виде также не исключается.
Опыт регулирования цен и рентабельности предприятий – «монополистов»в
России в 1992–1993 годах выявил целый ряд проблем. Предприятия с
регулируемыми ценами могут:
– сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь
на производство других товаров;
– завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами;
– переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.
Регулирование цен на товарных рынках, где присутствует конкуренция, не
имеет смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен.
Регулирование цен лишь подаст неправильные сигналы товаропроизводителям,
вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с
соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить ненужную
продукцию.
На монопольных рынках во многих случаях присутствует потенциальная
конкуренция как со стороны технологически близких производителей, так и со
стороны территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена
привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в
результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого
качества.
В годы экономической реформы регулирование цен в России получило
достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее
время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы
власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями.
Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые
товары.
Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является
одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового
регулирования ценообразования.
К естественным монополиям отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их
основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в
ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма
государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из
основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических
диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях,
относящихся к естественным монополиям является сегодня одной из ключевых
задач российской экономики.
Государственное регулирование цен в естественных монополиях
направлено на решение следующих основных задач:
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и компаний-
монополистов (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и
инвесторов);
- определение тарифов для различных групп потребителей на основе реальных
затрат;
- создание экономических условий, при которых предприятиям естественных
монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новую технику и технологии,
повышать эффективность использования инвестиций;
- использование ценового механизма государственного регулирования
деятельности естественных монополий при проведении макроэкономической
политики;
- выравнивание или дифференциация тарифов в отдельных регионах с целью
обеспечения их рационального развития.
В целях решения названных задач Федеральным законом «О естественных
монополиях» предусмотрены следующие основные методы регулирования:
- установление цен или назначение их предельного уровня;
- определение потребителей для обязательного обслуживания и/или
установление минимального уровня их обеспечения;
- контроль за деятельностью субъектов естественных монополий в области
перехода прав собственности, инвестиций, отношений аренды;
- контроль за деятельностью субъектов естественных монополий при движении
акционерных капиталов.
В соответствии с существующей нормативно-правовой базой в России
сложилась двухуровневая модель регулирования тарифов на услуги естественных монополий в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК)
тарифы на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) регулируются
Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональном уровне -
региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Федерации.
В соответствии со своими полномочиями, установленными Федеральным
законом «О естественных монополиях», перечисленные органы регулирования
выполняют следующие основные функции:
- формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении
которых осуществляются ценовое регулирование и контроль;
- определяют методы регулирования, предусмотренные Федеральным законом “О
естественных монополиях”, применительно к конкретному субъекту естественной
монополии;
- контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований
указанного Федерального закона;
- вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию
законодательства о естественных монополиях.
В сфере ценообразования и контроля за ценами (тарифами) перечисленными
органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие
методы:
- ценовое регулирование посредством определения (установления) цен
(тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- установления минимального уровня обеспечения определенных групп
потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме
потребностей в товаре.
Эти органы принимают также решения о методах и способах ценообразования
применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе
анализа его деятельности. При установлении цены (тарифа) учитывается
стимулирующая роль цены в повышении качества производимых (реализуемых)
товаров (работ, услуг) и в удовлетворении спроса на них, а также
оценивается обоснованность затрат. В число учитываемых при принятии решения
факторов входят:
- издержки производства (реализации) товаров (услуг), в том числе
заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях,
необходимых для их воспроизводства и амортизационные отчисления;
- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров (услуг) по
различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу
потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Отсутствие системного подхода со стороны государства в области
ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается
рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей
и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для
промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую
очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы
шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому
снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению.
Эффективность государственного регулирования ценовых условий на
продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на
функционирование предприятий реального сектора. Так, принятие
Правительством РФ в октябре 1998 г. решения о временном замораживании цен
на топливно-энергетические ресурсы позволило снизить затраты на выпуск
продукции в народном хозяйстве на рубль продукции с 92,8 коп. в 1998 г. до
83,6 коп. в 1999 г. В итоге рост затрат устойчиво отставал от цен выпуска,
рентабельность продукции повысилась с 8,1% до 18,5%, были созданы
предпосылки для роста производства.
В 2000 г. ситуация изменилась. Рост цен на продукцию ТЭК обусловил
опережающий рост затрат по отношению к росту цен на продукцию. Если в целом
по промышленности инфляция составила 31,6%, то в топливной промышленности -
55,2%, электроэнергетике - 39,9%. Следствием стало снижение рентабельности
реального сектора и рост дифференциации по объему прибыли, основной объем
которой стал концентрироваться в сырьевых отраслях.
Одна из основных причин подобного положения - в зависимости органов
регулирования от естественных монополистов, представители которых часто
входят в состав этих органов. Тем самым естественным монополиям
предоставлена возможность навязывать свои «правила игры», включать в цены
все оправданные и неоправданные затраты. В итоге «проблемы» и ошибки
естественных монополистов перекладываются на плечи потребителя. Другой
причиной является отсутствие единой методологической базы ценообразования и
контроля за деятельностью естественных монополий. В связи с этим
деятельность естественных монополий не подпадает под реальный
государственный контроль.
Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В
частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую
работу регулирующих органов. Следует четко определить и разделить функции
органов регулирования на федеральном и региональном и местном уровнях,
законодательно определить процедуры разрешения конфликтов.
Одной из важнейших проблем ценообразования на продукцию
естественных монополий в сфере ТЭК является несоответствие цен на основные
виды топлива их теплотворной способности, технологичности при
использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 :
0,74 : 5,2 и значительно отличается от соотношения цен на уголь, газ,
мазут, принятого в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4.
Правовое регулирование ценообразования.
Конституция использует понятие «ценовая политика», а не
"ценообразование". Публично-правовое регулирование предполагает активное
участие в нем государства, то есть осуществление государством в данной
области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики.
Административная деятельность государства и муниципальных образований в
области ценообразования связана и с некоторыми организационно-
политическими, не правовыми и доправовыми основами. В некотором смысле
институт публично-правового регулирования цен - это средство
государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов
формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами
тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных
социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе,
какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового
регулирования.
Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в
данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным
регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных
образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Конституция
и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое регулирование к
финансовой сфере, к вопросам бюджетной, финансовой, кредитной и денежной
политики. Институт публично-правового регулирования ценообразования не
имеет непосредственного отношения к финансам и финансовому праву. Предмет
института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений по
государственному управлению формированием физическими и юридическими
лицами цен на отдельные товары.
Публично-правовое регулирование ценообразования не имеет
непосредственного (овеществленного) предмета (денежных средств). В этом
смысле предмет данного института сводится к нематериальному управлению.
Верным является возложение на государственные органы контрольных и
репрессивных функций и в тех отраслях, цены в которых устанавливают
муниципальные органы. Была установлена особая разновидность публично-
правовой ответственности за нарушение порядка применения регулируемых цен.
Наряду с общеизвестными видами публично-правовой ответственности (уголовной
и административной) в российской правовой реальности возникают различные
разновидности: налоговая ответственность, ответственность по
антимонопольному законодательству, ответственность за экологические
правонарушения, ответственность в области ценообразования. В соответствии с
ним взысканию (конфискации) подлежит не прибыль, а излишне полученная
выручка. В этом же размере взыскивается штраф. Штраф при повторном
правонарушении взыскивается в двукратном размере.
Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом,
чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
Выделяются три уровня в регулировании ценообразования: установление
государством фиксированных цен; установления условий ценообразования для
предприятий; свободные (договорные) цены. Регулирование цен представляет
собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. В годы экономической
реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое
распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него
смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти.
Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной
из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового
регулирования ценообразования. Эффективность государственного регулирования
ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает
значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора.
Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В частности,
необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую работу
регулирующих органов.
Список используемой литературы.
1. Выбор стратегии ценообразования на рынке. Роль государства в
ценообразовании. Государственное регулирование цен.
http://www.mibif.ru/proftest/market/6/ls5_4.htm.
2. Пудров Ю. А. Проблемы публично-правовых основ ценообразования.
http://www.fdp.ru/rus/papers/paper023.html
3. О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и
тарифов. Об основах ценовой политики Российской Федерации. Цапелик В.Е.
http://www.legislature.ru/fund/archive/expertiz/sep1.htm
4. Основные неурегулированные проблемы. Государственное регулирование
ценообразования в естественных монополиях: проблемы и пути их решения.
http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?doc&nd=981600365&nh=1&part=47.