Представления о душе и смерти у народов коми
Представления о душе и смерти у народов коми
У
к.-з. и к.-п. существовали единые представления о существовании души-дыхания
("лов"). Именно после ухода этой души, т.е. с прекращением дыхания
человек считался мёртвым. Вероятно, под влиянием христианских воззрений
считалось, что в течении сорока дней после смерти "лов" находилась на
земле и посещала родной дом. Для этих посещений, чтобы душа покойника могла
умыться, вплоть до сороковин (поминок на 40-й день) в какую-либо посудину
наливалась вода, а в углу висело чистое полотенце. После сороковин
"лов" уходила в иномир.
Представления
о мире мёртвых было двойственным. С одной стороны, это были христианские рай и
ад, но с другой, существовало стойкое убеждение, что место обитания душ
умерших, не локализованное конкретно в пространстве, находится в
непосредственной близости от мира людей, благодаря чему между умершими и их
сородичами сохраняется постоянная тесная взаимосвязь. Эти, безусловно, древние,
дохристианские воззрения находили отражение в сохранявшихся у к.-з. и к.-п.
вплоть до недавнего времени чётких пережитков культа предков. К
"родителям" обращались за помощью перед началом любых важных
хозяйственных начинаний (севом, жатвой и т.д.), считалось, что умершие
неустанно заботятся о благополучии своих живых сородичей. В свою очередь,
живые, чтобы обеспечить эту помощь, были должны периодически устраивать душам
умерших родственников поминальные угощения, как можно чаще вспоминать их добрым
словом, при посещении бани приглашать их помыться вместе и т.д. Обидевшиеся на
недостаточное внимание "родители" могли наказать своих живых близких
неудачей в хозяйственных делах или даже наслать на кого-либо из них
какую-нибудь болезнь. По сведениям В.П. Налимова, души тех умерших, о которых
окончательно забыли их потомки и больше не устраивали им поминки уходили
"на другую планету", т.е. другой иномир, уже не сообщающийся с миром
земным.
У
большинства этнографических групп к.-з. сохранялись представления и о другой
душе человека, душе-тени, душе-двойнике. Называли её "орт" (у
ижемских к.-з. - "урес", у печорских - "душенька" <
рус.). Оставаясь невидимой, душа-орт всю жизнь сопровождала человека. Видеть
орт могли лишь некоторые колдуны, а также те, кто прошёл под гробом или под
мордой лошади, везущей покойника. Появлялся перед глазами людей или, оставаясь
невидимым, как-то обнаруживал своё присутствие орт либо пред смертью человека,
которому он принадлежал, либо как свидетельство для близких о его смерти, если
она произошла не дома. Видимый орт имел облик человека, душой-тенью которого он
являлся. За орта признавалась также птица, залетевшая в дом или забежавшая в
него белка. Невидимый орт давал о себе знать какими-либо звуками или же
передвиганием и ронянием домашней утвари. На верхней Выми существовали
оригинальные представления о том, что орт бывает с головой и безголовый.
Увидеть орта с головой означало лишь предвестие какого-то неприятного события
для человека - его двойника. Безголовый же орт означал его скорую неминуемую
смерть, причём, отсутствие головы не мешало сразу же узнать этого человека.
После смерти человека, т.е. когда его тело покинула душа-дыхание, душа-тень
тоже его оставляла и отправлялась в путешествие. Целью этого путешествия было
посещение всех мест, где при жизни побывал покойник, как бы далеко они не
находились. Куда девалась душа-тень после этого достоверных сведений не
имеется.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sati.archaeology.nsc.ru/