Суждение и его виды
Міністерство освіти
України
Інститут держави і права
ім В.М.Корецького
Вища школа права
РЕФЕРАТ
з логіки
на тему:
“Суждение и
его виды”
Виконав студент
групи Д-12
першого курсу
Хоменко К.М.
1998
План
СТР.
Общая характеристика суждений……………………….. 2
Суждение как утверждение или отрицание
чего–либо о чем-либо. Истолкование
суждения как сочетания слов……………………………. 2
Истолкование суждения как сочетания
представлений или понятий……………………………... 3
Атрибутный характер простого суждения……………... 4
Простое суждение, как отображение
существования или не существования
предмета суждения в действительности……………….. 5
Деление суждений на виды по характеру связки……… 6
Деление суждений на виды по характеру
предмета суждения………………………………………. 6
Общая характеристика суждений
Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного в них
конкретного содержания. Логику интересует не конкретное содержание данного
понятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще всякому виду понятия,
суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще всякой форме
мышления вообще.
Суждение как утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо.
Истолкование суждения как сочетание слов
“Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение,
состоящее из двух, связанных между собой связкой имен… Таким образом, согласно
номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть
определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно.
Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть
только языковая оболочка суждения, а не само суждение.
Истолкование суждения как сочетания представлений (или понятий).
Значительная часть логиков-идеалистов считает, что то о чем мы нечто
утверждаем или отрицаем в суждении, есть представления (или понятия), а то,
что мы утверждаем или отрицаем в суждении, является определенным отношением
между этими представлениями (или понятиями). Наиболее рельефно эта точка зрения
на суждение выражена у Канта и неокантианцев. Если номиналисты отождествляли
суждение с предложением, то Кант и неокантианцы отрывают суждение от
предложения, - говорит Кант, - я уже должен судить….”
По мнению Канта, суждение есть соединение представлений в сознании… Это
представление сознаний лишь тогда имеет необходимый характер, когда данные
представления подводятся под априорные чисто рассудочные понятия.
“Если разложить, - говорит Кант,- все наши синтетические суждения,
насколько они объективны, то окажется, что они никогда не состоят из одних
созерцаний, связанных, как обыкновенно полагают, в суждении только через
простое сравнение; они были бы невозможны, если бы к отвлеченным от созерцания
понятиям не было присоединено еще чисто рассудочное понятие, под которое те
понятия подводятся и только таким образом связываются в суждение, имеющее
объективное значение.
Таким образом, у Канта истолкование суждения как установления связи или
отношений между представлениями или понятиями необходимо связано с идеалистическим
истолкованием всей действительности.
То, о чем нечто утверждается в суждении, есть, следовательно,
представления.
То, что утверждается в отношении этих представлений, есть определенное
отношение (т.е. априорная чисто рассудочная категория). Отличие неокантианцев
от Канта выражается лишь в том, что они вообще отказываются от признания
существования материальной действительности, хотя бы и в виде непознаваемых
“вещей в себе”.
Простым суждением называется такое суждение,
которое состоит только из двух понятий; в одном из этих понятий выражается то,
о чем мы нечто утверждаем или отрицаем в другом из этих понятий выражается то,
что утверждается или отрицается.
Пример простого суждения: “Лилия - растение”.
Атрибутный
характер простого суждения.
Вещи не существуют в действительности без признаков, т.е. без качеств,
свойств, состояний отношений и т.п. “…. Вещь, - утверждает К.Маркс,- есть
совокупность многих свойств...”
В равной мере не существуют в действительности и признаки оторвано от
вещей. “Существуют говорит Ф.Энгельс, - не качества, а только вещи, обладающие
качествами, и притом бесконечно многими качествами.”
Поэтому и в мышлении предмет (вещь) отображается всегда в единстве с
его признаками. “…Возможно ли же,- спрашивает по этому поводу Н.А.Добролюбов,-
отделять предмет от его признаков, и что остается от предмета, если мы
представление всех его признаков и свойств уничтожим?”
Объективно существующее взаимоотношение между признаком и предметом
отражается формой простого суждения.
Следует иметь в виду, что под предметом в логике понимается не только
конкретная единичная вещь (например: эта роза, книга, лежащая на моем столе), а
вообще все то, что является объектом познания.
Поэтому предметами суждения могут быть и совокупности предметов , т.е.
классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства и отношения вещей.
признаком предмета ( или группы предметов) является и отношение предмета к
другим предметам и принадлежности предмета к классы предметов, так как все это
характеризирует познаваемый предмет. Например, признаком “этой розы” является
не только то, что она красная что она пахнет и т.п., но также и то, что она
растет у меня под окном, что она краснее той розы, которая растет у входа в
сад, что она расцвела раньше всех роз в моем саду, что она принадлежит к чайным
розам….
Простое суждение, как отображение существования или не существования
предмета суждения в действительности.
Утверждая или отрицая принадлежность признака предмету, мы вместе с тем
отображаем в суждении существование или не существование предмета суждения в
действительности. Так, например, в таких простых суждениях, как: “существуют
космические луги”, “Русалки не существуют в действительности” и т.п., мы
непосредственно утверждаем (или отрицаем) существование предмета суждения в действительности.
В прочих простых суждениях существование предмета суждения в действительности
нам уже заведомо известно. Не только в суждениях существования, а и во всяком
простом суждении содержится знание о существовании или не существовании этого
суждения в действительности.
Деление суждений на виды по характеру связки
Утвердительные суждения отображают наличие
какого-либо признака, т.е. черты, стороны, свойства, состояния и т.п. в
предмете суждения.
Отрицательные суждения отображают отсутствие
какого-либо признака в предмете суждения. Например, в суждении: “Язык не
является классовым” речь идет об отсутствии у “языка” признака классовости.
Деление суждений на виды по характеру предмета суждения.
По характеру предмета суждения ( или “по количеству”) суждения делятся
на единичные, частные и общие.
Некоторые логики называют единичные суждения индивидуальным
суждением. Такое название является неудачным ибо оно ведет к смешиванию
единичных суждений с индивидуальными суждениями. На самом деле всякое
индивидуальное суждение является единичным суждением, но не всякое единичное
суждение является индивидуальным суждением. Индивидуальным суждением следует
называть лишь такое единичное суждение в котором указывается отличительный
признак отдельного предмета.
Частное суждение высказывается нами тогда,
когда мы, установив, что некоторые предметы какого-либо класса предметов
обладают (или не обладают) известным признаком, еще не установили ни того, что
этим признаком обладают(не обладают) также и все прочие предметы данного класса
предметов, ни того, что этим признаком не обладают (обладают) некоторые другие
предметы данного класса предметов. Если мы в процессе дальнейшего познания
предметов данного класса установили, что указанным в частном суждении признаком
обладают только некоторые или все предметы данного класса, но в этом случае
частное суждение переходит или в частно-выделяющее, или в общее суждение.
Общим суждением в традиционной логике
называется такое суждение, в котором сказуемое относится ко всему объему
подлежащего. Неудовлетворительность такого определения общего суждения уже видна
из того, что это определение не дает возможности отличить общее суждение от
единичного суждения, в котором ведь тоже сказуемое относится ко всему объему
подлежащего. В самом деле, как, например, надлежит понимать утверждение о том,
что в общем суждении сказуемое относится ко всему объему подлежащего? Значит ли
это, что содержание, утверждаемое в предикате общего суждения, относится только
к совокупности предметов или же у каждому отдельному предмету, охватываемому
субъектом суждения?
Все эти и некоторые другие вопросы не получат своего разрешения в
традиционном учении о количестве суждения. А между тем без правильного решения
этих вопросов невозможно дать правильное истолкование природы общего суждения.
Список
использованной литературы:
1.
Таванец П.В. “Суждение и его виды”
2.
Введенский А.И. “Логика как часть теории”
3.
Копнин П.В. “О логических воззрениях”.