Aватара
Aватара
Aватара
(санскр.– «нисхождение»), полное или частичное воплощение божества в зооморфных
и антропоморфных формах. Идея аватар формировалась под знаком мифа о
периодическом освобождении земли от груза первоначального бессмертия людей.
Первоначально идею аватары выражали понятия «прадурбхава» («явление»), а также
«рупа» («форма»), «вапус» («прекрасная форма»), «тану» («тело»).
Термин
«аватара» канонизируется не ранее кодификации Махабхараты и Рамаяны и сложения
ранних Пуран – ок. середины I тыс. н.э. Концепция аватары была сформулирована
раньше – в Бхагавадгите, где Кришна сообщает Арджуне: «Хотя я непреходящ и
являюсь владыкой живых существ, я являюсь в мир благодаря собственной силе
мистификации (майя), опираясь на собственную природу. Всякий раз, когда
деградирует дхарма и преобладает ее противоположность, я, о потомок Бхараты!
посылаю себя в мир, и так, ради защиты добрых и поражения злых, а также ради
поддержки дхармы я появляюсь в каждый мировой период».
Хотя позднее
Кришна говорит о неисчислимости своих манифестаций-вибхути, в число которых
включаются первые боги (в их числе Шива), демоны, мудрецы, но также и
мистификаторы – к указанному периоду середины I тыс. н.э. формируется
представление о 10 основных аватарах Вишну:
1) Рыба
(Матсья), спасшая от потопа прародителя людей Ману, его семью, семь
мудрецов-риши и Веды (сюжет заимствован из Шатапатха-брахманы);
2) Черепаха
(Курма), добывшая погибшие во время потопа сокровища из мирового океана, в их
числе напиток бессмертия (амрита), «корову желаний» Сурабху и богиню Лакшми
(сюжет заимствован из той же Шатапатха-брахманы);
3) Вепрь
(Вараха), убивший демона Хираньякшу, который вновь погрузил землю в воды
космического океана, и поднявший землю на своих клыках;
4) Человеколев
(Нарасинха), уничтоживший другого демона, Хираньякашипу, преследовавшего своего
благочестивого сына Прахладу, почитателя Вишну, и поставившего перед богами
условие, что он не может быть убит ни человеком, ни животным;
5) Карлик (Вамана),
восстановивший власть над землей, воздушным пространством и небом,
порабощенными демоном Бали, который добился всемогущества своими аскетическими
подвигами, – сюжет восходит к ведийским представлениям о трех шагах Вишну,
посредством которых он устанавливает пределы вселенной;
6) Рама с
топором (Парашурама) – брахман, более двадцати раз уничтожавший
мужчин-кшатриев, чтобы отомстить за убийство своего отца Джамадагни одним из
царей (миф отражает соперничество сословий жрецов и воинов за приоритет под углом
зрения брахманской идеологии);
7) Рама,
знаменитый царевич Айдохьи, сын Дашаратхи, герой Рамаяны, выигравший войну на
острове Ланка с царем демонов Раваной, который похитил его супругу, прекрасную
Ситу – воплощение супружеской верности, воинского мужества и справедливого
правления;
8) Кришна – еще
более популярный герой эпических сказаний, родом из клана ядавов в Матхуре,
спасшийся (вместе со своим братом Баларамой) от своего дяди – царя Кансы,
прославившийся любовными утехами с женами и дочерьми пастухов (гопи), убивший
Камсу, овладевший Матхурой, основавший новую столицу в Двараке (Саураштра),
ставший союзником и наставником пандавов, произнесший перед их решающим
сражением с кауравами знаменитую проповедь Бхагавадгиту на священном поле
Курукшетре и случайно погибший после междоусобиц в Двараке от стрелы охотника;
9) Будда –
Вишну принимает образ основателя буддизма, дабы не допустить демонов-асуров к
пользованию жертвенными долями богов, соблазнив их своим нечестивым учением,
отрицающим веру в Веды и священные обряды (позднее разрабатывается версия,
согласно которой Вишну стал Буддой, чтобы положить конец жертвоприношениям
животных – Гитаговинда);
10)
Калкин-Вишнуяшас – Вишну будущего времени («эсхатологическая аватара»), отчасти
напоминающий будущего Будду – Майтрею, который явится в конце нынешней мировой
эпохи кали-юги верхом на белом коне с мечом в руке, дабы покарать «варваров» и
«воссоздать землю для дваждырожденных».
Классический
список аватар в Пуранах насчитывает 22 воплощения Вишну. Известнейший перечень
Бхагавата-пураны добавляет к вышеназванным также Первочеловека (Пуруша),
мудрецов-риши Нараду, Нару и Нараяну, полулегендарного основателя философской
системы санкхьи Капилу, риши Даттатрею, Жертвоприношение (Яджня), джайнского
героя и монарха-чакравартина Ришабху, первого царя, праведного Притху, врача
богов Дханвантари, легендарного «разделителя» Вед, составителя эпоса и пуран
Ведавьясу (Вьяса), Балараму – брата Кришны. Среди аватар, однако, различаются
полные (как Рама или Кришна) и частичные, притом степень «частичности» также
различается. Индуистский политеизм весьма осложнил «аватарические» отношения
мифологических персонажей: знаменитый герой пандавов Арджуна по одной версии
считался сыном (и аваторой Индры), по другой – аватарой риши Нары, поскольку
был ближайшим другом и почитателем Кришны, считавшегося, в свою очередь,
воплощением Нараяны. Сходным образом брат Кришны Баладэва иногда почитается как
инкарнация первозданного змея Шеши.
В
позднесредневековом индуизме аватарой Вишну, а также и других божеств
объявлялся каждый заметный учредитель новой секты. Так, основатель
дуалистической веданты Мадхва (13–14 вв.) считал себя воплощением одного из
двух сыновей Вишну-Нараяны – бога ветра Ваю, сошедшего на землю ради разрушения
пагубного учения последователей Шанкары, с которыми он всю жизнь ожесточенно
полемизировал. Знаменитый же проповедник кришнаитской бхакти Чайтанья (15–16
вв.) почитался своими адептами как аватара Кришны и его возлюбленная Радхи
одновременно. При этом вычислялись полные воплощения, половинные, четверичные,
восьмеричные, шестнадцатеричные и т.д. (некоторые гуру почитались аватарами
лишь одного из атрибутов Вишну, например его диска-чакры, его «возницы» птицы
Гаруды и т.д.). Из вишнуизма идея аватар была заимствована и шиваитами;
основатель адвайта-веданты Шанкара считался полным воплощением Шивы, тогда как
его преемники считаются уже частичными аватарами самого Шанкары.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/