Основные направления деятельности ОВД по предупреждению террористической деятедьности
Содержание
Введение. 3
1. О
понятиях "терроризм" и «антитеррористическая деятельность». 4
2.
Деятельность ОВД по предупреждению и борьбе с проявлениями терроризма 7
3.
Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными
организациями в сфере контроля над терроризмом. 10
Заключение. 15
Библиографический
список литературы.. 16
Введение
Террористическая
деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, наличием
связи с международными террористическими организациями, жесткой конспирацией и высокой
дисциплинированностью, превосходным техническим оснащением. Учитывая это,
субъектам, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом, в том числе милиции
как составной части органов внутренних дел, требуется использование всей
совокупности соответствующих правовых средств.
Предупреждение
терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых,
предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним – одна из
первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение
терроризма - есть комплексная система мер социально-экономического,
политического и юридического характера, направленная на предотвращение:
возникновения террористических организаций, совершения террористических актов,
последствий терроризма; целью, которой, является обеспечение общественной
безопасности населения, защита политических, экономических и международных
интересов государства.
Противодействие
терроризму определено в качестве важнейшего направления деятельности всей
системы органов и войск системы МВД России. Сегодня, очевидно, что общество и
правоохранительная система не имеют права стать проигравшей стороной. Цена
противостояния здоровых сил общества терроризму велика как никогда.
Особое
внимание в антитеррористической деятельности ОВД уделяется работе по
предотвращению терактов и их профилактике. В результате этой работы удалось
предотвратить ряд запланированных на территории России терактов. В соответствии
с законодательством Российской Федерации и компетенцией органов внутренних дел
по борьбе с преступлениями террористического характера в МВД России
организована и реализуется система мер оперативно-розыскного,
предупредительного и ресурсного реагирования.
Несмотря
на то, что терроризм насчитывает несколько тысячелетий, тем не менее,
общепринятого в рамках мирового сообщества определения терроризма на
сегодняшний день не существует, хотя попытки его сформулировать предпринимались
уже с 1789 года (после французской революции).
В
связи с тем, что явление терроризма весьма динамично, постоянно приобретает
новые черты и характеристики (наступательность, высокая техническая
оснащенность, изощрённость и жестокость), это не позволяет специалистам дать
универсальное определение терроризма (в настоящее время понятие «терроризм»
имеет, по разным данным, от 100 до 200 определений).
Анализ
большинства известных определений терроризма российских и зарубежных
специалистов позволяет сделать вывод о том, что все они, к сожалению, несмотря
на оригинальность некоторых из них, не являются универсальными и не отражают
основных характеристик современного терроризма.
Действующий
до 2007г. Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года №
130-ФЗ определял объективную сторону терроризма путем перечисления определённых
деяний: терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических
лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения
(повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность
гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления
иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной
безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие
органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их
неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного
или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной
или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
нападение на представителя иностранного государства или сотрудника
международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на
служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной
защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных
отношений». Ст. 205 УК РФ также относит к терроризму «совершение взрыва,
поджога и иных действий, создающих опасность гибели людей...».
Каждое
из существовавших тогда определений могло быть применимо в той или иной
ситуации, но, принимая во внимание цели и задачи борьбы органов внутренних дел
с терроризмом, а также современную правовую базу этой борьбы, можно прийти к
выводу, что главными составляющими определения терроризма должны быть мотив и
цель. Именно эти составляющие позволят нам отделить терроризм от общеуголовной
преступности и указать на его главный отличительный признак - создание
определённого социально-психологического или политического климата.
Обоснованность
этих рассуждений подтверждается и тем, что законодатель, чувствуя громоздкость
и расплывчатость определения терроризма, содержащегося в ФЗ «О борьбе с
терроризмом», всего через год использует новое определение в Договоре о
сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июля 1999
года, которое отличается от предыдущего двумя существенными моментами - в
Договоре отсутствуют следующие ссылки и указания: на выгоду, которую пытаются
извлечь для себя террористы от решений органов власти, на которые они
воздействуют; на такую цель террористов при нападении на представителя
иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся
между народной защитой, как провокация войны или осложнение международных
отношений.
Такой
подход к формированию определения «терроризм» в современном российском
законодательстве не случаен и отражает закономерный процесс его унификации в
соответствии с реалиями современной действительности.
Наиболее
короткое и ёмкое понятие терроризма дано в новом Федеральном законе № 35 от 6
марта 2006 г. «О противодействии терроризму» (далее Закон): терроризм -
идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами
государственной власти, органами местного самоуправления или международными
организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами
противоправных насильственных действий.
Понятие
«антитеррористическая деятельность»[1]
относится к борьбе с терроризмом в масштабах мирового сообщества, группы
государств или одного государства, а понятие «контртеррористическая
деятельность» - к борьбе с терроризмом, осуществляемой непосредственными
субъектами исполнительной власти внутри страны, например, МВД или ФСБ России. С
другой стороны, оба этих понятия могут употребляться и в рамках деятельности
одного субъекта (например, МВД России) в борьбе с терроризмом. При этом под
«антитеррористической деятельностью» следует понимать весь комплекс мер,
осуществляемых МВД по борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным
законодательством и внутренними нормативными актами, начиная с профилактических
и предупредительных мероприятий и заканчивая силовыми действиями по захвату
(уничтожению) террористов, то есть «контртеррористической деятельностью»
(операциями).
Правовую
основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры
Российской Федерации, Федеральный закон № 35 от 6 марта 2006 г. «О
противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые
акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные
правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Министерство
внутренних дел России
осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и
пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные
цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с
возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными
государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц,
обвиняемых в терроризме.[2]
Органы
внутренних дел участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции
посредством разработки и реализации профилактических, режимных,
организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и
пресечения террористической деятельности; создания и поддержания в необходимой
готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений
террористического характера; предоставления материально-технических и
финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи,
медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах исходя из
потребностей в области борьбы с терроризмом.
Предупреждение
преступлений террористического характера и противоправных деяний экстремистской
направленности является одной из приоритетных задач оперативно-служебной
деятельности ОВД. Большая роль в ее решении принадлежит милиции общественной
безопасности и, в частности, службе участковых уполномоченных.
Участковому
уполномоченному при планировании оперативно-служебной деятельности на данном
направлении необходимо владеть основными правовыми понятиями и терминами,
относящимися к сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Он должен обладать
знаниями о причинах терроризма и экстремизма и условиях, способствующих им,
вероятных участниках террористических и экстремистских акций, формах и методах
ведения профилактической работы. Важным элементом эффективной работы с
терроризмом является знание и правильное применение норм российского
законодательства, которые позволяют квалифицировать преступления данной
категории и регламентируют деятельность ОВД по их пресечению.
Применительно
к деятельности участковому уполномоченному милиции основные положения по
предупреждению преступлений террористического характера содержатся в
«Инструкции по организации деятельности участковых уполномоченных милиции»,
утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 года №900.
При
профилактике в предупреждении преступлений террористического характера
участковый уполномоченный должен планировать на основе тщательного изучения и
анализа складывающейся на административном участке оперативной обстановки.
Контроль за оперативной обстановкой на обслуживаемом участке предполагает
знание социальных, криминологических характеристик и инфраструктуры, в связи с
чем Инструкция обязывает участкового знать территорию административного
участка, население административного участка, количество преступлений
совершенных на участке. Особое внимание нужно уделять наличию на участке
потенциальных целей диверсионно-террористических актов (опасные производства,
например, связанные с переработкой и хранением и транспортировкой отравляющих
веществ; объекты науки, энергетики, транспортного комплекса и др.).
Работа
участкового уполномоченного милиции предусматривает постоянный контроль за
местами вероятной закладки взрывных устройств в жилых домах и иных местах
массового пребывания людей, особого внимания требуют подвальные и чердачные
помещения, а также нежилые помещения, сдаваемые в аренду различным коммерческим
структурам. Процесс проверки должен осуществляться как путем личных проверок,
так и через установленные доверительные отношения с гражданами. Выполнение
участковым данных контрольных функций включает проведение инструктажей и бесед
о способах, применяемых террористами при минировании, о первоначальных
действиях граждан в случае обнаружения подозрительных предметов.
При
этом участковый уполномоченный должен постоянно помнить о своих первоначальных
действиях в случае обнаружения взрывных устройств и предметов, их напоминающих.
В этой ситуации ему необходимо незамедлительно принять меры к недопущению на
место закладки посторонних лиц, срочно проинформировать о находке дежурного ОВД
и дождаться прибытия специалистов - взрывотехников. Ни в коем случае участковый
не должен предпринимать самостоятельных попыток разминирования.
Важным
направлением предупреждения преступлений террористического и экстремистского
характера является выявление лиц, склонных к их совершению. Объектом
повышенного внимания со стороны участкового уполномоченного милиции должны быть
лица, страдающие психическими заболеваниями, представляющие непосредственную
опасность для окружающих и состоящие на учете в учреждениях здравоохранения. В
конечном итоге эффективность работы участкового уполномоченного в сфере
предупреждения преступлений террористического и экстремистского характера будет
определяться уровнем его взаимодействия с населением, руководителями органов
местного самоуправления, организаций и предприятий, расположенных на территории
административного участка.
Сегодня уголовные законодательства отдельных стран и
международное право относят терроризм к разряду наиболее опасных преступлений.
Создана значительная юридическая база в виде многочисленных международных
конвенций для борьбы с терроризмом. В этих нормативных актах предусмотрены
взаимные обязательства государств в противодействии различным видам
террористической деятельности.
Среди них можно отметить: токийскую "Конвенцию о
преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных
судов" 1963 г, гаагскую "Конвенцию о борьбе с незаконным захватом
воздушных судов" 1970 г., монреальскую "Конвенцию о борьбе с
незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации"
1971 г., нью-йоркскую "Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений
против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических
агентов" 1973 г., нью-йоркскую "Международную конвенцию о борьбе с
захватом заложников" 1979 г., монреальскую "Конвенцию о маркировке
пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения" 1991 г.
В некоторых регионах существуют собственные
нормативные акты антитеррористического характера. В 1977 г. под эгидой Совета
Европы была принята "Европейская конвенция о пресечении терроризма".
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма была подписана от имени
Российской Федерации в Страсбурге 17 ноября 2005 года.
Страны СНГ заключили между собой "Договор о
сотрудничестве в борьбе с терроризмом". В 2000г. была принята
межгосударственная "Программа сотрудничества по борьбе с терроризмоми
другими проявлениями экстремизма", образован Антитеррористический центр
СНГ.
Криминологическое обеспечение международного
сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом представляет собой
осуществление совместного (двустороннего, многостороннего в рамках
межгосударственного правоохранительного взаимодействия) сбора и анализа
криминологически обоснованной и криминологически значимой информации о закономерностях,
состоянии, тенденциях и прогнозах развития криминологических ситуаций
(международных и национальных), связанных с терроризмом, направленной на
создание научных предпосылок оптимизации, активизации и повышения эффективности
международного контроля над терроризмом, детерминирующими его процессами.
При этом криминологическое обеспечение представляет
собой не только процесс регулярного (систематического) наполнения
рассматриваемого сотрудничества новой научно-аналитической информацией
криминологического характера, но и процесс постоянного криминологического контроля
(мониторинга) над ее целенаправленным и обоснованным использованием. [3]
Криминологическое обеспечение международного
сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом выступает частью
общей системы научно-аналитического обеспечения антитеррористической
деятельности.
При этом международный контроль над терроризмом
включает четыре составляющие:
а) политическую (антитеррористическая политика
государств);
б) нормативную (система международных норм и правил,
которые определяют круг деяний, относящихся к проявлениям терроризма,
регулируют вопросы преследования лиц и организаций, совершающих
террористические акты, предусматривают систему мер предупреждения терроризма;
г) оперативную (проведение антитеррористических
мероприятий на двусторонней или многосторонней договорной основе вне рамок
международных организаций).
Содержание
криминологического обеспечения сотрудничества МВД России в сфере контроля над
терроризмом образуют следующие, тесно взаимосвязанные между собой
элементы:
-
получение криминологической информации о терроризме;
-
разработку криминологических прогнозов развития терроризма;
-
криминологический мониторинг предупредительной антитеррористи-ческой
деятельности;
-
криминологическую экспертизу принимаемых в рамках сотрудничества решений и
документов.
В
деятельности органов внутренних дел в сфере международного контроля над
терроризмом использование криминологической информации возможно на трех
уровнях:
а) на уровне руководства МВД России:
- для развития концепции контроля над терроризмом,
разработки программ противодействия терроризму и планов деятельности органов
внутренних дел в этой области, а также мониторинга исполнения этих документов;
-
для определения стратегических задач органов внутренних дел в области контроля
над терроризмом;
-
для выработки политики в области противодействия терроризму и разработки
предложений по совершенствованию антитеррористического законодательства;
б)
на уровне руководства подразделениями органов внутренних дел, осуществляющих
противодействие терроризму:
-
для оптимизации планирования работы и целенаправленности проведения
профилактических мероприятий;
- при разработке новых и совершенствовании апробированных
приемов и методов деятельности органов внутренних дел в сфере контроля над
терроризмом;
- в организации подготовки высококвалифицированных
кадров для органов внутренних дел, повышении квалификации сотрудников,
специализирующихся в антитеррористической области;
-
в выработке норм обеспечения подразделений органов внутренних дел,
осуществляющих противодействие терроризму, необходимыми техническими и
материальными средствами, а также при определении их штатной численности;
в)
на низовом (территориально-зональном) уровне:
-
в целях предупреждения совершения террористических актов;
-
для выдвижения версий, установления и задержания лиц, занимающихся
террористической деятельностью;
-
для организации индивидуальной профилактики.
При этом криминологическое обеспечение включает: [4]
а) выяснение фактической картины состояния терроризма
в отдельной стране, регионе мира или в мире в целом;
б) объяснение этой картины, ее динамики и разработка
криминологического прогноза развития терроризма;
в) разработка рекомендаций по предупреждению
террористической деятельности, нейтрализации или ослаблению отрицательных
тенденций и последствий терроризма.
Наряду
с оценкой использования криминологической информации в организации и
осуществлении сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере
контроля над терроризмом, криминологическое обеспечение названного
взаимодействия предполагает оценку адекватности криминологическим целям иных
обеспечивающих эту деятельность мер: нормативных, организационных, кадровых и
финансовых и др.
Основными
направлениями совершенствования криминологического обеспечения сотрудничества
МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом
являются:
а)
выработка согласованных криминологически обоснованных подходов и стандартов в
деятельности по предупреждению международного терроризма, например, разработка
криминологических основ унификации антитерро-ристической нормативно-правовой
базы, а также показателей и отчетности в области контроля над терроризмом;
б)
выработка и развитие на основе криминологической информации новых организационных
форм взаимодействия органов внутренних дел с зарубежными коллегами;
в)
активное внедрение достижений криминологической науки в практику международного
контроля над терроризмом.[5]
B
конце XX столетия самой большой опасностью для его демократического и
экономического развития стал терроризм.
Современный
терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким
уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная
отличительная черта – это размывание границ между международным и внутренним
терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и
незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в
современном мире.
Для
обеспечения необходимой эффективности борьбы с терроризмом требуется
одновременное целенаправленное воздействие на социальные факторы и условия,
которые детерминируют терроризм и благоприятствуют его распространению. В
решении задач, предназначенных для осуществления социальной, криминологической
и специальной профилактики, должен участвовать широкий круг государственных
органов с привлечением общественности.
В
целом же стратегия отпора терроризму должна включать в себя:
-
идеологическое, информационное, организационное противодействие формированию у
граждан террористических намерений и настроений;
-
правовое, информационное, административное и оперативное противодействие
возникновению террористических (экстремистских) групп и организаций;
-
недопущение приобретения оружия, боеприпасов и иных средств осуществления
преступных действий лицами, вынашивающими террористические намерения;
-
предупреждение террористических действий на стадии их подготовки и покушения;
-
оперативное, боевое, уголовно-правовое пресечение террористических действии на
стадии их реализации.
1.
Закон РФ от 18 апреля 1991
г. N 1026-I "О милиции" (в ред. Федерального Закона от 09.05.2005 N
45-ФЗ).
2.
Федеральный закон
№ 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» (в ред.
Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ).
3.
Федеральный закон от 12
августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
4.
Постановление
Правительства РФ от 15 марта 1999г. N 288 "О подписании Договора о
сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе
с терроризмом"
5.
Инструкция по организации
деятельности участковых уполномоченных милиции. Утверждена приказом МВД России
от 16 сентября 2002 года №900.
6.
Административная
деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. - М.: МЮИ МВД
России. Издательство "Щит-М", 1997.
7.
Белан Д.И.
Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными
организациями в сфере контроля над терроризмом. // Криминологический журнал.-
2006. - № 9.
8.
Белан Д.И. О роли
международного сотрудничества правоохранительных органов в предупреждении
международного терроризма. // Закон и право.- 2006. - № 12.
9.
Гирько С. И. и др. О
противодействии терроризму: постатейный комментарий к Федеральному закону от 6
марта 2006 г. №35-ФЗ. – М.: Юридический Дом
"Юстицинформ", 2007.
10.
Иванова Д.И.
Взаимодействие правоохранительных органов в реализации системы мер
противодействия терроризму. // Изобретательство.- 2002. - № 8.
11.
Лутовинов В. Особенности
национального терроризма. // "ОБЖ", октябрь 2000 г.
12.
Минин О. Р. О понятиях
"терроризм" и «контртеррористическая операция»// Альманах
"Профессионал".- №3.-2005.
[4]
Белан Д.И. О роли международного сотрудничества правоохранительных органов
в предупреждении международного терроризма. // Закон и право, 2006. № 12. -С.
32-33.
[5] Иванова
Д.И. Взаимодействие правоохранительных органов в реализации системы мер
противодействия терроризму. // Изобретательство, 2002. Т. II. № 8. – С. 53.