Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов
Критические периоды развития статического и
динамического равновесия у школьников 1-11-х классов
Кандидат педагогических наук Ю.М. Кабанов, Витебский
государственный педагогический институт
Одна
из основных задач физического воспитания школьников - гармоничное развитие всех
сторон их моторики, в том числе и способности к равновесию. Сохранять
устойчивое положение тела при выполнении множества движений в повседневной
жизни человека и в специфических видах его деятельности (спорте, медицине,
искусстве и т.д.). Следовательно, на уроках физической культуры в школе крайне
необходимо развивать и совершенствовать способность к равновесию.
Согласно
литературным данным, в процессе роста и развития живого организма (в
онтогенезе) наблюдаются особые периоды повышенной его чувствительности к
воздействию факторов внешней среды [2-5]. Они получили название критических. В
эти периоды организм значительно лучше адаптирован к воздействию
неблагоприятных факторов внешней среды [3]. Определено, что направленное
воздействие на организм индивидуума в критические периоды развития того или
иного физического качества или способности позволяет наиболее эффективно
формировать прочные двигательные навыки, целенаправленно управлять
индивидуальной программой его физического развития [4, 5].
Поэтому
с целью выявления благоприятных периодов для направленного воздействия средств
при развитии способностей к равновесию в наших исследованиях были определены
критические периоды различных уровней чувствительности статического и
динамического равновесия. Тестировано 1100 учащихся 1-11-х классов, по 50
мальчиков и 50 девочек в каждом классе. Используемые нами контрольные упражнения
отвечали метрологическим требованиям теории тестов [1].
Годичные
сдвиги в развитии статического и динамического равновесия рассчитывались в
процентах по отношению к сдвигам, полученным за весь период обучения в школе.
Годичные периоды условно рассматривались как субкритические, если величина
сдвига в развитии способности к равновесию оказывалась ниже условной единицы
(у.е.) отсчета. Когда величина годичного сдвига превышала у.е., период развития
равновесия рассматривался как критический. Критический период низкой
чувствительности (КПНЧ) включал от 1,0 до 1,5 у.е.; средней (КПСЧ) - от 1,51 до
2,0 у.е.; высокой (КПВЧ) - от 2,1 у.е. и выше. Направленное воздействие
соответствующих средств для развития равновесия должно осуществляться в КПСЧ и
КПВЧ [3].
Для
расчета величин темпов прироста статического и динамического равновесия за
определенный период времени была использована формула С. Броуди [4]:
,
где:
Т - темпы прироста; П1 и П2 - х-значения исследуемых показателей.
Субкритические
периоды развития статического равновесия у мальчиков приходятся на 1-2-й,
4-5-й, 6-7-й, 7-8-й, 9-10-й, 10-11-й классы (табл. 1-2). КПНЧ отсутствуют. КПСЧ
наблюдается со 2-го по 3-й класс, КПВЧ - с 3-го по 4-й, с 5-го по 6-й и с 8-го
по 9-й классы. Однако только с 3-го по 4-й и с 8-го по 9-й классы наблюдается
статистически достоверное улучшение исследуемых показателей (см. табл. 2).
Поэтому мы не можем рассматривать период со 2-го по 3-й класс как КПСЧ и с 5-го
по 6-й класс как КПВЧ.
Таблица
1. Годичные сдвиги показателей статического и динамического равновесия у
школьников 1-11-х классов, выраженные в условных единцах (у.е.)
Классы
Похожие работы на - Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов
|