Проблемы социальной адаптации инвалидов
Проблемы социальной адаптации инвалидов
Ветрова
Ирина Юрьевна – соискатель кафедры социального управления, социальный педагог
по работе с молодыми инвалидами Центра социального обслуживания инвалидов
Заволжского р-на
Проблема
социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе
является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее
время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с
большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря
на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности
общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом
определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые
предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.
Настал
момент представить инвалидность не как проблему определённого круга
“неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Её сущность
определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными,
психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей
действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с
возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и
лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям,
детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в
жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая
ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой
категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и
досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.
Потребности
инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные
нуждам остальных граждан и-особые, т.е. потребности, вызванные той или иной
болезнью.
Наиболее
типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
в
восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам
деятельности;
в
передвижении;
в
общении;
в
свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
в
возможности получать знания;
в
трудоустройстве;
в
комфортных бытовых условиях;
в
социально-психологической адаптации;
в
материальной поддержке.
Удовлетворение
перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных
мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане
инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо
выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность
– это специфическая особенность развития и состояния личности, часто
сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её
сферах.
Вследствии
этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них
низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по
статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало-со
средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в
производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои
семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и
желания заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим
условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в
общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная
адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой
идеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в виде
специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественным
методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.
Взаимоотношение
инвалидов и здоровых-мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает
зарубежный и отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные
возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать
потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели
опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся
негативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации,
не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.
Немногочисленные исследования, посвящённые этому вопросу, выявили следующее:
представители различных слоёв населения в принципе признают (97%), что
существуют слабые и малозащищённые группы, нуждающиеся в помощи общества и только
3% опрошенных говорили, что при оказании социальной помощи никому не должно
отдаваться предпочтение. По вопросу приоритетности помощи некоторым группам
людей мнения распределились следующим образом: более 50% граждан считают, что в
ней наиболее нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди, живущие в домах для
престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%),
Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%),
беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).
Идею
социальной адаптации инвалидов на словах поддерживают большинство, однако
углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к
больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды
воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих
возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными
членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается
неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям,
позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми.
Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти
взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих
взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не
хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами,
знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут
уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько
общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты,
отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между
инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе
не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему
соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов
показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими
идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных
показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными
возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина
инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают
качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1
группы).
Около
трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как
вполне приемлемую.
Причём
понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к
плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы
инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из
факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего
здоровья. По результатам исследований, среди лиц определяющих качество своего
существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.
Немаловажным
элементом психологического самочувствия и социальной адаптации лиц с
ограниченными возможностями является их самовосприятие. Опросы, проведённые в
г.г. Москве, Вологде и Ярославле показали, что только каждый десятый инвалид
считает себя счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестой
в Москве, каждый третий в Вологде, каждый второй в Ярославле признавал себя
малообщительным. Четверть инвалидов в Москве и треть в Ярославле и Вологде
считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов
существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество “счастливых”,
“добрых”, “активных”, “общительных” больше среди тех, чей бюджет устойчив, а
число “несчастных”, “злых”, “пассивных”, “необщительных” было больше среди
постоянно нуждающихся. Аналогичны психологические самооценки в разных по
тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1
группы. Среди них больше “добрых”, “общительных”, “весёлых”. Хуже положение у
инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы
меньше “несчастных” и “грустных”, но значительно больше “злых”, что
характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это
подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических
экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности,
большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Также
отмечена разница в самооценке у мужчин и женщин: “удачливыми” себя считают 7,4%
мужчин и 14,3% женщин, “добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми” –
18,8% и 21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.
Замечено
отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она
значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих,
большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние
выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин
крайне неблагоприятной личностной самооценки. Наименее адаптированными являются
одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличается
принципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптации
группу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовое
положение (31,4% а в среднем у инвалидов 26,4%). Они считают себя более
“несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%), “пассивными”
(соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%), среди этих людей
мало лиц, довольных жизнью. Черты социально-психологической дезадаптации
одиноких инвалидов имеют место несмотря на то, что в мерах по социальной защите
они имеют определённый приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходима
психолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение морально-психологического
состояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложными
экономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалиды
испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне,
чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы,
характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологических
условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что
малейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.
Итак,
можно констатировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации
инвалидов затруднён, поскольку:
удовлетворённость
жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и
ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);
самооценка
также имеет отрицательную динамику;
существенные
проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональное
состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем,
пессимизмом.
Наиболее
неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается
сочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки,
настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу
входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие
инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (в
частности, больные ДЦП).
У
людей с церебральным параличём наряду с нарушением двигательных функций
наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте.
Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной
чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности),
излишней расторможенности (или безинициативности). Больные ДЦП-инвалиды с
детства, а это означает, что они не имели возможности для полноценного
социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайне
ограничены.
Обычно
ребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все циклы социализации,
взросление его задерживается. Всё это происходит от того, что взрослые не
обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку.
Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других,
пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные
последствия данной ситуации проявляются в том, что эти инвалиды становятся
особой, отделяемой от общества социально-демографической группой. Исследования,
проведённые в 1997 г. Ярославским центром социально-психологической, трудовой и
творческой реабилитации инвалидов при поддержке центра профориентации “Ресурс”
обнаружили, что более всего испытывают чувство неуверенности в своих силах и
осознают ненужность обществу лица, страдающие ДЦП. Уровень дохода у них ниже,
чем у людей с другими заболеваниями, ниже у них и возможности получения
образования. Малое число этих людей занято трудом, среди больных детским
параличом значительно меньше лиц, имеющих свою семью, у большинства отсутствует
желание заниматься какой-либо полезной деятельностью. Как показывает небогатый
пока отечественный опыт, инвалиды с ДЦП даже имея желание и возможность
участвовать в жизни общества, не могут их реализовать из-за негативного
отношения к ним окружающих, при этом наиболее отрицательно настроена молодёжь
(для этой категории молодых инвалидов, имеющих видимый дефект, контакт со
здоровыми сверстниками особенно затруднён). Нельзя не сказать о том, как сами
молодые инвалиды, страдающие детским параличём, относятся к возможности личного
активного участия в общественной жизни. На вопрос анкеты “Как по-вашему, должны
ли инвалиды жить, учиться и работать среди здоровых или же они должны жить
отдельно, в специальных учреждениях?” ответили все опрошенные, что говорит о
его актуальности. Среди противников интеграции (43%) те молодые люди, которые
часто встречались с пренебрежением окружающих. Их мнение таково: “Здоровые люди
всё равно инвалидов не поймут”. В результате наших исследований также
выяснилось, что инвалиды проживающие в сельской местности Ярославской области
(с.Пречистое, Вятское, Некрасовский р-н и пр.) чаще оказываются сторонниками
интеграции, чем молодёжь, живущая в Ярославле и других крупных городах области.
Интересен тот факт, что инвалиды постарше (25-30 лет) положительно относятся к
активно-личностному участию в окружающей жизни. Среди молодёжи 14-24 лет таких
лиц значительно меньше. Чем больше степень поражения у больных ДЦП, тем менее
они социально активны. Нами также замечено, что молодые инвалиды, в чьих семьях
невысокий материальный уровень и плохие жилищно-бытовые условия, также
оказались в числе противников идеи интеграции. Вероятно это связано с тем, что
люди, уже в чём-то потерпевшие неудачу, не надеются, что жизнь в других
условиях будет лучше. Зачастую у молодёжи с ДЦП не всегда стабильные
взаимоотношения с близкими. Многие предпочитают общению со сверстниками сидение
“в четырёх стенах” под родительской опекой. Примерно 30% из числа опрошенных
молодых инвалидов с ДЦП г.Ярославля вообще отказываются от контактов с кем бы
то ни было (в основном, это девушки в возрасте 18-28 лет с тяжёлой формой
детского паралича). В процессе наших наблюдений замечено, что в семьях этих
молодых людей крайне остро встают психологические проблемы такого плана: у
большинства родителей возникают различные негативные чувства, они начинают
ощущать неловкость и стыд перед окружающими за ребёнка-инвалида и поэтому сужают
круг его социальных контактов. На причине возникновения подобных ситуаций важно
остановиться более подробно. Когда в семье появляется ребёнок с ограниченными
возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка
является кризисом в жизненном цикле семьи, поскольку ведёт к переосмыслению
социальных ролей и функций, иногда при этом возникают конфликтные моменты.
Когда же ребёнок имеет признаки инвалидности, то этот кризис протекает с
удвоенной остротой. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус
семьи, нарушает социальные связи. Крайне обостряются морально-психологические
проблемы. У подавляющего большинства родителей возникает чувство вины, которое
сопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи начинает
протекать в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не только
прячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородиться от
мира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся с
матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации
ребёнка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Близкие
нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и
воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут
правильно оценить его возможностей. Поэтому вполне обосновано, что многие
молодые инвалиды с ДЦП жалуются на родительскую гиперопеку, подавляющую любую
самостоятельность. Это резко снижает возможность адаптации таких инвалидов. В
устранении конфликтных ситуаций в семье нуждаются большинство из опрошенных
нами молодых инвалидов – “опорников” (56,7%). Однако существующая
социально-экономическая ситуация постепенно вынуждает некоторых молодых
инвалидов к изменению собственной жизни. В данный момент их количество ещё
невелико, но можно ожидать дальнейшего роста числа таких людей, а
следовательно, существует необходимость продумать заранее пути реализации их
возможностей в социальной интеграции, стремления к самостоятельному улучшению
жизни.
Собственные
наблюдения и анализ социально-психологических особенностей молодых людей,
больных ДЦП, позволили выделить четыре основных типа адаптации этих инвалидов к
обществу:
Активно-позитивный
тип характеризуется стремлением к поиску самостоятельного выхода из негативных
жизненных ситуаций. У молодых инвалидов, относящихся к этому типу,
благоприятный внутренний настрой, достаточно высокая самооценка, оптимизм,
заражающий других, энергичность и самостоятельность суждений и поступков.
Пассивно-позитивный
тип характеризуется наличием у молодых инвалидов низкой самооценки. При
пассивно-позитивном типе адаптации существующее на данный момент положение, в
котором находится инвалид (например, постоянная опёка близких), его устраивает,
поэтому наблюдается отсутствие стремления к переменам.
Пассивно-негативный
тип. У молодых людей присутствует неудовлетворённость своим положением и вместе
с тем отсутствует желание самостоятельно улучшить его. Всё это сопровождается
заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением
к окружающим, ожиданием глобальных катастрофических последствий даже от
незначительных бытовых неурядиц.
Активно-негативный
тип. Присутствующие здесь психологический дискомфорт и неудовлетворённость
собственной жизнью не отрицают желания изменить ситуацию к лучшему, но реальных
практических последствий это не имеет в силу влияния различных объективных и
субъективных факторов.
К
сожалению среди молодых людей с последствиями детского паралича крайне редко
встречаются лица с активно-позитивной жизненной позицией. Их единицы, но они
являются наиболее социально-активными (в том числе и в плане создания
общественных организаций инвалидов). Большинство молодых инвалидов с ДЦП либо
не испытывают стремления как-то менять свою жизнь, либо считают себя
неспособными на столь важный шаг. Как правило, они находятся во власти тех или
иных обстоятельств. Поэтому эти лица особо нуждаются в чётко спланированной и
научно-обоснованной системе социально-педагогических и психологических мер,
направленных на формирование у них самостоятельности суждений и действий,
навыков труда и культуры поведения, достойного духовно-нравственного облика,
умения жить в обществе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru