Работа со сновидениями
Работа со сновидениями
Артем Кримнус
Мой подход к работе со сновидениями сформировался под влиянием
многих психологических течений. Пожалуй, даже не только психологических, но и
философских, и, отчасти, эзотерических. Ведь, чтобы говорить о том, какова цель
сновидений и, как она ими достигается, надо иметь представление о душевном
устройстве человека.
А в моем случае это представление носит скорее
философско-мистический характер, чем строго психологический.
Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на свое
представление о структуре и динамике психики.
Надо сказать, что не
существует правильной теории сновидений, как не существует в психологии и
правильной теории личности. Каждый психолог разрабатывает ее для себя сам,
конечно, основываясь на более фундаментальных разработках.
У меня тоже к сновидениям
свой собственный подход. Я не говорю, что придумал что-то новое. Нет, мой
вариант - это солянка из того, что мне понравилось в чужих подходах и, что
удалось приспособить для себя. Как и положено, все эксперименты по началу
ставились на самом себе - именно мои собственные сновидения были первичным
материалом для анализа. Рассказывать о том, каким мне видится устройство души,
не буду - это предмет отдельного разговора. Скажу лишь, что, по моему
представлению, психика стремится к равновесию, и когда человек чрезмерно
развивает или, наоборот, подавляет какой-то аспект своей личности, то разными
способами психика стремится вернуть человека на "путь истинный".
Сновидения - это первая ласточка. Сначала душа через сновидения тихонечко
подсказывает человеку, что идет не так в его жизни. А если человек намеков не
понимает, душа использует более мощное средство - тревожные сны, а на следующем
этапе - кошмары.
Можно сказать, что цель
сновидения - удержать человека от впадения в крайности и помочь реализовать
заложенный в него потенциал. С такой позиции, вполне очевидно, что, понимая
язык своих сновидений, человек может обойти очень многие мели на своем пути.
Анализом и работой со сновидениями мы и займемся.
Сновидения я
рассматриваю, как тщательно поставленные спектакли с глубоким метафорическим
смыслом.
Действующие лица и отдельные объекты таких постановок - это
отдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма - это иллюстрация к
связям и взаимоотношениям между этими аспектами, рассказанная эзоповым языком.
Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что каждый образ
сновидения (персонаж или пассивный объект) - это метафорическая персонализация
какой-то психической структуры. То есть, все происходящее в сновидении - это
отображение происходящих в душе процессов. Поэтому, я очень осторожно отношусь
к "вещим" снам. Я не говорю, что их не бывает - бывают, но только
редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомого человека, это ничего
не говорит о состоянии здоровья того человека и не предупреждает о
надвигающейся беде.
Это может означать, что, в метафорическом смысле, для нас
"умерла", то есть, утратила значение, какая-то наша часть или установка,
которая изображена в сновидении в виде знакомого человека. Ну, или что-то
подобное. Для меня, сон - это обратная связь со своей душой. Очень эффективная
связь.
Как и любой спектакль,
сновидение имеет свой сценарий - последовательный динамический сюжет. Во сне мы
видим не статическую картинку, а события, разворачивающиеся на той или иной
сцене. Как я уже говорил, для понимания сновидения нам важны, во-первых,
отдельные значимые образы, во-вторых, динамика и смысловая нагрузка их
взаимоотношений. Я рассматриваю каждое сновидение, как повествование, у
которого есть завязка, кульминация и развязка. Кульминация - самое важное, что
происходит во сне; завязка - это предыстория событий, а развязка - это
последствия, которые, вероятно наступят, если человек ничего не изменит в своей
жизни. Структура сюжета может быть и другой, но, так или иначе, изучение и
анализ структуры - это первый этап при моей работе со сновидением. Только,
узнав структуру сюжета и описав основные связи между образами сновидения, можно
продолжить работу - поиск смысловой нагрузки.
Забыл упомянуть важную
деталь - для понимания сновидения очень важны те эмоции и чувства, которые
человек испытывал во сне и сразу после того, как проснулся. Эмоции и чувства -
гораздо более важны для понимания смысла тех или иных образов сновидения, чем
их визуальное изображение. Например, совершенно жуткого вида чудовище, при всем
при том может вызывать чувство спокойствия и безопасности, а, безобидно
выглядящая телефонная трубка, вызывать панический ужас. Поэтому говорить о
сновидении, не обращая внимания на испытанные человеком чувства, - это трата
времени.
Возьмем для примера такой
сюжет: девушке снится, что она находится в центре огромного города; вокруг
много людей; в какой-то момент она поднимает голову и видит, что в небе висит
прекрасный белоснежный дворец; она испытывает радостные чувства, восхищается
этим дворцом; потом она поворачивается к людям, которые находятся рядом и
пытается привлечь их внимание к этому дворцу, поскольку никто на него не
обращает внимания; люди реагируют прохладно и в тот момент, когда девушка снова
смотрит на дворец, она видит на его месте скучное желтое здание; дворец исчез;
девушка испытывает разочарование и опустошение.
Сначала рассмотрим
структуру сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное волшебное воодушевляющее,
потом по какой-то причине она хочет привлечь внимание окружающих, а, когда ей
это удается, видение сменяется на что-то малопривлекательное. Еще короче - есть
положительный образ, девушка совершает действие, образ сменяется на
нейтральный. Завязка - большой город, дворец в небе, воодушевление, кульминация
- попытка привлечь внимание и трансформация дворца в простой дом, развязка -
разочарование и опустошение.
Проделав такую работу, мы
уже прошли половину пути к пониманию послания, которое душа хочет донести до
сознания. Во многих случаях, можно остановиться на этом этапе, поскольку дальше
все становится очевидным. С нашим примером тоже можно сделать некоторые выводы
- девушка совершает ошибку, желая поделиться своим видением с людьми. Она
хочет, чтобы все вокруг радовались и восхищались так же, как она (материал для
дальнейшего анализа). А, передав свое видение посторонним людям, она вдруг
обнаруживает потерю его ценности.
Когда она пытается рассказать всему миру о том, что видит у себя в
душе, она растрачивает энергию. Ее ошибка в желании поделиться, в неумении
довольствоваться единоличным переживанием своего видения. Вместо того чтобы
отдаться ему полностью, она бросается к людям с восклицанием - "Смотрите!
Смотрите!", а в результате, ни люди не видят ничего особенного, ни она
сама. И приходит разочарование и опустошение. Кратко можно сказать, что,
вероятно, девушка в жизни пытается донести до окружающих ее людей свои
внутренние переживания и образы, а, проделав это, она обесценивает их для себя
и утрачивает с ними связь. Пытаясь словами выразить невыразимое, человек тратит
силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным и волшебным
(дворец), после попыток объяснить и передать это другим, превращается в пустую
бессмыслицу (простой дом).
Оговорка - в данной трактовке сделано допущение, что люди из
сновидения соответствуют реальным, пусть не конкретным, людям. Может быть и
другой вариант - люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в глазах
которого девушка и пытается "оправдать" ценность своего видения.
Чтобы определиться более точно, нужно учитывать жизненный контекст сновидицы.
На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь ведет человек, чем
занимается и, что с ним вообще в данный момент происходит.
Однако надо учитывать,
что далеко не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной
работы над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не получается.
Кстати, вполне надежным критерием правильной трактовки сновидения может быть
реакция сновидца на сделанные выводы. Если реакция отсутствует - то есть
человек не чувствует внутри никакого отклика на предложенную трактовку, значит
что-то в ней не так, что-то упущено или понято не верно.
Так вот, если
"инсайт" не наступает сразу, приходит время следующего этапа. После
того, как определена структура и выделены основные действующие лица и их
взаимоотношения, можно приступить к их анализу. Тут есть два дополняющих друг
друга подхода. Первый - поиск индивидуального смысла каждого отдельного образа,
второй - определение смысла с точки зрения коллективного символизма. В обоих
случаях, каждый образ изучается, сначала, отдельно, а потом во взаимосвязи со
всеми остальными образами и общим течением сюжета.
При поиске индивидуального
смысла, обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от
психоаналитической техники свободных ассоциаций). Не надо понимать поиск
ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле
все может происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций тоже может быть
эффективным). Напомню, что за каждым образом сновидения стоит некая психическая
структура - это может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая
другая заморочка. Так вот, понять смысл образа - значит, докопаться до того, на
что этот образ указывает. Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой,
один и тот же образ сновидения может у разных людей указывать на совершенно
разные вещи.
Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью и дружбой,
а кого-то с волками и опасностью. Поэтому, поиск индивидуального, вытекающего
из личного опыта, смысла - второй по важности момент при анализе сновидения.
Чтобы нащупать глубинный
индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть глаза и
погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те чувства и мысли,
которые он вызывает. Часто, эффективным бывает другой подход - поиск для образа
параллелей из реальной жизни, того, что созвучно этому образу или как-то его
напоминает. И тот, и другой подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке
образа. Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется
интересным - человека просят рассказать свое сновидение с точки зрения каждого
отдельного образа и попытаться описать все те чувства, которые он (образ)
испытывает. Как и все остальные практики в гештальт-терапии, такое
проговаривание должно происходить в такой форме, как если бы сюжет сновидения
развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще не пользовался, но чувствую,
что она может быть очень эффективной.
Когда индивидуальный
смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это
тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно
посмотреть на них с точки зрения коллективной символики. Отличие здесь в том,
что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного человека. Многие
образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г.
Юнга - это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг
группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого понятия тоже
смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть два
ярких образа, созвучных по смыслу - это центр большого города, в котором
происходит действие и волшебный дворец. Подробно расписывать символику этих
образов не буду - по этому вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а
вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую
глубинную сердцевину человеческой души. То, что девушка оказалась в центре
города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно, указывает на то, ей
удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали
бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь
обрывает.
Обычно, анализ
коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к
каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже
разговор отдельный и долгий). А поиск индивидуального смысла выводит на
поверхность актуальные (текущие) психологические проблемы человека.
Примерно таким вот
образом происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только
несколько деталей, которые надо учитывать.
Часто одно и то же
сновидение повторяется несколько раз в течение жизни - это надо расценивать,
как указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается передать.
Кошмары - это более
жесткое предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар
заканчивается тем, что человек просыпается от страха - это говорит о том, что
психика начинает терять терпение. Здесь уже можно начинать волноваться за свое
душевное благополучие.
Многие сновидения на
столько мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются
отрывочно, или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы. Такие
сновидения можно считать не важными, но только в том случае, если они не
вызывают тревожного состояния у сновидца.
Отсутствовать вообще сны
могут по одной причине - душевная тупость или, если угодно, черствость. Если
вам не снятся сны, значит, вы их слишком долго учились игнорировать. Короче,
это плохо.
По идее, у человека
постоянно должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений. Конечно, есть
люди, которые со временем находят более эффективные средства для ведения такого
диалога, но это люди редкие. В этом смысле, важно такой диалог налаживать и
поддерживать. Сновидец и его душа - это, как два собеседника.
Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходит в
тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами.
Вариантов и техник
налаживания продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много. Например,
можно сны зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе, подобные
техники можно использовать и в тех случаях, когда человеку "не
снятся" сны или их сюжет слишком запутан и не ясен. Когда общение
налажено, язык сновидения становится простым и понятным. Сложность и
навороченность сюжета - признак того, что слишком много накопилось такого, что
душа хочет сказать человеку.
Все. Хватит. Есть масса
других тонкостей и важностей, но расписывать их все - лень. И без того масса
книг по этому вопросу уже написана. А для тех, кто еще только хочет попробовать
анализировать свои сны, намек - оно того стоит! Приз велик.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psychology.net.ru/