Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре
Детская субкультура: содержание, функции, значение в
культуре
Абраменкова В. В.
Социогенетический
анализ детской субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и
личности ребенка, — детского сообщества, группы сверстников.
Детская
субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие)
— в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и
детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов
деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или
иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой
культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она
обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой
собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы
поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в
значительной степени независимо от взрослых.
Понятие
детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом
гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных
Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен
Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная
Конвенция о правах ребенка — все эти акты послужили поворотом общественного
сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать
личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой
культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.
Возникновение
детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено
половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую
древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость)
члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности,
тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более
автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и
ритуальным действиям взрослых — к игре как особой непродуктивной форме
активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением
ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений (Д.Б.
Эльконин).
Содержание детской субкультуры.
Это
тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на
протяжении всего социогенеза, его составляют: традиционные народные игры
(хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.); детский
фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский
правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства
и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование
грибного/ягодного места); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши,
поддевки); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против
везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические
истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа "почему",
рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (этимология,
языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей
(составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение
прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы,
обряды).
Остановимся
на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых
в процессе социализации трудно переоценить. Игра как школа произвольного
поведения "школа морали в действия" (А.Н. Леонтьев) и своеобразное
моделирование социальных отношений является ведущей деятельностью ребенка по
совершенствованию и управлению собственный поведением (Эльконин, 1978).
Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый
интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом
процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные
для России игры, как