Синектический метод определения и достижения целей
Синектический метод определения и достижения целей
Стивен Фланнес (Steven Flannes), психолог и
консультант по управлению с 20-летним стажем, Center for Executive Options
университета Дж. Вашингтона.
Парадокс
творчества, инновации и лидерства состоит в том, что если вы изобретаете что-то
новое, вы часто не знаете, куда вы идете, — это похоже на движение в тумане.
Здесь вам может помочь синектический процесс решения творческих проблем,
который поможет вам двигаться вперед. Знание своего желательного результата и
уверенность в том, что вы достигли его, позволят вам определить, достигли ли вы
его.
Как
только вы определите вашу цель, вы можете экспериментировать с путями для ее
достижения. Если вы обращаете внимание на результаты и отклики, которые вы
получите от ваших действий, вы можете проверить, продвигают ли вас ваши
действия ближе к пониманию вашей цели. Если эффект вашего действия не отвечает
вашим намерениям, вы можете изменить ваши действия. Таким образом:
Если
то, что вы делаете, не срабатывает, делайте что-нибудь другое, отличное от
того, что вы делали прежде.
Нет
ошибки — есть только обратная связь.
Определение специфических особенностей вашей задачи
или цели
1.
Заявите вашу цель в положительном ключе, то есть как цель, к которой вы можете
продвигаться. Ваше подсознание не приемлет негатива и фокусируется на том, о
чем вы думаете (например, попытайтесь не думать о синем цвете).
2.
Будьте конкретны в том, что вы хотите, — задавайте вопросы, чтобы развеять
любую неопределенность:
Кто?
Как?
Что?
Где?
Когда?
Избегайте
использовать вопрос «почему?», так как за ним скрывается скорее убеждение, чем
желание иметь конкретную информацию о задаче.
3.
Сосредоточьтесь скорее на желаемых результатах, чем на текущем состоянии дел,
то есть:
"результаты"
вместо "проблем";
"возможности"
вместо "ограничений";
"как"
вместо "почему"
"полезно"
вместо "правильно" или "неправильно".
При
постановке целей или задач люди часто забывают о различии стилей мышления:
некоторые
люди предпочитают думать об амбициозных целях или о большой картине, но когда
приходит время действовать, они не знают, что делать;
другие
же думают о деталях и могут быть ошеломлены, если цель слишком амбициозна.
Кроме
того, если цель слишком скромная, она не может обеспечить мотивацию, чтобы
побудить кого-то к действию. В этом случае важно привязать эту цель к большей
или более важной цели, которая кого-то побудит продвигать ее вперед.
План действий
Любые
открытые возражения или проблемы могут быть решены, если мы воспользуемся
синектическим процессом решения творческих проблем. Условия получения
закономерного результата можно сформулировать следующим образом:
Позитив
— что вы хотите?
Достижение
— как вы определите, что вы преуспели?
Конкретная
ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат?
Собственность
— можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат?
Ресурсы
— кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам?
Последствия
— если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться?
План
действия и промежуточные цели — что является следующим шагом?
Рассмотрим
теперь каждый из этих пунктов подробно.
1.
Позитив — что вы хотите:
Сформулируйте
вашу цель/результат в положительном ключе — движение к желаемой цели и не
уходите от чего-нибудь нежелательного. Если ситуация складывается в
отрицательном ключе, спросите — что бы вы хотели вместо этого?
2.
Достижение — как вы определите, что вы преуспели:
Как
вы определите, что вы добились вашего результата?
Что
вы увидите, услышите и почувствуете? Будьте конкретны.
Как
кто-то еще узнает, что вы добились вашего результата?
Как
люди увидят, что вы делаете, и услышат, что вы говорите? И опять, будьте
конкретны.
3.
Конкретная ситуация — в каком контексте вы хотите получить этот результат:
Когда
вы хотите его получить? Когда не хотите?
В
каком окружении вы хотите его получить? С кем он мог бы быть неподходящим?
В
какой ситуации он будет полезен? При какой ситуации он мог бы быть
неподходящим?
4.
Собственность — можете ли вы начать использовать и сохранить этот результат:
Что
вы можете сами сделать, чтобы достигнуть вашего результата?
Что
находится под вашим контролем и что не находится?
Если
эта ваша цель касается кого-то еще или вашей организации в целом, то какова
ваша цель в отношении вашего поведения или навыков/способностей в этой
ситуации?
Что
вы можете сделать, чтобы оказать влияние на других и убедить их в необходимости
помочь вам?
5.
Ресурсы — кто или что есть в вашем распоряжении, чтобы помочь вам:
Какие
личные качества и навыки есть у вас, призванные помочь вам в достижении вашей
цели?
Кто
бы еще мог помочь вам?
Какие
примеры для подражания есть у вас (кто добился этого раньше)?
Какие
еще ресурсы есть у вас?
6.
Последствия — если бы вы имели это завтра, смогли бы вы им воспользоваться:
Что
произойдет, если вы получите ваш результат?
Сколько
времени и каких усилий потребует достижение этого результата?
На
кого еще это окажет влияние и что будут чувствовать попавшие под его влияние по
этому поводу?
Какая
выгода от поддержания статус-кво и оттого, что ничего не делается?
Как
вы можете извлечь выгоду от существующей ситуации?
Представляет
ли ваш результат вас тем, кем вы являетесь, и кем вы хотите быть?
Чем
будет этот результат для вас, если вы достигнете его?
7.
План действий и промежуточные цели — что является следующим шагом:
Какую
роль играют люди?
Кто
отвечает за другие действия?
К
какому сроку будут завершены другие действия?
Кого
еще надо привлечь, проконсультировать или проинформировать?
Насколько
это согласуется с другими или еще более значительными результатами?
Есть
ли менее значительные результаты, которые могут быть достигнуты с тем, чтобы
преодолеть препятствия?
Какие
промежуточные цели позволят вам определить, что вы находитесь на пути к
достижению вашего результата в целом?
Каков
ваш результат теперь и как он изменяется? Возможно, он не меняется, оставаясь
тем же самым, и это тоже хорошо.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/