Методы воздействия на группы во время проведения совещаний и собраний
Методы воздействия на группы во время проведения
совещаний и собраний
Галина Николаевна Сартан, кандидат психологических
наук, директор центра практической психологии "Катарсис",
Государственная академия инноваций.
Действующая
организация постоянно сталкивается с проблемами. Осуществляя свою деятельность,
организация превращает проблемы в задачи и решает их. Эффективно превратить
проблему в задачу и решить ее возможно при объединении и координации усилий
сотрудников, ответственных за данное направление.
Одной
из форм внутренней «саморегуляции» организации являются совещания. В работе
совещания принимают участие, как правило, более десятка человек, представляющих
несколько отделов или групп.
Сотрудник,
участвующий в работе совещания, сталкивается с различными стимулами, которые
действуют на его нервную систему, провоцируя определенную реакцию. Различаются
основные ( рабочие) стимулы, которые побуждают человека к эффективной деятельности,
и периферические стимулы, отвлекающие внимание человека и переключающих его
основную деятельность.
Проводящий
совещание человек должен обладать знаниями, которые позволят ему эффективно
управлять стимулами, структурировать совещание, обеспечивать результативность
поведения участников совещания, а также сохранение и приумножение их внутренних
ресурсов.
Умение
конструктивно воздействовать на участников совещания особо ценится в случае
кризисной ситуации на предприятии, когда за короткое время необходимо получить
информацию, разобрать ошибки, сплотить команду и воодушевить сотрудников.
Психология
коллективного восприятия
Разрабатывая
совещание, важно учитывать специфику коллективного восприятия. Сидящий отдельно
человек обладает хорошей способностью к концентрации внимания на одном объекте,
и, следовательно, к быстрой обработке и синтезу информации. Ресурс его внимания
сосредоточен на рабочем объекте (главном стимуле), периферические
(второстепенные) стимулы внимание практически не притягивают.
Человек,
сидящий в окружении себе подобных, находится в качественно иной ситуации: его
внимание «приклеивается» не только к рабочим объектам (например, обсуждению
проекта), но и к периферическим стимулам (словам друга, жестикуляции соседей,
звуку шагов, смеху в противоположном углу зала в ответ на его слова,
недовольному выражению лица непосредственного начальника).
Кроме
того, значительная часть нервной энергии в целом и внимания в частности
тратится на так называемые референтные переживания. Референтные переживания —
это переживания, основанные на изменении отношения к себе со стороны значимых
лиц, следовательно, изменении самооценки человека, его «Я-образа».Поводом для
референтных переживаний может быть как негативная оценка со стороны начальника,
неожиданно агрессивное отношение со стороны коллег, так и дружеская поддержка.
Таким
образом, нервная система человека на совещании переживает как « рациональные»
(деятельностные), так и « эмоциональные» (межличностные) состояния. Она
представляет собой своего рода весы, которые находятся в состоянии
неустойчивого равновесия.
Вывод:
ресурс внимания и энергии участника совещаний распределяется между объектом
работы, периферическими стимулами и референтными переживаниями.
Наблюдая
за участниками совещаний, можно сделать интересный вывод: одни люди приходят на
совещание, чтобы получить «рациональные состояния», другие — референтные
переживания, третьи — раствориться среди периферических стимулов.
Вспомните
последнее совещание, в котором вы принимали участие и заполните таблицу 1.
Проанализируйте энергетические затраты участников совещания.
Таблица
1.
№
Похожие работы на - Методы воздействия на группы во время проведения совещаний и собраний
|