Память. Общая характеристика памяти
Память. Общая характеристика памяти
Память
– запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта,
дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами
прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы
организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в
деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое
субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной
функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Процессы памяти
При
характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение,
забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
Запоминание
-
процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания
ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1)
запечатление -
кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося
однократно на несколько секунд;
2)
непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно
воспринимаемого материала;
3)
преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью
сохранения материала в памяти.
При
заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени,
активное воспроизведение материала заучивания
Успех
запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны
быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это
включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы
повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
Сохранение
– процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается
полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных
элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они
занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда
удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым
эффектом памяти.
Процессом,
противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс,
заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти
материала. Психологические исследования показали, что в первое время после
заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный
материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Забывание
в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно
предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности,
предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а
забывание материала под влиянием последующей деятельности -
ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы
информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).
Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю
следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти
связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в
его сознании.
Для
уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Воспроизведение
– процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного
ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
узнавание,
которое возникает при повторном восприятии объекта;
воспоминание,
которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
припоминание,
представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом
зависящую от четкости поставленных задач;
реминисценция
– непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Воспроизведение
строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от
отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта,
возраста, жизненного опыта, занятий.
Виды памяти
Наиболее
распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие
виды памяти.
В
зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала
Двигательная
память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе
двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании
двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в
пространстве.
Эмоциональная
(аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний
и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью
сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память
является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и
сопереживанию.
Образная
память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно
важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в
пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную,
обонятельную, вкусовую память
Словесно-логическая
память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и
внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.
В
зависимости от характера деятельности
Произвольная
память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения
внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока.
Это наиболее продуктивный вид памяти.
Непроизвольная
память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
В
зависимости от способа запоминания
Механическая
память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
Смысловая
память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях
запоминаемого материала.
В
зависимости от продолжительности хранения материала в памяти
Ультракороткая
память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия)
– вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она
преобразуется в кратковременную.
Кратковременная
память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации
информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются
«стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с
нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных
связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа.
Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном
восприятии обстановки.
Время
функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5
- 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них
может извлекаться дополнительная информация.
Долговременная
память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне,
стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным
воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время,
возможно, на всю жизнь.
Оперативная
память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные
действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из
материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти[1]
. Продолжительность оперативной памяти
ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем
элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую
решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.
Список литературы
Гамезо
М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу
«Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
Зеер
Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург:
Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
Зеер
Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос.
проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
Климов
Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р
н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
Петровский
А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр
«Академия», 2000. –512 с.
8.
Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический
проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
368 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru