Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях
Представления молодых людей о реальных и идеальных
родителях
Ким Э.Ф., педагог-психолог
Кафедра социальной адаптации и психологической
коррекции личности Санкт-Петербургского Государственного Университета, г.
Санкт-Петербург.
В
настоящем исследовании изучена роль родительской семьи в формировании
представлений молодых людей об идеальных фигурах отца и матери. По нашему
мнению, эти представления имеют значение в процессе образования молодой семьи,
поскольку, с одной стороны, они дают возможность организовать собственную
семейную жизнь по сценарию, отличному от предыдущего поколения, а, с другой,
нередко ведут к распаду семьи, поскольку не учитывают реальности жизнедеятельности
[1, 2, 3, 4].
Цель
проведённого исследования заключалась в изучении взаимосвязи между
представлениями взрослых детей о себе, реальных родителях, образах идеальных
родителей и особенностями семейных отношений и удовлетворённостью ими. Решались
следующие задачи: проанализировать представления молодых людей о себе, реальных
родителях и образах идеальных родителей, определить особенности воспитания,
используемого родителями взрослых детей, выявить удовлетворённость членов семьи
отношениями между собой, проанализировать взаимосвязи изученных показателей.
Всего
обследовано 40 семей с детьми в возрасте от 20 до 25 лет - всего 100 человек.
На момент исследования молодые люди еще не состояли в браке, то есть не имели
собственной семьи. Из 40 семей 9 семей – неполных (с одним родителем), 31 –
полная (с двумя родителями). Всего было исследовано 100 человек.
Гипотезы
исследования:
1.
Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях связаны с
особенностями их семейного воспитания в родительской семье.
2.
Образы идеальных родителей в представлении молодых людей более согласованы, чем
образы реальных родителей.
Использованы
Гиссенский личностный опросник, опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
(АСВ), шкала удовлетворённости отношениями между собой членов семьи.
Математическая
обработка проводилась с использованием: t-критерия Стьюдента для независимых
выборок, непараметрических критериев U Манна-Уитни и ТМФ (Точный метод Фишера),
дисперсионного анализа, корреляционного анализа.
В
итоге были получены следующие результаты:
1.
Среднестатистический психологический автопортрет молодого человека, принявшего
участие в исследовании, характеризуется положительной социальной репутацией,
склонностью к властолюбию, хорошим контролем над собой, положительным фоном настроения,
замкнутостью, хорошими социальными способностями. При этом девушки оценивают
свою социальную репутацию выше, чем юноши.
2.
Психологический портрет реальной матери с точки зрения взрослых детей включает
такие характеристики, как положительная социальная репутация, властолюбие,
высокий контроль над собой, отрицательный фон настроения, замкнутость и низкие
социальные способности. Отличий в портретах реальной матери у юношей и девушек
не выявлено.
Психологический
портрет реального отца, с точки зрения взрослых детей, отличают отрицательная
социальная репутация, властолюбие, высокий контроль над собой, положительный
фон настроения, замкнутость и низкие социальные способности. При этом девушки
ниже, чем юноши, оценивают социальную репутацию своих отцов.
Сравнение
образов реальных родителей обнаружило статистические различия по шкалам
социальной репутации и преобладающего настроения. Взрослые дети считают, что их
матери имеют положительную социальную репутацию и сниженный фон настроения,
тогда как отцы – отрицательную социальную репутацию и положительный фон
настроения.
3.
Статистически значимые различия в оценках реальной и идеальной матери взрослыми
детьми обнаружены по шкалам социального одобрения и преобладающего настроения.
Идеальная мать оценивается, как имеющая более высокую социальную репутацию и не
сниженный, а положительный фон настроения. Кроме того, идеальная мать, по
сравнению с реальной, более открыта перед другими людьми. В оценках девушек
идеальная мать должна также отличаться не властолюбием, а послушанием.
Достоверные
различия в образах реального и идеального отца, созданных взрослыми детьми,
прослежены по шкалам социальных способностей и преобладающего настроения.
Идеальный отец, в отличие от реального, характеризуется не низкими, а высокими
социальными способностями и еще более высоким положительным фоном настроения.
Кроме того, идеальный отец должен иметь положительную, а не отрицательную
социальную репутацию, а также отличается уступчивостью, а не властолюбием.
В
оценках девушек идеальный отец, помимо этого, отличается большей открытостью,
откровенностью и потребностью в любви.
4.
Образы идеальных родителей – матери и отца, в представлениях взрослых детей
имеют чрезвычайно сплочённую связь, то есть, по сути, передают представление
ребёнка о просто идеальном человеке без дифференциации по полу и семейной роли.
5.
Воспитательную практику родителей взрослых детей характеризует недостаточность
запретов, санкций и воспитательная неуверенность. Чрезмерность
требований-запретов предпочитают использовать отцы. В то же время их основной
стратегией воспитания является гипопротекция, тогда как матерей отличает
гиперпротекция. Последнее могло быть связано с тем, что для матерей чаще
характерна фобия утраты ребёнка.
6.
Прослежена связь между особенностями воспитания родителей и самооценкой
психологических свойств детьми. В семьях с гипопротекцией отца дети оценивают
свой фон настроения, как сниженный. Наличие у матери фобии утраты ребенка
связано у детей с низким контролем над собой. Предпочтение матерью в ребенке
женских качеств коррелирует с тем, что дети оценивают свою социальную репутацию
и свои социальные способности, как низкие.
7.
Выявлена связь между семейным воспитанием и образами реальных и идеальных
родителей, созданными взрослыми детьми. Взрослые дети, чьи отцы используют
чрезмерное число запретов, оценивают его как терпеливого и уступчивого. В
семьях с гипопротекцией отца его оценивают как замкнутого и необщительного.
Предпочтение матерью в ребенке женских качеств коррелирует с тем, что ее оценивают
как имеющую низкие социальные способности, а реального отца – как человека с
низким контролем над собой.
В
семьях с гипоопекающих отцом идеальный отец представляется таким же. В семьях с
гиперопекающей матерью идеальная мать представляется, как имеющая низкие
социальные способности, а отец – как человек с низкой социальной репутацией.
8.
75% участников исследования скорее были удовлетворены своими семейными
отношениями. При этом наблюдалась тенденция к большей удовлетворённости
отношениями взрослого ребёнка с матерью, чем с отцом.
Удовлетворённость
отношениями с отцом была связана с большим числом показателей, чем
удовлетворённость отношений с матерью. На высоком P-уровне значимости
определено, что общая удовлетворённость семейными отношениями связана с
удовлетворённостью взрослого ребёнка отношениями с отцом, с удовлетворённостью
ребёнка отношениями родителей, с удовлетворённостью отца собственными
супружескими отношениями.
9.
Чем ниже общая удовлетворённость семейными отношениями, тем чаще взрослые дети
имели отрицательный фон настроения, тем ниже они оценивали социальную
привлекательность матери и тем в большей степени считают её депрессивной,
замкнутой и отстранённой от окружающих; тем менее общительным и социально
активным оценивался отец, тем более беззаботной и легкомысленной представляется
идеальная мать.
В
ходе обработки полученных данных получили подтверждение ранее выдвинутые
гипотезы о том, что представления взрослых детей о реальных и идеальных
родителях связаны с особенностями семейного воспитания и о том, что образы
идеальных родителей более согласованы, чем образы реальных родителей.
Анализируя
результаты можно прийти к выводу, что образы идеальных родителей – матери и
отца, в представлениях взрослых детей имеют чрезвычайно сплочённую связь, то
есть, по сути, передают представление ребёнка о просто идеальном человеке без
дифференциации по полу и семейной роли. В то же время реальные родители в
результате своего действительного существования демонстрируют своим детям
свойства, качества, особенности, обусловленные их различной природой и
актуализируемые разными жизненными ситуациями. Однако дело в том, что
ориентировка взрослых детей в предпочтениях свойств привязывается именно к
абстрактному образу идеального человека, без учета его индивидных особенностей
и социальных требований к нему.
Системная семейная терапия: от «банальных вопросов» к
парадоксальным решениям
Старшеклассники:
от диагностики к оптимизации обучения, социализации и профессионального
самоопределения учащихся 7–11 классов
Список литературы
1.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
2.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. М., 1996.
3.
Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. М., Воронеж, 2003.
4.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su