Средо ориентированный подход в физическом воспитании
Средо ориентированный подход в физическом воспитании
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Манжелей,
Тюменский государственный университет, Тюмень
Вхождение
человечества в постиндустриальную культурную эпоху, характеризующуюся
глобализацией, динамизмом и высокой мерой неопределенности, потребовало от
образования не только массовой подготовки человека-труженика, но и штучного ваяния
человека-творца, что повлекло за собой обоснованную смену приоритетов
технократической "ЗУНовской" дидактики в пользу гуманистической
развивающей, ориентированной на развитие познавательных способностей человека,
а затем личностной, цель которой - развитие субъектности человека как
способности к самоопределению в постоянно изменяющемся мире.
Говоря о
качестве современного физического воспитания, мы должны учитывать, что
управляющее воздействие непосредственно на личность не всегда оказывается
продуктивным, а реакцией на довольно распространенные в
физкультурно-педагогической деятельности директивные методы управления может
быть как ожидаемое образцовое, так и нежелательное девиантное поведение молодых
людей.
В связи с этим
ряд исследователей (А.Г. Асмолов, В.М. Дрофа, Н.Б. Крылова, В.В. Рубцов, В.А.
Ясвин и др.) ставят вопрос о создании среды, которая способствовала бы
становлению в психофизиологической системе человека особых качеств, позволяющих
ему ориентироваться в новых задачах, результативнее решать старые и
самообразовываться "через всю жизнь".
Проблема среды
и средо ориентированного подхода (СОП) в образовании разрабатывается на
протяжении последних десятилетий как за рубежом (Р. Баркер и Виллемс, Дж.
Гибсон и др.), так и в нашей стране (О.С. Газман, В.М. Дрофа, Н.Б. Крылова,
Ю.С. Мануйлов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и
др.).
СОП в
физическом воспитании мы рассматриваем как способ построения
воспитательно-образовательного процесса, основанный на особом понимании сущности
воспитания, при котором акценты в деятельности преподавателя смещаются с
активного педагогического воздействия на личность ученика, в область
формирования воспитывающей (развивающей, обучающей) среды как совокупности
системных формирующих влияний пространственно-предметного и социокультурного
окружения. При такой организации физического воспитания включаются механизмы
внутренней активности обучаемого в его взаимодействии со средой, в которой
происходят саморазвитие и самовыражение личности.
Опираясь на
определение образовательной среды, данное В.А. Ясвиным [7], под
физкультурно-спортивной средой образовательного учреждения мы понимаем
совокупность различных условий и возможностей физического и духовного
формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном
и социальном окружении.
В
методологическом плане средо ориентированный подход базируется, во-первых, на
теории возможностей Дж. Гибсона, отмечающей активное начало субъекта,
осваивающего свою жизненную среду ("экологический мир" по Гибсону);
во-вторых, на эко-бихевиоральных исследованиях Р. Баркера и Виллемса,
обосновавших существование "поведенческих сеттингов", опосредующих
поведение человека в зависимости от физического и социального окружения;
в-третьих, на теории и практике развивающего обучения и образования Ш.А.
Амонашвили, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина, исходной
позицией которых является гипотеза Л.С. Выготского о динамическом соотношении
процессов обучения и развития.
По мнению
сторонников экологической психологии, пристальное внимание бихевиоризма к
поведению человека, когнитивной психологии - к его ментальности, а
гуманистической - к самости свидетельствует об однобокости в рассмотрении
проблемы обусловленности развития человека, поскольку, изменив поведение
человека и его индивидуальность, но оставив без изменения среду, которая
вызвала проблему, мы добиваемся временных успехов, что не решает проблемы в
корне.
Подтверждение
тому находим у П.Ф. Лесгафта, считавшего среду определяющим фактором развития
"индивидуальных и социальных" свойств человека, и у Л.С. Выготского,
который подчеркивал, что если учитель бессилен в непосредственном воздействии
на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную
среду.
Указанные идеи
перекликаются с распространенным в социальной психологии интеракционистским
подходом, согласно которому поведение человека обусловлено тремя факторами:
особенностями личности, спецификой ситуации и их взаимным влиянием друг на
друга, а развитие личности зависит как от индивидуальных задатков человека, так
и от воздействия среды (А. Бандура, У. Джеймс, Д. Роттер, Д.Г. Мид и др.). С
точки зрения этого направления человек имеет способность в значительной мере
осуществлять выбор того окружения, в которое он входит, и того поведения,
которое он выстраивает.
Согласно Дж.
Гибсону, под системой возможностей воспитательной среды можно понимать то, что
эта среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает и что ему предлагает.
При этом принципиально важно, что в отличие от "условий",
"влияний" и "факторов", принадлежащих самой среде,а не
субъекту, который в ней находится, и односторонне воздействующих на этого
субъекта, возможность, по Гибсону, представляет особое единство свойств среды и
самого субъекта, является в равной мере как фактором среды, так и поведенческим
фактором субъекта [2].
Предоставление
физкультурно-спортивной средой той или иной возможности, комплиментарной
потребностям субъекта, "провоцирует" его на проявление
соответствующей активности, присоединение к факту наличия этой возможности в
среде факта своего поведения [7].
Под системой
условий физкультурно-спортивной среды мы подразумеваем ряд обстоятельств, от
которых зависит функционирование поведенческих сеттингов, регламентирующих
поведение человека физическим окружением (спортзал и т.д.), правилами видов
спорта и этикой взаимоотношений в малой группе и способствующих актуализации
физкультурно-спортивных потребностей учащихся через "включение их в
личностно значимую деятельность" (А.Г. Асмолов).
Поведенческие
сеттинги, такие как спортивные площадки, залы и т.д., - это зоны, в которых
происходит взаимодействие между человеческой деятельностью и физическими
условиями, функционируют ради какой-либо цели благодаря активности людей. В них
сообщество является экосистемой с устойчивыми паттернами поведения в окружающей
среде на основе имплицитных правил, которые принимают все его участники,
следуют им и следят за соблюдением этих правил другими. Причем право выбора
поведенческого сеттинга остается за человеком [8].
Ведущая идея
СОП заключается в опосредованном физическом воспитании детей и молодежи через
построение и постоянное обогащение физкультурно -спортивной среды
образовательного учреждения, района, города, создающей комплекс условий и возможностей
для эффективного физкультурно-спортивного саморазвития и самовыражения
личности.
Стратегической
линией средо ориентированного физического воспитания является инкультурация
детей и молодежи через приобщение их к физкультурно -спортивному стилю жизни
(ФССЖ) на основе гармонизации телесно-духовного потенциала, актуализации
физкультурно -спортивных потребностей и формирования физкультурно -спортивных
компетенций с учетом природных и социокультурных факторов. Стратегической целью
выступает становление физкультурно-спортивного стиля жизни детей и молодежи, а
тактической - формирование физкультурно-спортивных компетенций обучающихся.
Физкультурно-спортивный
стиль жизни мы рассматриваем как способ самовыражения личности средствами
физической культуры и массового спорта, детерминированный его
психофизиологическими особенностями, мировоззрением и субъектной активностью,
природной и социокультурной средой и направленный на укрепление здоровья,
восстановление и поддержание работоспособности, физическое и духовное
самосовершенствование, организацию культурного досуга.
Физкультурно-спортивный
стиль жизни является своеобразной экологической нишей личности, позволяющей ей
"быть самой собой", обеспечивая самосохранение, саморазвитие,
самосовершенствование и самовыражение в мире природы, культуры и социума.
Физкультурно-спортивные
компетенции выступают как конкретизированные цели физического воспитания,
связующее звено между личностью и социокультурной средой, обеспечивая
сформированность ценностно -мотивационного, деятельностного, коммуникативного и
поведенческого компонентов физкультурно-спортивного стиля жизни на основе
ценностно-смыслового овладения учащимися обобщенными знаниями и способами
физкультурно-спортивной деятельности, генерализующихся в специфические способности
и качества (субъектный опыт) личности, позволяющие в нестандартных ситуациях
жизнедеятельности целенаправленно и самостоятельно поддерживать необходимый
уровень здоровья и физических кондиций, волевой регуляции поведения и
деятельности, направлять физкультурно-спортивную активность на саморазвитие и
самовыражение.
Построение
воспитательно-образовательного процесса в средо ориентированном физическом
воспитании базируется на основных положениях развивающего обучения, которые
вслед за В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.И. Пановым [4] и В.А. Ясвиным [7]
могут быть представлены следующим образом:
• Меняется
философия образования в плане воспитания свободного и ответственного, социально
и профессионально компетентного, творчески активного и мобильного, открытого
знаниям и опыту, толерантного гражданина планеты Земля, способного обеспечивать
устойчивое общественное развитие всего человечества и своей страны.
• Усвоение
ЗУНов из цели образования превращается в средство формирования
физкультурно-спортивных компетентностей, обеспечивающих содержательно
-инструментальную базу физкультурно-спортивного стиля жизни учащихся.
•
Педагогическое воздействие на ученика заменяется конструктивным взаимодействием
субъектов воспитательно-образовательного процесса (со-действием,
со-трудничеством), когда учитель и ученик, группы учеников выступают как
партнеры со-развития и со-творчества.
• Меняется
критерий оценки профессионализма педагога, согласно которому он ценится не за
владение информацией, а за то, что умеет организовать
воспитательно-образовательную среду, создающую условия и предоставляющую
возможности для саморазвития и самовыражения учащегося и себя самого.
• Стереотипное
воспроизведение учениками стандартного минимума готовых истин меняется на
освоение учащимися воспитательно-образовательной среды, способствующей
раскрытию их природных данных, саморазвитию их познавательных, эмоциональных,
физических и духовных способностей и самовыражению личности.
• Выдвигается
требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям
развития молодых людей, что обеспечивает гармонию
воспитательно-образовательного процесса с физическим, психическим, нравственным
и эстетическим развитием учащихся и усиливает роль его психологического
сопровождения.
При реализации
средо ориентированного подхода в физическом воспитании необходимо соблюдать ряд
принципов, отражающих, во-первых, особенности построения
физкультурно-спортивной среды (открытости и когерентности; прогностичности и
опережающего развития; комплексности и гетерогенности; обогащения компонентов и
микросред, входящих в структуру физкультурно-спортивной среды); во-вторых,
особенности содержания воспитательно-образовательного процесса развивающего и
воспитывающего обучения и его связи с жизнью, природосообразности и
культуросообразности, вариативности, смыслополагающей активности и целостного
развития личности; систематичности и последовательности, интеграции основного и
дополнительного образования; в-третьих, особенности взаимодействия субъектов
воспитательно-образовательного процесса (самоценности личности; толерантности;
интерактивной конгруэнтности; открытости или "честной игры",
коллегиальности, корпоративности, продуктивности).
В содержании
воспитательно-образовательного процесса органично взаимосвязаны дисциплина
"физическая культура"; элективные курсы "Основы
самомассажа", "Шейпинг", "Гидроаэробика",
"Бодибилдинг", "Здоровьесберегающие технологии" и т.д.;
оздоровительные и двигательно-рекреативные мероприятия в режиме учебного дня;
совместная исследовательская деятельность педагогов и обучающихся (проекты,
конференции, публикации и др.); внеучебная оздоровительная и
физкультурно-спортивная деятельность (ОФСД) внутри образовательного учреждения
и физкультурно-спортивные услуги, в том числе на платной основе (секции, клубы,
соревнования, конкурсы и т.д.), и за его пределами (в районе, городе, регионе и
т.д.); ОФСД и физкультурно-спортивные услуги по месту жительства, во время
летнего отдыха, во время практики.
Критериями
эффективности СОП в физическом воспитании являются сформированность
физкультурно -спортивных компетенций как развитость физкультурно -спортивных
потребностей, осознанное, значимое, действенное и ответственное отношение
учащихся к своему здоровью, физической культуре и спорту, самостоятельность и
активность в построении ФССЖ, благоприятное психофизическое состояние,
методико-практическая подготовленность, коммуникабельность, толерантность.
Опираясь на
идеи К.К. Платонова о структуре личности, В.А. Ясвина о содержании
образовательной среды, В.К. Бальсевича, В.И. Столярова, Н.Н. Визитей о
многообразии видов физкультурно-спортивной деятельности, Э.Ф. Зеера, В.А.
Кальней, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского о структуре компетенций, М.Я. Виленского,
Е.А. Климова, Г. Олпорта о стиле жизни и деятельности, мы разработали модель
средо ориентированного физического воспитания (см. рисунок).
Для
становления физкультурно-спортивного стиля жизни личности в
воспитательно-образовательной среде необходимо, во-первых , изучить
индивидуально -личностные особенности учащихся применительно к стратегической
цели физического воспитания; во-вторых, обеспечить построение и постоянное
обогащение физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, города,
региона исходя из физкультурно -спортивных потребностей учащихся, педагогов и
родителей; в-третьих, построить воспитательно-образовательный процесс с учетом
внешних (образовательная политика, требования стандарта и др.) и внутренних
(особенности субъектов, ресурсное обеспечение и др.) факторов через
конкретизацию цели физического воспитания как формирование
физкультурно-спортивных компетенций и соответствующий отбор учебного материала,
организацию физкультурно-спортивной деятельности учащихся и организацию
взаимодействия субъектов физического воспитания , в-четвертых, предоставить
личности возможности для воплощения физкультурно-спортивного стиля жизни в
природной и социокультурной среде.
Модель средо
ориентированного физического воспитания
Сокращения:
ФССЖ - физкультурно-спортивный стиль жизни; ФС - физкультурно-спортивный; ФСД -
ФС деятельность; УВМ - учебно-воспитательный материал; ФСВ - ФС взаимодействие.
Структура физкультурно-спортивного стиля жизни личности: ЦМ -
ценностно-мотивационный; Д - деятельностный; К - коммуникативный; П -
поведенческий компоненты. Структура физкультурно-спортивных компетенций:
ключевые (надпредметные) С - социальная; И- информационная; К - коммуникативная;
СО - самообразова тельная; предметные: ОА - оздоровительно-адаптивная; ОК -
оздоровительно-коррекционная; ДК - двигательно -кондиционная; ДП -
двигательно-прикладная; СР - спортивно-рекреативная
Семантическим
ядром СОП является спортивно -рекреативная деятельность , которая, с одной
стороны, функционирует в рамках поведенческих сеттингов согласно специфике
физического окружения (спортплощадки, корты, мячи, сетки и др.) и
регламентирована правилами видов спорта, регулирующими поведение ее участников,
а с другой - предоставляет спектр возможностей для добровольного выбора
субъектами видов двигательной активности, места, режима занятий и социального
окружения в зависимости от индивидуальных физкультурно-спортивных потребностей,
является мощным консолидирующим средством, обеспечивающим межкультурную
коммуникацию.
Говоря о
спортивно-рекреативной деятельности, мы имеем в виду интеграцию массового
спорта и физической рекреации, общим для которых является выбранная человеком
на добровольной основе специально организованная двигательная деятельность в
целях физического и духовного совершенствования.
Сегодня, по
свидетельству А.В. Царика [6] и др., именно со спортивно-рекреативным
направлением связывают перспективы развития физического воспитания школьников и
студентов в США.
В последнее
десятилетие реализация на практике спортизированного или спортивно
ориентированного физического воспитания детей и молодежи, имеющего общие
семантические корни со средо ориентированным подходом, довольно успешно
осуществляется группой ученых во главе с В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой [1].
Отдельно в
рассматриваемом аспекте стоит работа О.В. Жбанкова, в которой отражена проблема
информатизации процесса физкультурного образования с целью усиления его
личностной ориентации на основе разработки и реализации методологии построения
информационного пространства (как учебной базы), позволяющего синтезировать
новые методы организации учебно-тренировочного процесса [3].
Однако в
указанных работах недостаточно отражены вопросы построения интегративно
-динамической физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения и
опосредованного управления физкультурным саморазвитием, самовыражением учащихся
через воздействие на ее (среды) компоненты, не раскрыты принципы и механизмы
взаимодействия субъектов образовательного процесса, не затронуты вопросы
стимулирования самостоятельности и активности обучающихся.
Специфическими
особенностями средо ориентированного физического воспитания является
организация стимулов, поступающих из среды, и организация деятельности учащихся
навстречу этим стимулам (Дж. Гибсон).
Вариативность
содержания и добровольно -альтернативный характер физкультурно-спортивных
занятий через реализацию учащимися выбора программного материала дисциплины
"физическая культура" и уровня его усвоения при сохранении базового
ядра, форм занятий (самостоятельные, факультативные, клубные), видов
физкультурно-спортивной деятельности, преподавателя, времени и места занятий,
снимает присущее традиционной (социально ориентированной) модели противоречие
между актуальным для современной педагогики ориентиром на культурологическое
обогащение содержания образования и директивными формами и методами организации
учебно-воспитательного процесса.
Целевые
ориентиры СОП прекрасно соотносятся с государственным образовательным
стандартом, задающим нижнюю границу требований к уровню и качеству подготовки
выпускников через формирование физкультурно-спортивных компетентностей.
СОП эффективен
в физическом воспитании детей любого возраста, однако больше всего для него
подходят условия старшей профильной и профессиональной школ, поскольку,
во-первых, у учащихся уже сформирован разнообразный двигательный опыт,
необходимый для нормального физического развития; во-вторых, у большинства
старшеклассников и студентов проявляются склонности к определенным видам
спорта; в-третьих, если в период профессионализации интересов не предоставить
возможности для личностно значимых занятий физкультурно-спортивной
деятельностью, в дальнейшем это может привести к отказу от занятий физическими
упражнениями на добровольной основе.
Структура
интегративно-динамической физкультурно-спортивной среды ТГКСИУ
Группы студентов
Похожие работы на - Средо ориентированный подход в физическом воспитании
|