Психология поведения (П.Жане)
Психология
поведения (П.Жане)
Психология
поведения – общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная
Жане. Психология поведения примыкает к теориям социальной обусловленности
психики и развития личности, а также к французской социологической школе,
представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт
социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения,
Психология поведения была направлена против ассоциативной психологии и
бихевиоризма. Основана на категориях – "активность",
"деятельность", "действие", "психическая
энергия", "психическое напряжение", "психологические
уровни", "психологический автоматизм", "психическая
сила" и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии,
травматические реминисценции и др., которые трактует, исходя из единства
эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.
В основу
понимания и развития личности в Психология поведения положено учение о поведении.
Психика человека развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего
благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики
Психология поведения рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах
развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого
человека более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.
В Психология
поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия
как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельность человека
Поведение человека включает не только видимую активность, но и внутреннее
психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его
регулирующим звеном. Основной клеточкой социальной жизни является социальное
действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид
выполняет первую часть действия, а другой – вторую. Психическое рассматривается
как составная часть поведения, действия. Различные психические процессы
представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так,
психическое может выступать "подготавливающей" частью действия
(желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием
(мышление).
Выделяются семь
уровней поведения человека К первому, самому низкому, уровню поведения
относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает
опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения
действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает
в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания). К четвертому
уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с
реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой
уровень поведения – это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал
производным от практические действия. В качестве высшего, седьмого, уровня
поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека Именно она
формирует произвольность внимания и волевое усилие.
Способность к
саморегуляции, к опосредованию своего поведения в Психология поведения
считается наивысшим критерием развития личности В регуляции поведения большая
роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему,
совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают
функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все
более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.
Развитие
субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личностных
образований – персонажа, "Я", субъективности, индивидуальности,
которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные
отношения человека с обществом, с др. людьми. В противоположность термину "роль"
выдвигается термин "персонаж", предполагающий преходящую стадию
развития личности Личность возникает только тогда, когда внешние требования,
предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта –
основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне
вызова. Высшую степень развития личности Жане наз. стадией
"индивидуальности", которая характеризуется появлением у человека
чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций,
понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованию
общества.
Личность – это
интегрированная психологическая система, отвечающая всегда как единое целое на
воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамического
равновесия требует, согласно Психология поведения, значит, силы и напряжения. В
Психология поведения выдвинуто положение о психическом напряжении и психической
силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как
сознательная психическая активность личности, предоставляет личности
возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших
потребностей. Предполагается, что способность к усилию является основным
критерием оценки личности, а ценность личности измеряется ее способностью
выполнять работу, требующую усилия. Психологическая сила означает определенное
свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а
напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если
напряжение падает, происходят различные нарушения в функционировании личностной
системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения является
следствием тяжелых соматических заболеваний, врожденной слабости нервной
системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психологического
напряжения обусловливает диссоциацию личностной системы. Личность оказывается
неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их
входит в область бессознательного.
Периодические
резкие колебания психологического напряжения могут приводить к образованию двух
и более личностных систем, каждая из которых функционирует на своем уровне
напряжения, с чем связано раздвоение личности Падение психологической силы и
напряжения в Психология поведения вызывает также симптом "потери чувства
реальности", выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на
окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение
окружающих предметов и людей, как их нереальность.
Ряд новых и
перспективных идей Психология поведения оказал влияние на исследования Ж.
Пиаже, А. Баллона, на исследования в области психологии личности и
патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.
Список
литературы
Н. И. Повякель.
Психология поведения (П.Жане)